Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Отчет «Циана» за 2022 год: прибыль благодаря росту доходов и сокращению издержек » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Отчет «Циана» за 2022 год: прибыль благодаря росту доходов и сокращению издержек

31 марта 2023 Тинькофф Банк | ЦИАН Болдов Михаил
30 марта на сайте «Циана» опубликовали пресс-релиз с ключевыми операционными и финансовыми результатами по итогам 2022 года.

Несмотря на санкции и кризис, компания продемонстрировала пятикратный рост EBITDA и впервые в своей недолгой публичной истории отразила чистую прибыль, а не убыток. А еще компанию пытаются убрать с Нью-Йоркской биржи, но она сопротивляется всеми доступными способами. Попробуем разобраться в этом подробнее.

Главное из отчета:

Выручка по итогам года выросла на 37% — до 8,27 млрд рублей.
Операционные расходы упали на 15% — до 7,52 млрд рублей.
Появилась операционная прибыль в размере 745 млн рублей — против убытка годом ранее.
Скорректированная EBITDA выросла более чем в 5 раз — до 1,67 млрд рублей.
Чистая прибыль составила 480 млн рублей, а годом ранее был убыток в 2,86 млрд рублей.
Количество размещенных на платформе объявлений снизилось на 6% — до 1,88 млн.
Средний доход на объявление вырос на 38% — до 7 рублей.

«Циан» (MOEX: CIAN) — ИТ-компания, которая управляет ведущей онлайн-платформой объявлений о продаже и аренде недвижимости в России. Головная компания зарегистрирована в «недружественной» юрисдикции на Кипре, и пока о планах переезжать не сообщалось.

На чем зарабатывает компания

Основной доход компании приносят риелторы и агентства недвижимости, которые платят за размещение и продвижение на платформе.

Группа выделяет три ключевых бизнес-сегмента, на которые приходится почти 95% общей выручки: листинг, лидогенерация и медийная реклама. Рассмотрим их подробнее.

Доход от листинга. В сегмент входят платные услуги по размещению объявлений об аренде и продаже недвижимости на онлайн-платформе «Циан». Рост выручки в сегменте год к году составил 30% — до 4,81 млрд рублей.

Доход от лидогенерации. В сегмент входят платные услуги по поиску и привлечению потенциальных клиентов. Направление продемонстрировало самый сильный рост — на 77%, до 2,36 млрд рублей.

Доход от медийной рекламы. Сегмент включает доход от размещения рекламных объявлений на ресурсах «Циана». Рост выручки в данном направлении составил 8% — до 646 млрд рублей.

Прочее. Сегмент включает все дополнительные направления бизнеса: платную оценку недвижимости, рыночную аналитику, подбор ипотечного предложения, проведение сделок онлайн.

Прочие направления показали рост выручки на 6% — до 416 млн рублей — в основном за счет увеличения доходов от комплексных решений, в то время как выручка ипотечной торговой площадки сократилась на 22% на фоне замедления продаж на рынке жилой недвижимости.

«Циан» работает на рынке недвижимости, но доходы компании зависят не столько от цен на недвижимость и объемов продаж, сколько от размера бюджета, который клиенты платформы готовы тратить на продвижение своих объектов и услуг.

У компании нет прямой корреляции с рынком недвижимости, ведь в кризис девелоперы, агентства и риелторы могут, наоборот, увеличивать расходы на продвижение, чтобы привлечь клиента на сверхконкурентном рынке. А сама компания в этот момент может сократить свои маркетинговые расходы, потому что продавцы и так готовы платить за привлечение потенциальных покупателей.

Структура выручки «Циана» по итогам 2022 года

Отчет «Циана» за 2022 год: прибыль благодаря росту доходов и сокращению издержек


Операционные показатели

Сократилось количество посетителей. Количество уникальных посетителей платформы «Циан» по итогам 2022 года сократилось на 13% — до 17,9 млн в месяц. Такое падение компания объясняет общим снижением спроса на первичную и вторичную недвижимость после повышения ключевой ставки и объявления частичной мобилизации. На фоне общей неопределенности многие предпочли отложить крупные траты, в том числе покупку объектов недвижимости.

Сократилось количество объявлений. Упало и количество размещенных объявлений на 6% — до 1,88 млн. При этом по Москве и Московской области количество объявлений выросло за год на 15% — примерно до 350 тысяч, — что говорит о том, что столичный рынок в прошедшем году был более оживленным по сравнению с другими регионами России.

Вырос средний доход. Несмотря на падение количества объявлений, средний доход компании в расчете на объявление вырос на 38% — до 7 Р. При этом в Москве и Московской области доходы на объявление значительно выше — 26,1 против 2,6 Р в других регионах.

Цены на недвижимость в столице заметно выше, чем в других городах, и за продвижение своих объектов в Москве и Московской области риелторы и девелоперы готовы платить значительно больше денег.

Динамика операционных показателей «Циана», млн



Финансовые показатели

Общая выручка выросла на 37%, до 8,27 млрд рублей, что в основном связано с ростом доходов от основного бизнеса — листинг, лидогенерация, медийная реклама — на 39%, до 7,86 млрд рублей.

Операционные расходы сократились. Одновременно компания сократила свои операционные расходы на 15% — до 7,52 млрд рублей. В основном это связано со снижением расходов на оплату на основе акций на 74% — до 657 млн рублей.

Речь идет об опционной программе, которая привязывает доходы менеджеров к цене акций на бирже, чтобы у сотрудников был стимул развивать бизнес и повышать рыночную капитализацию компании.

В 2022 году котировки «Циана» сильно снизились на бирже после реализации геополитических рисков, что привело к сокращению расходов на реализацию опционов для менеджмента. Кроме того, в 2021 компания потратилась на IPO, а в 2022 году этих расходов не было.

Операционная прибыль наконец появилась. Благодаря тому, что доходы росли, а операционные издержки сокращались, бизнесу удалось наконец получить операционную прибыль в размере 745 млн рублей — против операционного убытка 2,81 млрд рублей годом ранее.

Чистая прибыль и финансовые показатели. Более того, компания сократила финансовые расходы на 62% — до 23 млн рублей — и увеличила финансовые доходы почти в 6 раз — до 108 млн рублей.

Все это позволило ей отразить чистую прибыль по итогам 2022 года в размере 480 млн рублей — против убытка в 2,86 млрд рублей годом ранее.

Скорректированная EBITDA выросла. Показатель вырос более чем в 5 раз — до 1,67 млрд рублей, — что стало рекордом для бизнеса. Более того, рентабельность за год выросла с 5 до 20%, что говорит о том, что компания стала работать эффективней.

Финансовые показатели «Циана», млн рублей



Про листинг в Нью-Йорке

Компания вышла на IPO не так давно — в ноябре 2021 года — и разместила свои ценные бумаги сразу на Нью-Йоркской и Московской фондовых биржах. Несмотря на то что у бизнеса «Циана» русские корни и компания ориентируется на российский рынок, фактически холдинг — иностранный эмитент, потому что его головная компания зарегистрирована на Кипре, в «недружественной» юрисдикции.

Тем не менее с 28 февраля 2022 года на Нью-Йоркской бирже приостановили торги акциями «Циана», а в марте стало известно о желании торговой площадки провести делистинг его депозитарных расписок, если компания не обжалует соответствующее решение.

28 марта «Циан» подал апелляцию на решение Нью-Йоркской биржи и сообщил, что полностью соблюдает все правила размещения на американской площадке и выполнил все дополнительные запросы на раскрытие информации.

На Московской бирже, где торговля ценными бумагами «Циана» продолжается в обычном режиме, новость вызвала бурный рост котировок «Циана»: депозитарные расписки эмитента в конкретные моменты прибавляли более 20%.

Специальный комитет Нью-Йоркской биржи будет рассматривать жалобу как минимум 25 дней — на этот срок делистинг депозитарных расписок «Циана» приостановят.

На мой взгляд, апелляция позволяет лишь отсрочить неизбежное. Сложно представить, что в текущих геополитических обстоятельствах американская площадка признает правоту компании родом из России и допустит ее ценные бумаги к торгам в ближайшее время.

Что в итоге

Результаты «Циана» — наглядная демонстрация того, что нет худа без добра.

У компании был тяжелый год. Спрос на рынке недвижимости в России упал после нескольких лет бурного роста, что нашло отражение в операционных результатах платформы «Циан» в виде падения количества посетителей и размещенных объявлений. Но риелторы и девелоперы в условиях кризиса и высокой конкуренции готовы платить больше, что привело к росту выручки до рекордного уровня.

Кроме того, из-за обрушения котировок на бирже компания меньше выплатила сотрудникам по опционным программам. Что, кроме всего прочего, позволило сократить издержки на ведение основной деятельности, и бизнес наконец стал прибыльным на операционном уровне.

А еще у компании выросли чистые финансовые доходы — это позволило отразить чистую прибыль после двух лет убытков.

Весьма вероятно, что «Циану» придется уйти с Нью-Йоркской биржи. Но это может упростить для эмитента процесс перерегистрации в «дружественную» страну, что снизило бы геополитические риски — ведь основной бизнес компании сосредоточен в России. Кроме того, на счетах холдинга скопилось уже более 4,1 млрд рублей, которые могли бы, например, пойти на выплату спецдивидендов.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу