Давно не делал разборку данных погрузки РЖД и статистики портов
Крайний раз писал о секторе в Октябре прошлого года
На тот момент, данные РЖД говорили о некоторой стабилизации перевозки грузов и контейнеров в частности
Показатели перевалки контейнеров в портах страны так же стабилизировались
Но ситуация с портами на Балтике была ужасной, а Дальний Восток показывал быстрый рост
До отчетности ВМТП, ДВМП, НПК, GLOBAL PORTS, GLOBALTRANS за 2022 год еще около месяца
Обычно первым в начале февраля отчитывается лидер контейнерного рынка ТРАНСКОНТЕЙНЕР
В ожидании отчетности предлагаю посмотреть на основные цифры РЖД и данные портовой статистики
Благо уже есть данные за Декабрь'22 и Январь'23
Можно будет понять как отрасль закончила прошлый год и начинает новый
Структуру разборки предлагаю следующую:
Данные РЖД по общей погрузке
Данные РЖД по погрузке по секторам экономики
Данные РЖД по перевозке контейнеров
Данные по контейнерообороту в целом по стране
Данные по контейнерообороту по морским бассейнам
Будет достаточно много графиков для того чтобы визуализировать среднесрочные и краткосрочные тренды
И так начнем!
Погрузка РЖД в Январе'23 снизилась до минимальных уровней, наблюдавшихся последний раз в Январе'20 и Январе'17
Показатель погрузки за последние 12 месяцев (LTM) вернулся на уровни 2017 г
Падение погрузки идет 11 месяцев подряд, что сравнимо с продолжительностью падения в кризисы 2008,2013 и 2020
Сентябрьская стабилизация погрузки оказалась обманчивой, снижение возобновилось и держится на уровне -5% г-к-г
Надеюсь что в Феврале-Марте начнется эффект низкой базы 2022 и проценты начнут постепенно хотя бы временно улучшаться
Ситуация погрузки по отраслям оставалась кардинально разной
В наилучшем положении грузы строительной отрасли, благодаря масштабным стройкам на Восточном полигоне и работам по восстановлению новых регионов
После сбора рекордного урожая и снятия запрета на экспорт резко выросла погрузка зерновых
На уровне рынка держится снижение погрузки Нефти и нефтепродуктов
Черные металлы в два раза хуже рынка
Уголь хорошо восстанавливался в конце года благодаря увеличению квот на перевозку, но в начале года опять ушел в минус
Хуже всего ситуация в лесных грузах, снижение так и держится на уровне 30%
Европа перестала закупать продукцию нашей лесной промышленности из санкций, а Китай в прошлом году был сильно затоварен да по перегруженной железной дороге невозможно отправить "выпавший" европейский объем в Азию
В целом, погрузка РЖД по итогам Января выглядит не очень позитивно, с нетерпением жду результатов Февраля
По перевозке контейнеров год у РЖД начался более позитивно чем по грузам
Рекордный Январь и рост на 5% к рекордному Январю прошлого года!
Рост кол-ва груженных контейнеров показал даже более высокий темп роста!
Часть контейнерного трафика, шедшего ранее в Азию по морю через балтийские и черноморские порты, была перенаправлена получателям напрямую по железной дороге
Можно так же констатировать, что наши компании в сотрудничестве с китайскими, арабскими компаниями смогли полностью заместить "самоушедших" с рынка MAERSK, CMA и прочих
Начало года по перевозке контейнеров выглядит позитивным для операц. результатов ТРАНСКОНТЕЙНЕР, GLOBAL PORTS и ДВМП
А что происходило с перевалкой контейнеров в портах страны?
Перевалка в Январе'23 снизилась на 24%
Отчасти это падение связанно с вышеупомянутым перераспределением трафика между портами и РЖД
Восточные порты (в том числе и Владивосток принадлежащий ДВМП) перегружены и работают без выходных чтобы обеспечить повышенную пропускную способность
ДВМП не раскрыло объем перевалки контейнеров в Январе, но вот такая новость про очередной рекорд была по итогам первых недель года
В целом, перевалка контейнеров по Дальнему Востоку выросла в Январе на 8%
В портах Черного моря рост составил 7%
Вся проблема в портах Балтики и их традиционной ориентации на западных контейнерных перевозчиков и западные рынки - падение почти в 4 раза
Возможно портам Балтики в какой-то мере поможет вчерашнее поручение Владимира Владимировича о субсидиях на вывоз лесных грузов через порты Северо-Запада
Это будет и важным шагом поддержки лесной промышленности
И так что мы имеем по итогам Января:
Погрузка РЖД -5%
Лучше всего погрузка строительных материалов и зерна +10% и +20%
Хуже всего лесные грузы -30% и металлы -10%
Перевозка контейнеров РЖД +5%
Перевалка контейнеров порты -24%
Продолжается рост перевалки на Д.Востоке +8% и Ч.Море +7%
Продолжается стагнация перевалки на Балтике -73%
По одному месяцу конечно рано делать выводы о том, как будет отработан даже 1-ый квартал
Но цифры РЖД и статистики портов за Январь выглядят позитивно для ТРАНСКОНТЕЙНЕРА, ДВМП, GLOBALTRANS
В меньшей степени этот позитив касается GLOBAL PORTS с ее значительными портовыми активами на Балтике
По прежнему, очень тяжелая ситуация у СЕГЕЖА и непростая у металлургов ММК, СЕВЕРСТАЛЬ и НЛМК
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу