Прогнозы Минэка - есть несколько вопросов » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Прогнозы Минэка - есть несколько вопросов

17 апреля 2023 ИХ "Финам" Беленькая Ольга
В пятницу Минэкономразвития представило новый прогноз социально-экономического развития РФ на текущий год и период 2024-26 гг. В текущем году Минэк ожидает рост экономики на 1,2%, что сейчас является наиболее оптимистичным прогнозом. Февральский прогноз ЦБ предполагает диапазон изменений ВВП на -1-+1% (возможно, будет повышен в апреле), апрельский прогноз МВФ +0,7%, прогноз Всемирного Банка -0,2%. Мартовский консенсус-прогноз аналитиков (ЦБ) -1,1%.

Наш прогноз – сокращение в пределах -1,5%. Основным драйвером роста экономики в этом году, по мнению Минэка, станет потребительский спрос, обеспеченный высокими темпами роста зарплат (конкуренция за кадры в условиях низкой безработицы), сокращением нормы сбережений, низкой инфляцией. Отметим, что в целом сейчас экономическая ситуация в России развивается лучше, чем представлялось на начало года, пока прогнозы ВВП России на текущий год имеют тенденцию к улучшению, и при определенных предпосылках прогноз Минэка может оказаться достижимым. Но, на наш взгляд, есть сомнения в достижимости ориентиров по низкой инфляции и высоким темпам роста реальных зарплат и потребления, несколько завышенной представляется оценка ненефтегазового экспорта.

Есть определенные сомнения и в перспективах ускорения роста на горизонте 2026 г почти до 3%. Так, консенсус-прогноз аналитиков (Банк России, март) предполагает рост ВВП на 1,5% в 2024-25 гг, а оценка долгосрочного роста составляет 0,9-2%. Судя по прогнозу Минэка, в 2024-26 гг драйверами роста должны стать как потребительский, так и инвестиционный спрос. Прогноз скромного роста инвестиций в основной капитал (+0,5%) в этом году близок к нашим ожиданиям, в то время как обоснование прогноза быстрого роста инвестиций в 2024-26 гг (с нарастанием от 3,2% до 4,5%) отсутствует.

На наш взгляд, это сейчас представляется труднореализуемым с учетом усиливающихся санкционных ограничений инвестиционного импорта (в том числе через механизм препятствования обходу санкций третьими странами), снижения доступности импорта передовых технологий, высокого уровня неопределенности для частного бизнеса. Другими ограничениями для долгосрочного роста экономики, по мнению МВФ и ВБ, могут стать уход транснациональных корпораций, сокращение доступа к внешним инвестициям, отток человеческого капитала.

Основные предпосылки прогноза Минэкономразвития:
В 2023 г рост ВВП России составит 1,2% (прежний прогноз -0,8%) после сокращения на 2,1% в 2022г г. Прогноз роста на 2024 г снижен с 2,6% до 2,0%, однако предполагается последовательное ускорение темпов роста экономики с выходом на 2,8% в 2026 г. В основе прогнозируемого роста – прежде всего внутренний спрос, обеспечиваемый как ростом денежных доходов населения (Минэк ожидает роста реальных зарплат в этом году на 5,4%, а реальных располагаемых доходов населения на 3,4%), так и снижением нормы сбережений (с 8,4 в 2022 году до 7,0 в 2023 году). По словам М. Решетникова, росту потребления "будут способствовать низкая безработица и конкуренция за кадры", а также социальная помощь населению - адресная помощь семьям с детьми, индексация минимального размера оплаты труда, прожиточного минимума, пенсий, социальных пособий и льгот. Если в этом году на первом месте – восстановление потребительского спроса (оборот розничной торговли в реальном выражении должен вырасти на 5,3%, а объем платных услуг населению – на 3,5%), то в дальнейшем, по прогнозам, Минэка, усиливается вклад и инвестиционного спроса.
Рост инвестиций в основной капитал на 4,6% в 2022 г был обеспечен во многом за счет расходов федерального бюджета на крупные инфраструктурные проекты (по словам министра М. Решетникова, инвестиции из федерального бюджета превысили 26%). В этом году Минэк ждет замедления рост инвестиций до 0,5% за счет увеличения инвестиционной активности частного бизнеса (в том числе благодаря реализуемым Правительством мерам поддержки, направленным на покрытие возможных рисков предпринимателей, а также реализации крупных федеральных проектов, прежде всего, в транспортно-логистическом комплексе). В 2024-26 гг Минэк ожидает ускорения роста инвестиций в основной капитал до 3,2-4,5%.
В отраслевом разрезе в этом году ожидается восстановительный рост обрабатывающей промышленности, а также сохранение высокого темпа роста строительства, в то время как в сельском хозяйстве ожидается сокращение на 3,4%.
Чистый экспорт в этом году внесет отрицательный вклад в динамику ВВП; нефтегазовый экспорт в реальном выражении сократится на 6,7%, однако с учетом восстановления ненефтегазового экспорта общий экспорт товаров увеличится на 0,8% после спада на 14% в 2022 г. Импорт в реальном выражении увеличится на 7,4% после снижения на 16,9% в 2022 г. Профицит счета текущих операций сокращается с 10,2% ВВП в 2022 г до 4,2% ВВП в 2023 г и 2,6% ВВП в 2026 г. Этот фактор способствует ослаблению курса рубля – впрочем, прогнозы Минэка предполагают, что среднегодовой курс доллара будет ниже 80 руб до конца 2026 г, что представляется слишком консервативным.
Безработица на весь прогнозный период стабилизируется на историческом минимуме (3,5%) против 3,9% в 2022 г. Прежний прогноз Минэка предполагал ее повышение до 4,4% в 2023 г с последующим снижением до 4,1% в 2025 г.
Прогноз инфляции на конец года составляет 5,3% (прежний прогноз 5,5%). М. Решетников привел следующие аргументы: 1) не будет индексации тарифов (она была проведена досрочно в декабре прошлого года; 2) хороший урожай прошлого года и позитивные оценки от Минсельхоза на этот год (однако Российский зерновой союз недавно сообщил, что урожай зерна в России в этом году может снизиться до 120 млн тонн (2022 г 153,8 тонн) в связи с неблагоприятными погодными условиями и снижением технологичности отрасли; 3) продолжают работать демпферы, которые защищают внутренний рынок от внешних колебаний цен.
В прогнозах Минэкономразвития фигурирует как ВВП с учетом 4-х регионов, входивших в состав Украины и присоединенных Россией в сентябре прошлого года, так и ВВП 85 субъектов РФ (не включая эти регионы). За 2022 г эти данные совпадают - как поясняет Минэкономразвития, ВВП России за 2022 г "учитывает экономическую активность, связанную с новыми территориями", однако номинальный размер ВВП от Минэка за 2022 г (153 435 млрд руб) совпадает с ранее представленной оценкой Росстата за 2022 г, которая, по разъяснению ведомства, не учитывает статистическую информацию по ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской области. Впрочем, в прогнозах Минэка поясняется, что показатели за 2022-23 гг "будут уточнены по мере выхода официальной статистической информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областям". Судя по прогнозам Минэка, вклад 4-х регионов в ВВП России в 2023 г оценивается примерно в 2 трлн руб и возрастает к 2026 г до 3,17 трлн руб.

Мы согласны с предпосылкой восстановления потребительского спроса, замедления роста инвестиций в основной капитал и отрицательного вклада чистого экспорта в этом году. Однако ряд предпосылок на текущий и особенно на предстоящие годы вызывают определенные сомнения.

Что вызывает вопросы в прогнозах Минэка:
Инфляция 5,3% на конец 2023 г. Этот прогноз близок к нижней границе прогноза ЦБ, но с учетом наблюдаемого ослабления рубля, ужесточения контроля западных стран за обходом санкций третьими странами при поставках товаров в Россию и весьма оптимистичных ожиданий Минэка по динамике потребительского спроса в этом году, более логичным представляется прогноз инфляции в диапазоне 6-7%. Низкая инфляция (как в прогнозе Минэка) может соответствовать сценарию слабого потребительского спроса. Текущая особенность состоит в резком снижении годовой инфляции (с 10,99% г/г в феврале до 3,5% г/г в марте с ожидаемым дальнейшим снижением в годовом выражении в апреле-мае). Это статистическое снижение инфляции, связанное с эффектом базы прошлого года, может давать завышенные оценки роста реальных зарплат, доходов населения и потребительских расходов, но к концу года, по мере исчерпания этого фактора и роста инфляции в годовом выражении этот эффект должен снизиться.
Рост реальных зарплат на 5,4% в 2023 г (рекордный за 5 лет). Он складывается из двух составляющих. Один из них – ожидаемый рост средней зарплаты в номинальном выражении (Минэк прогнозирует его в 10,9% после 12,6% в 2022 г). Особенностью последних месяцев стало усиление напряженности на рынке труда (кадровый дефицит), что является аргументом в пользу роста зарплат. Однако двузначный рост номинальных зарплат в этом году – существенно выше консенсуса аналитиков (например, мартовский консенсус-прогноз ЦБ предполагает их рост на 7,6% в этом году). В условиях снизившейся в прошлом году прибыли и объемов производства вряд ли многие компании смогут позволит себе сохранять столь высокие темпы роста зарплат. Второй фактор – низкая инфляция, прогнозируемая Минэком (на наш взгляд, этот прогноз занижен). Таким образом, рост реальных зарплат по итогам года может быть ниже. В целом в прогнозе Минэка обращает внимание превышение роста реальных зарплат над темпами роста производительности труда в течение всего прогнозного периода, но особенно заметное в 2023-24 гг (4,9% и 1,3%, соответственно). Как неоднократно отмечал ЦБ, такая ситуация не является устойчивой, т.к. создает повышенное инфляционное давление. К тому же это фактор снижения рентабельности и конкурентоспособности бизнеса, в то время как прогноз предполагает рост прибылей компаний на 0,8% в 2023 г и на 5,8-6% в 2024-26 гг.
Быстрое восстановление потребительского спроса. Пока доступные данные этого не подтверждают (восстановление идет, но потребительская активность остается сдержанной), хотя такой сценарий и возможен. Рост текущих доходов, нормализация доли сбережений с ее аномально высоких значений прошлого года и снижение инфляции должны способствовать росту потребления в реальном выражении. Однако интерпретация текущей статистики потребления в реальном выражении затрудняется из-за статистических эффектов базы (резкий обвал потребления во 2Q22, падение годовой инфляции с 11% в феврале до 3% весной этого года). Из-за этого, как ожидается, оборот розничной торговли перейдет от спада в реальном выражении (апрель 2022 г – март 2023 г) к заметному росту с апреля, но со 2П23 этот эффект будет выравниваться. Не стоит забывать, что сберегательное поведение населения связано во многом с эффектом от военной операции на Украине (например, шок от осенней мобилизации привел к миграционному оттоку и второй волне спада потребления), и сдерживающее влияние этого фактора может сохраняться. Мы ожидаем реальный рост потребительских расходов в этом году примерно на 1-2%, но этот прогноз достаточно консервативен, при благоприятных условиях рост может оказаться выше.
В прогноз на 2023 г заложены реалистичные ожидания по сокращению нефтегазового экспорта (-6,7% в реальном выражении) и по росту импорта. Но, на наш взгляд, избыточно оптимистичен прогноз восстановительного роста ненефтегазового экспорта (+11,4% в реальном выражении), особенно при ожиданиях ухудшения ситуации в мировой экономике. Это может давать завышенную оценку чистого экспорта. В прогнозе Минэка отсутствуют прогнозные значения экспортной цены российской нефти, единственным прогнозным индикатором является цена Brent.
Прогноз скромного роста инвестиций в основной капитал в этом году (+0,5%) близок к нашим ожиданиям, в то время как обоснование прогноза быстрого роста инвестиций в 2024-26 гг (с нарастанием от 3,2% до 4,5%) отсутствует. На наш взгляд, это сейчас представляется труднореализуемым с учетом усиливающихся санкционных ограничений инвестиционного импорта (в том числе через механизм препятствования обходу санкций третьими странами), снижения доступности импорта передовых технологий, высокого уровня неопределенности для частного бизнеса.
Сохранение на весь прогнозный период рекордно низкой безработицы, несмотря на прогнозируемое увеличение численности рабочей силы и численности занятых в экономике. На наш взгляд, это выглядит не совсем логично – ведь текущий низкий уровень безработицы связан с сокращением численности рабочей силы (демографические эффекты, миграционный отток) и отчасти с ее перераспределением (мобилизация) из отраслей, где она была занята экономическим производством. Если численность рабочей силы начнет расти (хотя предпосылки этого пока не очень понятны), то безработица может вернуться к прежним значениям в районе 4%. Этому может способствовать и высвобождение части рабочей силы в результате структурных изменений в экономике (уход многих иностранных компаний с российского рынка, сокращение объемов выпуска в ряде отраслей). В случае длительного сохранения дефицита рабочей силы это может поддерживать безработицу на рекордно низком уровне и выступать сдерживающим фактором для экономического роста (и одновременно – проинфляционным фактором).
Прогноз предполагает достаточно умеренную динамику импортозамещения. Так, данные Минэка показывают, что даже с учетом падения импорта на 16,9% в реальном выражении в прошлом году, в 2026 г импорт товаров в реальном выражении восстанавливается до 97,5% от уровня 2021 г. Доля импорта ВВП стабилизируется около 15% ВВП (17,1% ВВП в 2021 г).
На данный момент прогноз Минэка по росту экономики на текущий год (+1,2%) является наиболее оптимистичным. Февральский прогноз ЦБ -1-+1% (возможно, будет повышен в апреле), апрельский прогноз МВФ +0,7%, прогноз Всемирного Банка -0,2%. Мартовский консенсус-прогноз аналитиков (ЦБ) -1,1%. Наш прогноз – сокращение в пределах -1,5%. Отметим, что пока прогнозы на текущий год имеют тенденцию к улучшению, и при определенных предпосылках прогноз Минэка может оказаться достижим. Также вызывают определенные сомнения перспективы ускорения роста на горизонте 2026 г почти до 3%. Так, мартовский консенсус-прогноз аналитиков предполагает рост на 1,5% в 2024-25 гг, а оценка долгосрочного роста составляет 0,9-2%. Всемирный Банк прогнозирует весьма сдержанный рост экономики в 2024-25 гг (1,2% и 0,8%, соответственно), аргументируя это тем, что среднесрочные ограничения для роста связаны с ограничениями доступа к иностранным передовым технологиям, внешним рынкам капитала, повышенным уровнем экономической и политической неопределенности, оттоком человеческого капитала. МВФ пересмотрел свои ожидания относительно потенциальных темпов роста ВВП в среднесрочной перспективе до менее 1% с 1,5% до начала СВО, связывая это с "оттоком транснациональных корпораций, потерей человеческого капитала, изоляцией от мировых финансовых рынков и ограничением доступа к передовым технологическим товарам и технологиям".

Прогнозы Минэкономразвития

Прогнозы Минэка - есть несколько вопросов

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter