Отчет «Ленты» за 2022 год: расходы выросли быстрее выручки » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Отчет «Ленты» за 2022 год: расходы выросли быстрее выручки

30 марта 2023 Тинькофф Банк | Лента Морошкин Игорь
29 марта продуктовый ретейлер «Лента» опубликовал результаты за 2022 год. Главное из финансовой отчетности:

Выручка по итогам 2022 года выросла на 11% — до 537,4 млрд рублей.
Розничная выручка увеличилась на 11% — до 530,2 млрд рублей.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы прибавили 21% — до 113 млрд рублей.
Операционная прибыль снизилась на 48% и составила 12,1 млрд рублей.
EBITDA упала на 17% — до 32,6 млрд рублей.
Чистая прибыль показала снижение на 65% — до 4,8 млрд рублей.
Общий долг уменьшился на 8% — до 81,1 млрд рублей.
Объем денег и эквивалентов снизился на 13% — до 29 млрд рублей.
Чистый долг уменьшился на 5% — до 52,1 млрд рублей.

«Лента» (MCX: LENT) — крупнейший в России оператор гипермаркетов. В последние годы компания начала активно развивать магазины малых форматов и онлайн-продажи. На конец 2022 года она управляла 259 гипермаркетами, 561 магазином малых форматов, 14 распределительными центрами, а еще продавала через сервисы «Лента-онлайн», «Утконос» и с помощью партнеров.

Главное из отчета

Рост выручки на уровне инфляции. За 2022 год «Лента» сумела нарастить выручку на 11,1%, с 483,6 до 537,4 млрд рублей. А вот результат за 4 квартал хотя тоже показал рост, но довольно слабый: выручка за этот период прибавила всего лишь 0,6% и выросла с 147,3 до 148,2 млрд рублей.

Согласно структуре выручки, видно, что гипермаркеты все так же остаются основным бизнесом компании, принося более 80% выручки. По данным Росстата, инфляция за 2022 год составила 11,94%, а рост цен на продукты питания — 10,57%. Таким образом, выручка «Ленты» выросла примерно на размер инфляции.

Слабый рост сопоставимых продаж. Другим неприятным моментом для «Ленты» стал слабый рост сопоставимых продаж: за год они выросли на 2,3%, а за 4 квартал даже упали на 1,3%. При этом сопоставимый трафик снижался в каждом из кварталов года: на 2,6% за год и на 0,8% за 4 квартал.

Сопоставимые продажи в положительную зону вытянул сегмент гипермаркетов, увеличивший их на 3% за год и упавший лишь на 0,4% за 4 квартал. А вот сегмент магазинов малого формата выступил совсем слабо: падение сопоставимых продаж на 3,6% за год и на 6,2% за 4 квартал.

LFL-продажи, или сопоставимые продажи, — метод оценки продаж путем сравнения показателей за прошлый и текущий периоды без учета открытия новых магазинов

Рост онлайн-продаж. Компания рапортует об отличных числах роста онлайн-продаж: за год выручка выросла на 109%, а число заказов — на 72%. Но во многом эти показатели получились благодаря низкой базе. Кроме того, только по косвенным признакам можно догадаться о том, какая доля в выручке «Ленты» приходится на онлайн-продажи.

В презентации для инвесторов есть информация, что на долю сервиса «Утконос» за 2022 год пришлось лишь 1,5% выручки. Там же приводится статистика, что лишь 19% онлайн-продаж приходится на этот сервис, еще 30% — на сервисы партнеров, а 51% — на «Ленту-онлайн».

По этим расчетам, доля онлайн-продаж в выручке компании составляет лишь 7,7%.

Существенный рост расходов. А вот расходы «Ленты» за отчетный период росли намного большими темпами, чем выручка: коммерческие, общехозяйственные и административные расходы прибавили за 2022 год целых 21,4%, с 93,1 до 113 млрд рублей.

Рост же расходов без учета амортизации даже еще выше — с 77 до 94,8 млрд рублей, то есть на 23%. Правда, результаты за 4 квартал значительно лучше: за данный период расходы, наоборот, снизились на 2,6%, с 28,3 до 27,6 млрд рублей. Расходы без учета амортизации также уменьшились: с 23,7 до 22,7 млрд рублей, то есть на 4,4%.

Если подробнее остановиться на динамике расходов «Ленты» за год, то стоит признать неприятную для компании вещь: расходы росли широким фронтом, а не по какой-то одной статье. Многие виды расходов показали рост более чем на 20%, включая крупнейшую статью — расходы на персонал, — которая прибавила 24,6% и увеличилась с 35,4 до 44,2 млрд рублей.

