Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Россия обходит санкции ЕС и по-прежнему покупает современную микроэлектронику » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Россия обходит санкции ЕС и по-прежнему покупает современную микроэлектронику

6 марта 2023 Bloomberg
Европейские товары все еще попадают в РФ через третьи страны.

По словам высокопоставленного европейского дипломата, Россия, похоже, успешно обходит санкции Европейского Союза и Большой семерки, чтобы обеспечить поставки полупроводников и других технологий.

Российский импорт в целом в значительной степени вернулся к уровню 2020 года, и анализ данных о торговле показывает, что передовые микросхемы и процессоры, произведенные в ЕС и других союзных странах, поставляются в Россию через третьи страны, такие как Турция, Объединенные Арабские Эмираты и Казахстан. Данные свидетельствуют о том, что реальное воздействие в некоторых областях пока не соответствует тому, на что могли надеяться чиновники ЕС.

«Просто подписаться под новыми санкциями недостаточно», — сказал Дэниел Таннебаум, руководитель международной практики по борьбе с финансовыми преступлениями в консалтинговой фирме Oliver Wyman. «Сейчас правительствам нужны механизмы правоприменения».

Поставки из Китая в Россию также выросли, поскольку Пекин играет все более важную роль в снабжении, добавил дипломат, попросив не называть его имени при обсуждении конфиденциальной информации.

ЕС ввел санкции в отношении почти 1500 человек, ограничил экспорт сотен товаров и технологий и нацелился на многие ключевые источники доходов Москвы. Но некоторые официальные лица обеспокоены тем, что блоку по-прежнему не хватает эффективного аппарата для обеспечения соблюдения этих мер, и он отстает от США.

Имея более долгую историю применения санкций против иностранных держав, США имеют централизованное агентство, более эффективные процедуры сбора информации, а также строгое законодательство и инструменты для обеспечения соблюдения правил внутри страны и за рубежом.

В ЕС правоприменение представляет собой лоскутное одеяло, которое в основном ложится на плечи государств-членов. В то время как Европейская комиссия следит за выполнением и дает рекомендации, национальные власти несут ответственность за выявление нарушений и наложение штрафов. А это значит, что результаты противоречивы.

В конечном счете речь идет о политической воле, сказал один чиновник ЕС, участвующий в этом процессе, и национальные чиновники могут оказаться под давлением, когда дело доходит до принятия жестких мер против их собственных компаний.

«Наши санкции сильно кусаются и способствуют устойчивому экономическому спаду в России», — сказал вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис на прошлой неделе. «Но их эффективность также зависит от того, насколько хорошо они соблюдаются».

На первый взгляд санкции кажутся эффективными. Но информация, собранная базирующейся в Женеве организацией Trade Data Monitor, указывает на то, что некоторые подпадающие под санкции товары, особенно передовые полупроводники, переправляются в Россию через третьи страны, многие из которых резко изменили свои торговые привычки после российского вторжения.

В некоторых случаях экспорт в Россию технологий, которые могут быть использованы в военных целях, фактически вырос с нуля до миллионов долларов.

Казахстан является ключевым примером. В 2022 году центральноазиатская страна экспортировала в Россию передовых полупроводников на сумму 3,7 миллиона долларов по сравнению с 12 тысячами долларов в предыдущий год.

В период с 2017 по 2021 год Россия ежегодно покупала передовые микросхемы и интегральные схемы в среднем на 163 миллиона долларов в ЕС, США, Японии и Великобритании. В 2022 году эта сумма упала примерно до 60 миллионов долларов.

Данные показывают, что Турция, Сербия, ОАЭ и полдюжины других стран Восточной Европы и Центральной Азии помогли восполнить дефицит. Между тем поставки высокотехнологичных компонентов в эти страны из стран-союзников выросли на аналогичную сумму. Такие же закономерности проявляются в сотнях товарных категорий, но особенно остро они проявляются, когда речь идет о передовых чипах и интегральных схемах.

Но отслеживание отправлений — непростой процесс. Покупатели иногда используют сложные корпоративные механизмы и модели распределения, чтобы скрыть конечный пункт назначения своих товаров. К непрозрачности могут добавить неполное оформление документов, а также так называемые перевалочные пункты, где товары перемещаются между транспортными средствами или перенаправляются.

Страны ЕС до сих пор стеснялись использовать некоторые из этих инструментов и бороться с потенциальными нарушениями у себя дома, по крайней мере, публично. Дискуссии об ужесточении правоприменительного режима ЕС вызвали дискуссию о том, где должна лежать доля ответственности между Брюсселем и европейскими столицами, когда дело доходит до полицейских мер, говорят официальные лица и дипломаты.

«Конечно, для всех было бы удобнее, если бы за это отвечало одно учреждение уровня ЕС», — сказал в интервью исполняющий обязанности директора Службы финансовой разведки Латвии Томс Платацис. Латвия ввела уголовную ответственность за нарушение санкций, а другие страны ЕС — нет, поэтому нарушители могут «искать другие страны, где уклонение от санкций влечет за собой меньшее потенциальное наказание», — сказал он.

«Применение экспортных санкций не является тривиальной задачей», — сказал он. Беата Яворчик, главный экономист Европейского банка реконструкции и развития. «Каждое правительство хочет, чтобы все другие страны применяли их, но предпочитает быть снисходительным по отношению к своим собственным фирмам. Опыт ограничений экспорта во время холодной войны ясно показывает это. Таким образом, предоставление контроля за соблюдением санкций национальным правительствам не всегда может работать идеально».

http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу