СДЭК — одна из крупнейших российских компаний на рынке доставки документов и грузов. В 2021 году она выпустила свои первые ценные бумаги для развития бизнеса. Компания может увеличивать объем долга с помощью новых выпусков облигаций: 50-летняя программа предполагает 20-кратный рост объемов, до 10 млрд рублей. Поэтому есть основания познакомиться с бизнесом поближе.
Дебютный выпуск — шестилетние облигации серии БО-П01 объемом 500 млн рублей — СДЭК разместил в феврале 2021 года. Целями привлечения финансирования были заявлены обновление ИТ-платформы и программного обеспечения, модернизация серверов, расширение набора функций мобильного приложения. Вот основные параметры выпуска.
На чем зарабатывают
СДЭК занимает второе место в стране после «Почты России» по географическому охвату доставки. Работает в 27 странах мира. Крупнейшие хабы находятся в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске.
Компания развивается преимущественно за счет франчайзинговой модели бизнеса. Благодаря продажам франшизы СДЭК вырос до 7 тысяч пунктов выдачи заказов и постаматов. Активная база клиентов насчитывает 6,5 млн пользователей.
Также СДЭК помогает россиянам делать покупки на зарубежных онлайн-платформах, что стало проблематичным после ухода из страны международных платежных систем. Пользователь оплачивает импортный товар с помощью карты российского банка, а СДЭК покупает и доставляет заказ. Это позволяет потребителю в России получить доступ к продукции ушедших с российского рынка производителей.
Еще СДЭК занимается продажей восстановленной электроники. В компании подчеркивают, что предлагают к доставке из-за рубежа только те устройства, которые гарантированно проходят санкционные ограничения.
Восстановленные — это товары, которые вернулись к производителю, например из-за брака, и после исправления недостатков снова были выставлены на продажу
Крупнейшие склады для международного сегмента В2С по доставке заказов из зарубежных интернет-магазинов находятся в США, Германии и Италии. Планируется расширение на Китай и Вьетнам.
Фулфилмент СДЭК включает складской учет, обработку заказов, доставку до конечного покупателя или до склада интернет-магазина. Центры фулфилмента компании открыты на базе логистических центров в 18 крупнейших городах России, а еще один — в Казахстане.
Фулфилмент — комплекс логистических услуг по хранению и доставке товаров
Компания получает выручку от четырех сегментов бизнеса:
B2C и фулфилмент — доставка посылок из интернет-магазинов, складские и транспортные услуги. Сегмент приносит 61% выручки.
С2С и прочие — отправка и доставка писем и посылок между физическими лицами. Дает 28% выручки.
B2B и авиаперевозки — доставка документов, писем и грузов для корпоративных клиентов — 6% выручки.
Международные отправления посылок — 5% выручки.
Финансовый анализ
СДЭК — холдинг, который состоит из множества компаний. Сама группа не публикует консолидированную отчетность. К изучению доступен отчет по РСБУ за 9 месяцев 2022 года от основной операционной компании «СДЭК-глобал», которая и выпустила облигации.
За вычетом денег на счетах долг компании с учетом обязательств по договорам лизинга и прочих долгосрочных обязательств составил 3 млрд рублей. При собственном капитале в 2,6 млрд чистый долг превышает его в 1,2 раза. Если исходить из 1,5 млрд прибыли до вычета налогов и процентов по долгу (EBIT) по итогам 2021 года, то чистый долг равен двум годовым EBIT.
Сумма уплаченных процентов по долговым обязательствам за вычетом полученных процентов составила за 3 квартала 310 млн рублей, или треть от EBIT за этот же период. Это означает, что компания сможет работать безубыточно и платить проценты по долгам даже при падении прибыли в 3 раза. Годовая EBIT компании стабильна и держится выше миллиарда рублей с 2020 года.
Финансовые показатели СДЭК, млрд рублей
Аргументы за
Развитая сеть. СДЭК — лидер по пунктам выдачи заказов среди российских компаний экспресс-доставки товаров. Это не только конкурентное преимущество по отношению к другим курьерским службам, но и фактор удобства работы с компанией для пользователей.
Снижение конкуренции. Международные сервисы экспресс-доставки DHL, FedEx и UPS прекратили или сократили свою работу в России. Их доля рынка должна перейти местным компаниям.
Удобный сервис. Даже в кризисные времена покупатели все равно пользуются услугами доставки или самовывоза из пункта выдачи заказов, потому что это проще и дешевле, чем ходить по офлайн-магазинам.
Ставка на e-commerce. В приоритетах компании развитие сервисов электронной коммерции, например собственного маркетплейса «СДЭК-маркет». Это тоже добавляет ей очков.
Аргументы против
Уменьшается количество рынков. Сокращение оборотов и географии внешней торговли сужает возможности для заработка логистических компаний.
Уход международных брендов. Их отсутствие сказывается на общих оборотах торговли и уменьшает доходы логистики, которая получает от этого меньше комиссий.
Санкции затрудняют торговлю. Чем жестче становятся ограничения, тем сложнее поставщикам искать пути их обхода. Так, новые меры США запрещают поставки в Россию дорогой бытовой электроники. Сейчас это часть бизнеса СДЭК.
Рост себестоимости. Многим российским логистическим сервисам пришлось менять цепочку поставок товаров из-за санкционных ограничений. Это влечет рост издержек.
Что в итоге
В нынешних условиях СДЭК привлекает не только обширной сетью пунктов выдачи. Благодаря санкциям компания может увеличить свою долю на рынке. Она дает россиянам возможность приобретать иностранные товары и планирует экспансию на азиатском рынке. Это должно помочь пережить кризис.
Учредители остаются в бизнесе с момента основания в 2000 году. Это говорит о том, что владельцы и управленцы заинтересованы в развитии компании и ее инвестиционной привлекательности. СДЭК заявлял о намерении продать акции на бирже, что расширит возможности для развития компании.
СДЭК разместил облигации, чтобы развивать бизнес и повысить финансовые показатели, а не для рефинансирования долгов, как это часто бывает у небольших эмитентов, которые пытаются решить на бирже текущие проблемы.
Новый раунд санкций и вынужденная переориентация цепочек поставок могут негативно повлиять на доходы компании в ближайшие кварталы. Но впоследствии они должны восстановиться за счет роста параллельного импорта и освоения новых международных каналов доставки.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Дебютный выпуск — шестилетние облигации серии БО-П01 объемом 500 млн рублей — СДЭК разместил в феврале 2021 года. Целями привлечения финансирования были заявлены обновление ИТ-платформы и программного обеспечения, модернизация серверов, расширение набора функций мобильного приложения. Вот основные параметры выпуска.
На чем зарабатывают
СДЭК занимает второе место в стране после «Почты России» по географическому охвату доставки. Работает в 27 странах мира. Крупнейшие хабы находятся в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске.
Компания развивается преимущественно за счет франчайзинговой модели бизнеса. Благодаря продажам франшизы СДЭК вырос до 7 тысяч пунктов выдачи заказов и постаматов. Активная база клиентов насчитывает 6,5 млн пользователей.
Также СДЭК помогает россиянам делать покупки на зарубежных онлайн-платформах, что стало проблематичным после ухода из страны международных платежных систем. Пользователь оплачивает импортный товар с помощью карты российского банка, а СДЭК покупает и доставляет заказ. Это позволяет потребителю в России получить доступ к продукции ушедших с российского рынка производителей.
Еще СДЭК занимается продажей восстановленной электроники. В компании подчеркивают, что предлагают к доставке из-за рубежа только те устройства, которые гарантированно проходят санкционные ограничения.
Восстановленные — это товары, которые вернулись к производителю, например из-за брака, и после исправления недостатков снова были выставлены на продажу
Крупнейшие склады для международного сегмента В2С по доставке заказов из зарубежных интернет-магазинов находятся в США, Германии и Италии. Планируется расширение на Китай и Вьетнам.
Фулфилмент СДЭК включает складской учет, обработку заказов, доставку до конечного покупателя или до склада интернет-магазина. Центры фулфилмента компании открыты на базе логистических центров в 18 крупнейших городах России, а еще один — в Казахстане.
Фулфилмент — комплекс логистических услуг по хранению и доставке товаров
Компания получает выручку от четырех сегментов бизнеса:
B2C и фулфилмент — доставка посылок из интернет-магазинов, складские и транспортные услуги. Сегмент приносит 61% выручки.
С2С и прочие — отправка и доставка писем и посылок между физическими лицами. Дает 28% выручки.
B2B и авиаперевозки — доставка документов, писем и грузов для корпоративных клиентов — 6% выручки.
Международные отправления посылок — 5% выручки.
Финансовый анализ
СДЭК — холдинг, который состоит из множества компаний. Сама группа не публикует консолидированную отчетность. К изучению доступен отчет по РСБУ за 9 месяцев 2022 года от основной операционной компании «СДЭК-глобал», которая и выпустила облигации.
За вычетом денег на счетах долг компании с учетом обязательств по договорам лизинга и прочих долгосрочных обязательств составил 3 млрд рублей. При собственном капитале в 2,6 млрд чистый долг превышает его в 1,2 раза. Если исходить из 1,5 млрд прибыли до вычета налогов и процентов по долгу (EBIT) по итогам 2021 года, то чистый долг равен двум годовым EBIT.
Сумма уплаченных процентов по долговым обязательствам за вычетом полученных процентов составила за 3 квартала 310 млн рублей, или треть от EBIT за этот же период. Это означает, что компания сможет работать безубыточно и платить проценты по долгам даже при падении прибыли в 3 раза. Годовая EBIT компании стабильна и держится выше миллиарда рублей с 2020 года.
Финансовые показатели СДЭК, млрд рублей
Аргументы за
Развитая сеть. СДЭК — лидер по пунктам выдачи заказов среди российских компаний экспресс-доставки товаров. Это не только конкурентное преимущество по отношению к другим курьерским службам, но и фактор удобства работы с компанией для пользователей.
Снижение конкуренции. Международные сервисы экспресс-доставки DHL, FedEx и UPS прекратили или сократили свою работу в России. Их доля рынка должна перейти местным компаниям.
Удобный сервис. Даже в кризисные времена покупатели все равно пользуются услугами доставки или самовывоза из пункта выдачи заказов, потому что это проще и дешевле, чем ходить по офлайн-магазинам.
Ставка на e-commerce. В приоритетах компании развитие сервисов электронной коммерции, например собственного маркетплейса «СДЭК-маркет». Это тоже добавляет ей очков.
Аргументы против
Уменьшается количество рынков. Сокращение оборотов и географии внешней торговли сужает возможности для заработка логистических компаний.
Уход международных брендов. Их отсутствие сказывается на общих оборотах торговли и уменьшает доходы логистики, которая получает от этого меньше комиссий.
Санкции затрудняют торговлю. Чем жестче становятся ограничения, тем сложнее поставщикам искать пути их обхода. Так, новые меры США запрещают поставки в Россию дорогой бытовой электроники. Сейчас это часть бизнеса СДЭК.
Рост себестоимости. Многим российским логистическим сервисам пришлось менять цепочку поставок товаров из-за санкционных ограничений. Это влечет рост издержек.
Что в итоге
В нынешних условиях СДЭК привлекает не только обширной сетью пунктов выдачи. Благодаря санкциям компания может увеличить свою долю на рынке. Она дает россиянам возможность приобретать иностранные товары и планирует экспансию на азиатском рынке. Это должно помочь пережить кризис.
Учредители остаются в бизнесе с момента основания в 2000 году. Это говорит о том, что владельцы и управленцы заинтересованы в развитии компании и ее инвестиционной привлекательности. СДЭК заявлял о намерении продать акции на бирже, что расширит возможности для развития компании.
СДЭК разместил облигации, чтобы развивать бизнес и повысить финансовые показатели, а не для рефинансирования долгов, как это часто бывает у небольших эмитентов, которые пытаются решить на бирже текущие проблемы.
Новый раунд санкций и вынужденная переориентация цепочек поставок могут негативно повлиять на доходы компании в ближайшие кварталы. Но впоследствии они должны восстановиться за счет роста параллельного импорта и освоения новых международных каналов доставки.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу