Параллельный импорт. Что ждет российский авторынок в 2023 году? » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Параллельный импорт. Что ждет российский авторынок в 2023 году?

20 марта 2023 ИХ "Финам" | КамАЗ Поздеева Екатерина

Уход иностранных брендов в прошлом году нанес серьезный удар по российскому авторынку. Ему пришлось быстро перестраивать работу в новой реальности. Если раньше особой популярностью у россиян пользовались европейские марки, то сейчас их ввозят в страну по программе параллельного импорта, а также заменяют на отечественные и китайские машины.

Finam.ru рассказывает, какие подводные камни есть у параллельного импорта, как изменился российский авторынок, и что ждет его в 2023 году.

Параллельный импорт - временная мера
В среду, 15 марта, в ходе онлайн-конференции «МК» и портала «АвтоВзгляд» Алексей Подщеколдин, председатель совета директоров ГК «БН-Моторс», вице-президент РОАД, назвал недостатки покупки «серых» авто, ввезенных с помощью параллельного импорта. Среди них: недостаток запчастей, отсутствие гарантийных обязательств, необходимость страхования авто от поломок и неподготовленность «серых» легковушек к российским дорогам и климату. По словам эксперта, прежде всего страдает обеспечение машин запасными частями. Из-за санкций их стало сложнее покупать за рубежом и доставлять в Россию. Особенно тяжело будет с новыми моделями, которые раньше никогда не ввозились.

Подщеколдин подчеркивает, что в прошлом году из России ушли 46 производителей, которые составляли 80% рынка. Однако, по его словам, представительства брендов неофициально разрешили установку запасных частей аналогичного качества. Сейчас остатки запчастей есть, их хватит на этот год. Кроме того, по мнению эксперта, российские дилеры смогут получать многие детали из Китая.

Подщеколдин считает, что параллельный импорт никогда не будет большим, поскольку он неудобно организован с коммерческой точки зрения, производители негативно относятся к «серому» импорту, могут отслеживать поставки своих авто и сокращать квоты на их продажу, если заметят, что какая-то страна резко стала закупать больше машин. По словам эксперта, параллельный импорт - это временная мера, чтобы закрыть брешь около 1 млн авто, которая образовалась на рынке в прошлом году.

В мае 2022-го Минпромторг разрешил ввозить в Россию с помощью параллельного импорта около 50 брендов, которые выпускают не только легковые авто, но и коммерческую и грузовую технику. В их числе европейские автобренды: Jaguar, Land Rover, Volvo, Renault, Mercedes-Benz, Smart, BMW, MINI, Vokswagen, Lamborghini, Ferrari, Maserati, Aston Martin, Rolls-Royce и Bugatti.

В марте 2023-го Минпромторг расширил список разрешенных для параллельного импорта марок легковых и грузовых авто, включив в него Citroen, Dacia, Ford, Genesis, Hyundai, Isuzu, Kia, Mazda, Opel, Peugeot и Renault.

Продажи отечественных марок растут, в целом - снижаются
Уход западных брендов отразился на продажах российских марок. Так, по итогам февраля 2023 года были проданы 23 437 авто LADA. Это на 34,2% больше, чем в январе 2023-го и на 4,7% больше, чем в феврале 2022-го. Лидером стала модель Granta - 16 257 проданных машин, на 161,4% больше, чем в феврале прошлого года. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, в конце 2024 года «АвтоВАЗ» планирует начать производство обновленной LADA Granta. Кроме того, с 1 марта 2023-го «АвтоВАЗ» повысил цены LADA примерно на 2% в зависимости от модели.

В начале марта стартовали официальные продажи «Москвича». Бренд возродили весной 2022 года. Авто под известной советской маркой производят на территории бывшего завода Renault после ухода французского производителя из России. Стоимость модели «Москвич 3» начинается от 1, 97 млн рублей. Цена электромобиля «Москвич 3е» стартует от 3,5 млн рублей. В 2023 году бренд планирует продать 40 тыс. традиционных авто и 10 тыс. электрокаров.

Крупнейший производитель грузовых машин "КАМАЗ" также включился в гонку отечественных брендов. Компания планирует к осени ускорить сборку автомобилей до 220 штук в сутки, а также получить дополнительную выручку 350 млрд рублей к 2030 году за счет новых легковых автомобилей.

Однако, несмотря на некоторые успехи российских производителей, Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) сообщила о том, что продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в феврале сократились на 62,1% до 41 851 машин. По итогам двух месяцев 2023 года было продано 74 350 авто, что на 62,5% меньше, чем за аналогичный период 2022 года. Кроме того, по данным «Открытие Авто», продажи премиальных марок, Mercedes-Benz, Tesla, BMW и других, в 3-5 раз ниже, чем в январе-феврале прошлого года.

Льготы на покупку авто
Согласно исследованию «Открытие Авто», в январе 2023-го россияне потратили на покупку новых машин 111,6 млрд рублей. Это на 39% меньше, чем в январе 2022-го - 183,3 млрд рублей. При этом затраты жителей России снизились по всем брендам, кроме китайских и отечественных.

Для стимулирования спроса у Минпромторга есть программа льготного кредитования, на которую в 2023 году планируется потратить 5,1 млрд рублей. Ведомство следит за ситуацией на авторынке и может скорректировать программу в зависимости от ее развития.

Кроме того, в феврале в Госдуму был внесен законопроект, предлагающий разрешить тратить материнский капитал на покупку автомобиля. Такую инициативу правительство уже отклонило в 2017 году. Противники разрешения считают, что тогда молодые семьи, у которых нет жилья, будут покупать авто вместо квартир. Сторонники ссылаются на то, что для многих семей, особенно многодетных, машина необходима и не является роскошью.

«Китайцы» - спасение или угроза?
Из-за ухода западных брендов основная борьба за рынок сейчас разворачивается между российскими и китайскими производителями. По словам Алексея Подщеколдина, в прошлом году на авторынке официально осталось всего 14 участников: 11 китайских брендов и 3 российские компании.

Как пишут аналитики InvestFuture, сейчас основной импорт авто, вероятно, пойдет из Поднебесной, что поможет закрыть дефицит на отечественном рынке. По их словам, за прошлый год на 30% больше российских дилеров стали работать с китайскими машинами. И даже российские машины выпускаются сейчас по китайским образцам. Например, «Москвич» - на базе китайского JAC.

Бьет тревогу и президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов. Как сообщает «РБК», глава автоконцерна называл рост доли китайских брендов в России стратегическим вызовом для отечественного автопрома. По его словам, если не увеличить программы льготного кредитования китайские автомобили могут занять до 40% рынка.

Представители отрасли, опрошенные «РИА Новости», ожидают в ближайшие месяцы роста цен на китайские машины в пределах 10%. Это произойдет из-за ослабления курса рубля и удорожания логистики.

Что ждет авторынок в 2023 году?
В 2023 году неопределенность на рынке с поставками и спросом сохраняется, поэтому и прогнозы экспертов разнятся. Так, по прогнозу «Автостата», в этом году продажи новых легковых авто вырастут на 4%, до 650 тыс. штук.

ВТБ более оптимистичен и ожидает, что продажи новых авто в 2023 году вырастут на 6% - до 700 тыс., что почти на 6% выше результатов прошлого года.

По прогнозу Алексея Подщеколдина, в этом году «АвтоВАЗ» увеличит свой выпуск в 1,5 раза, ГАЗ и УАЗ прибавят не более 10%, поскольку они много получали комплектующих из-за рубежа, и их рост достаточно ограничен. По его мнению, отечественные производители выпустят всего 440 тыс. авто. Доля китайских брендов должна вырасти в два раза - до 250 тыс. И еще 100 тыс. машин зарубежных брендов ввезут в Россию с помощью параллельного импорта. Всего на российском рынке, по словам эксперта, реализуют около 800 тыс. новых авто. Этого все еще недостаточно, поэтому основные покупатели будут на рынке машин с пробегом.

Эксперты «Открытие Авто» ожидают, что по итогам 1 квартала 2023-го продажи новых авто составят 150-160 тыс. По результатам их опроса, 61% россиян уверены в возвращении покинувших страну автоконцернов. Из ушедших автомобильных брендов нашим соотечественникам чаще всего не хватает европейских марок - так ответили 42%. При этом большинство считает, что схема параллельного импорта не решит вопрос дефицита, отечественный автопром будет развиваться все активнее благодаря импортозамещению и инвестициям в развитие, а дилеры продолжат переориентацию на китайские и отечественные марки. Почти 70% респондентов ждут дальнейшего рост цен на автомобили в 2023 году.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter