17 февраля 2023 БКС Экспресс
Что такое мультипликаторы и зачем они нужны
Мультипликаторы отражают соотношения между финансовыми показателями. Они используются для анализа компании и сравнения ее с конкурентами: с помощью мультипликаторов можно узнать, переоценена ли компании или недооценена.
Может показаться, что это сложно, но на практике анализ на основе мультипликаторов уже не является трудоемким. Клиентам БКС доступен ряд основных и уже рассчитанных мультипликаторов: остается их сравнить и выбрать подходящие бумаги.
3 главных мультипликатора
Рассмотрим 3 основных, самых распространенных показателя.
• Price-to-Earnings или P/E. Это отношение капитализации компании к ее прибыли, либо стоимости одной акции к прибили на одну акцию. Показатель P/E показывает, за сколько лет компания окупит себя. Допустим, значение равно 5 — это значит, что за 5 лет компания заработает столько же денег, сколько стоит сама, при условии, что уровень прибыли не изменится.
P/E считается базовым и простым мультипликатором. Сравнивать его стоит с медианным значением по отрасли или с ближайшими конкурентами. Можно сказать так: если P/E компании равен 10, а медиана по отрасли 15, то перед нами недооцененный актив.
• Price-to-Book ratio или P/B. Отношение капитализации компании к ее балансовой стоимости активов. Проще говоря, сколько на рынке стоит один рубль балансовой стоимости компании. Значения можно интерпретировать так:
- P/B > 1 — стоимость компании оценивается выше ее балансовой стоимости
- P/B < 1 — стоимость компании оценивается ниже ее имущества
- P/B = 1 — стоимость компании равна ее балансовой стоимости
Чем меньше показатель, тем лучше — но только в теории. На практике низкое значение P/B может сказать об неэффективности управления бизнесом, и коэффициент не учитывает будущих доходов. Показатель не подходит, например, для оценки IT-компаний, где на балансе могут быть компьютеры, серверы и офисы.
• Growth EPS за 5 лет в %. EPS — это прибыль на акцию, а Growth EPS — средняя величина роста EPS за последние 5 лет. Чем выше показатель роста прибыли, тем результативней компания с финансовой точки зрения.
Важно отметить, что Growth EPS показывает результаты прошлых периодов и фактически ничего не говорит о будущих.
Как сравнивать компании на основе мультипликаторов
Для корректного и релевантного сравнения необходимо придерживаться ряда несложных правил.
• Необходимо сравнивать компании из одной отрасли. Не имеет смысла сравнивать между собой производителя одежды и добывающую нефть компанию. У них различаются драйверы, риски, налоговые условия, законодательная база и т.д.
• Используйте несколько мультипликаторов. Так вы сможете увидеть ситуацию целиком.
• Сравнивайте с достаточным количеством конкурентов. В идеале нужно сравнить выбранного эмитента с 3–5 похожими компаниями с сопоставимой капитализацией. В реальности сделать это бывает сложно, поэтому выбирайте для сравнения не только крупные компании. Если недостаточно конкурентов в одной стране, включите в свой анализ иностранные акции. Чем больше вы рассмотрите компаний, тем лучше сможете понять состояние всей отрасли.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