Падение EBITDA и прибыли. Закономерным итогом роста расходов, опережающего рост выручки, стало падение следующих финансовых показателей компании:

EBITDA снизилась с 39,2 до 32,6 млрд рублей, то есть на 16,8% за год, и на 15,2%, с 11,4 до 9,7 млрд рублей за 4 квартал.
Еще сильнее уменьшилась операционная прибыль: за 2022 год падение составило 48,3%, с 23,3 до 12,1 млрд рублей, а за 4 квартал — 64,6%, с 7 до 2,5 млрд рублей.
Ну а худшую динамику показала чистая прибыль: снижение за год на 64,5%, с 13,6 до 4,9 млрд рублей, а падение за 4 квартал составило 95%, с 4,1 до 0,2 млрд рублей.

Долг снизился, а долговая нагрузка выросла. Несмотря на быстрый рост расходов, «Лента» сумела сократить общий долг на 8,2%, с 88,4 до 81,1 млрд рублей. Объем денег и эквивалентов на счетах компании также снизился — на 12,9%, с 33,3 до 29 млрд рублей. Это позволило сократить чистый долг с 55,1 до 52,1 млрд рублей, то есть на 5,4%. Но из-за падения показателя EBITDA долговая нагрузка «Ленты», измеряемая по мультипликатору «чистый долг / EBITDA», выросла с 1,4 до 1,6.

Ключевые финансовые показатели «Ленты» за 4 квартал и 2022 год, млрд рублей

Отчет «Ленты» за 2022 год: расходы выросли быстрее выручки


Расходы «Ленты», млрд рублей



Финансовые показатели «Ленты», млрд рублей



Сопоставимые продажи «Ленты»



Сопоставимый трафик «Ленты»



Структура выручки «Ленты» за 2022 год



Сравнение с конкурентами

По итогам 2021 года «Лента» занимала четвертое место по доле рынка продуктового ретейла, серьезно уступая лидерам рынка: X5 и «Магниту». Из публичных конкурентов «Ленты» финансовые показатели за 2022 год опубликовала только X5, а «Окей» опубликовал операционные результаты.

«Лента» явно отработала 2022 год хуже, чем X5: та сильнее нарастила выручку и сумела увеличить прибыль. Вместе с тем операционные результаты «Ленты» сильнее, чем у «Окея», результаты сегмента гипермаркетов которого вышли совсем удручающими.

Доля рынка крупнейших продуктовых ретейлеров России в 2021 году



Дивиденды

В конце 2021 года «Лента» утвердила дивидендную политику, но пока ни одной выплаты дивидендов в публичной истории компании не было. Если «Лента» по итогам 2022 года решит осуществить первую выплату дивидендов, это, с одной стороны, будет хорошей новостью для инвесторов, а с другой, вряд ли выплата сможет показать существенную доходность.

Согласно дивидендной политике, при уровне долга больше 1,5, компания может выплатить не более 50% свободного денежного потока.

Согласно пресс-релизу, за 2022 год он составил 2,9 млрд рублей. Акционерный капитал компании состоит из 97,6 млн акций. Таким образом, максимальная дивидендная выплата может составить всего лишь около 14,86 Р на акцию. При цене на нее в примерно 750 Р максимальная дивидендная доходность составит около 2%.

Даже если «Лента» выплатит дивиденды, пока она не сможет считаться достойной дивидендной фишкой.

Что в итоге

«Лента» показала довольно слабые результаты за 2022 год. Компания сумела нарастить выручку примерно на уровень инфляции, при этом сопоставимые продажи выросли буквально на пару процентов.

Кроме того, сопоставимые продажи магазинов малых форматов даже упали. Это значит, что «Лента» в основном нарастила выручку за счет роста сети.

Еще более разочаровывающей оказалась динамика расходов, которые росли широким фронтом и значительно быстрее, чем выручка. Итогом этого стало существенное падение EBITDA, операционной и чистой прибыли компании.

Финансовые результаты «Ленты» оказались существенно хуже результатов лидера рынка — X5, — но ее операционные показатели все же лучше, чем у другого публичного продуктового ретейлера — «Окея».

Инвесторы нейтрально отреагировали на нелучший отчет компании: к 15:30 дня выхода отчета акции «Ленты» выросли на 0,4% и показали околонулевую динамику.


https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter