17 марта 2023 Тинькофф Банк
На рынке альтернативных инвестиций особое место занимают investments of passion — как правило, это предметы коллекционирования, которые могут принести владельцу не только радость обладания, но и потенциальный доход от их продажи в будущем. Сегмент этот необычайно разнообразен: миллионы долларов коллекционеры выкладывают в картины, швейцарские часы и даже кроссовки. Увлечение последними только набирает обороты.
Судите сами: если в 2020 году купить пару кроссовок Air Jordan 1985 года можно было за $3 тыс., то в 2023-м за них просят уже $30 тыс. Подорожать в 10 раз на рынке ресейла может и пара, буквально вчера продававшаяся в магазине за $200.
Кроссовки как инвестиция
Вторичный рынок продажи кроссовок развивается такими темпами, что в 2020 году инвестиционный банк Cowen предложил своим клиентам рассматривать спортивную обувь как инвестиционный актив.
Аналитики банка подсчитали: при ежегодном росте на 20% к 2030 году оборот мирового рынка ресейла кроссовок может достичь $30 млрд.
Среди причин такого бума Cowen выделяет развитие инструментов электронной коммерции, которыми активно пользуются молодые люди от 18 до 35 лет. Кроме того, спортивные бренды давно поняли, что выпуск ограниченных коллекций (они-то и становятся предметом охоты сникерхедов) — верный способ повысить лояльность аудитории.
Один из главных игроков на рынке ресейла — платформа StockX. Не раскрывая конкретных цифр, компания отчиталась, что 2022 год она закрыла с рекордной для себя выручкой. Впрочем, о рекордах StockX рапортует уже третий год подряд, и это находит отклик у инвесторов: стартап с инвестициями от Google Ventures стал единорогом в 2019 году, и сейчас компанию оценивают в $3,8 млрд.
Львиная доля продаж StockX приходится именно на кроссовки. В топе продаж традиционно — Air Jordan, Nike, adidas, New Balance и Converse. Но, подобно своему логотипу, именной бренд Майкла Джордана взлетает выше всех конкурентов.
Лучшая реклама — запрет
Сотрудничество Nike и Майкла Джордана началось в 1984 году. Тогда компания заключила рекламный контракт с восходящей звездой баскетбола и тут же переобула его в кроссовки Air Ship, созданные специально для Джордана. Правда, долго играть баскетболисту в них не пришлось: Национальная баскетбольная ассоциация (НБА) уведомила Nike, что красно-черная расцветка пары не соответствует форме команды «Чикаго Буллз», за которую выступает Джордан. А значит, после каждой игры в них спортсмен будет оштрафован на $5 000. В ответ Nike выступила с заявлением, что готова самостоятельно оплачивать штрафы спортсмена, но дальше слов дело не пошло — уже в том же году Джордана ждала красно-белая пара, подходящая под регламент НБА.
Это не помешало Nike использовать конфликт с баскетбольной ассоциацией как маркетинговый ход. В апреле 1985 года красно-черные кроссовки поступили в массовую продажу под названием Air Jordan, а лозунгом первой рекламной кампании стала фраза «НБА не может вам запретить носить их». Успех был феноменален: уличные постеры с изображением Майкла Джордана моментально срывались фанатами игрока, а перекупщики торговали новенькими Air Jordan 1 прямо напротив магазинов Nike. Только если бренд продавал их по $65 за пару, то цена на улице начиналась с $100.
Спустя 30 лет новенькие Air Jordan 1985 года расцветки «Чикаго Буллз» продавались на ресейл-платформах за $2 000. Однако уже в 2022 году стоимость пары подскочила до $30 000.
За чем охотятся коллекционеры
Архивы Джордана
Конечно, самыми востребованными становятся кроссовки самого Майкла Джордана. Так, в 2021 году кроссовки Air Ship, в которых баскетболист вышел на площадку в 1984 году, ушли на аукционе Christie’s за $1,5 млн — рекордная сумма, когда-либо уплаченная за пару кроссовок.
Не столь впечатляющим, но все же рекордом «джорданы» отличились и в январе 2023-го. На платформе Rally, которая позволяет пользователям инвестировать в коллекционные предметы, кроссовки Air Jordan 11 Concord 1996 года, принадлежавшие Джордану, были проданы за $92 тысячи. Как отмечает Rally, это крупнейшая сделка для модели Concord. В 2021 году пара оценивалась в $48 тысяч.
Подарки знаменитостям
Интерес к Air Jordan подогревали не только спортивные успехи Майкла Джордана. Бренд стал частью хип-хоп-культуры, и Nike быстро поняла, что известные рэперы отлично справляются с продвижением товара. Поэтому компания завела традицию выпускать ограниченные серии кроссовок в честь той или иной знаменитости и отгружать всю партию ее окружению.
На вторичном рынке такие кроссовки помечаются приставкой Friends and Family. Именные пары получили, например, Эминем, Дрейк и Трэвис Скотт.
Если в феврале 2020-го пара Air Jordan 4 Retro Travis Scott «Purple» 2018 года была продана на StockX за $13 250, то уже к 2022-му кроссовки продавались по $26 000.
Самый желанный масс-маркет
Для того чтобы заработать на перепродаже кроссовок, необязательно быть в кругу друзей рэперов или известных спортсменов: свежие лимитки из обычных магазинов также моментально появляются на онлайн-аукционах.
В 2020 году много шума наделали кроссовки Air Jordan 4 «Manila», выпущенные в честь открытия первого флагманского магазина Nike в столице Филиппин. Серия была ограничена 150 парами, а право на покупку каждой разыгрывалось в лотерее. Стоимость кроссовок во флагмане Манилы не отличалась от стандартной стоимости Air Jordan (около $200), но их цена на ресейл-платформах быстро достигла пятизначных значений.
В 2021 году Air Jordan 4 «Manila» продавались на StockX за $8—16 тысяч, в зависимости от размера и состояния пары. В настоящий момент на торгах Sotheby’s за пару просят $28 тысяч.
Традиционно популярностью пользуются рождественские выпуски, которые разлетаются как горячие пирожки и сразу же попадают к ресейлерам. Так, по итогам 2022 года больше всего продаж за одну неделю на платформе StockX пришлось на кроссовки Jordan 11 Retro Cherry, выпущенные 10 декабря. Впрочем, озолотиться на их продаже не выйдет: при стартовой цене $225 их максимальная стоимость на StockX так и не поднялась выше $310.
Коллаборации
Мало что может порадовать настоящего сникерхеда так же сильно, как коллаборации между двумя брендами. Nike это прекрасно понимает и с завидной регулярностью сотрудничает с различными марками.
В 2022 году самой успешной на вторичном рынке стала модель Nike Air Force 1 Low Off-White Brooklyn. При изначальной стоимости $160 за пару кроссовки перепродавались в среднем на 912% дороже. А прямо сейчас коллекционеры скупают Nike x Tiffany Air Force 1 1837. Кроссовки были доступны по предзаказу за $400, а после отправки их покупателям 7 марта они стали продаваться на StockX в среднем по $1 200.
Но вернемся к Air Jordan, ведь и тут не обошлось без взаимовыгодного сотрудничества. В 2020 году спортивный бренд объединился с Dior и выпустил 13 200 пар кроссовок с монограммой модного дома. Несмотря на то, что за кроссовки просили в 10 раз больше, чем за обычные Air Jordan — $2 000 — коллекция разошлась моментально.
Сейчас пару Jordan 1 Retro High x Dior можно приобрести минимум за $6 000, а средняя премия продавцов кроссовок на вторичном рынке, по данным StockX, составляет в среднем 245%.
А что в России?
Российских сникерхедов бренды и так не часто радовали лимитированными выпусками, а теперь проблемы есть и с участием в торгах за редкие модели. Так, StockX отправляет заказы по всему миру, но с недавних пор Россия пропала из списка доступных регионов. Коллекционерам остается уповать разве что на посредников и международные курьерские службы, обещающих доставить товары с заграничных маркетплейсов.
Врочем, ценные экземпляры можно встретить и на просторах рунета. Коллекционные кроссовки нередко попадают к реселлерам премиальных товаров, таким как Second Friend Store, The Cultt или Oskelly. На сайте последнего можно найти как коллаборацию Air Jordan с Dior (от 550 тысяч до 1,5 млн рублей), так и более доступные модели из архивных коллекций бренда. Собственную ресейл-платформу не так давно запустил и московский ЦУМ. На TSUM Collection можно найти совсем новенькие Air Jordan от 25 тысяч рублей.
Среди плюсов подобных платформ — проверка поступающего товара на подлинность. Специальный софт позволяет ресейлерам проверить происхождение товара по штрих-коду, коробке и даже текстуре кожи.
Из минусов — не столь прозрачное ценообразование, как на онлайн-аукционах или специализированных площадках. У вас не будет возможности отследить динамику цен во времени и проверить, насколько востребованной остается та или иная модель.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу