27 апреля 2023 finversia.ru Мамчиц Роман
2023 год во всем мире неофициально признан Годом зеленых финансов. Очевидно, что жареный петух уже клюнул весь мировой бизнес и его регуляторов в определенную часть тела. Чтобы добиться нулевых выбросов парникового газа, международные организации будут прибегать не только к стимулированию зеленых инвестиций, но и, видимо, заставлять частные структуры вкладывать средства в зеленые активы под страхом различных ограничительных мер.
В авангард зеленой индустрии в этом году попала Британия, где действует специальная правительственная программа финансирования зеленых, экологически чистых и устойчивых проектов на 2023 год. В документе программы говорится о том, что движение экономики к чистому нулю является одновременно экологической необходимостью и огромной экономической возможностью. Это реальный шанс повысить ценность бизнеса, обеспечить рост и масштабировать технологии во всех секторах, регионах и странах Соединенного Королевства и Британского содружества.
Британское правительство будет стремиться в рамках стратегии увеличить темпы инвестиций в период перехода от «коричневой» экономики к «зеленой». Предприятия и стартапы любого размера по всей Британии получат доступ к финансированию, необходимому для достижения нулевого вреда для окружающей среды. Для этих целей создается совместный Форум государственных финансовых учреждений Великобритании по зеленым финансам и устойчивому развитию.
В целом, стратегия определяется ее авторами из британского правительства как мобилизация зеленых инвестиций в королевстве. Великобритания приняла перед мировым экологическим сообществом обязательство стать первым в мире финансовым центром, ориентированным на нулевую карбонизацию промышленных выбросов. Выделяются пять ключевых целей стратегии: рост и конкурентоспособность финансовых услуг в Великобритании; увеличение инвестиций в «зеленую» экономику; обеспечение финансовой стабильности для управления рисками изменения климата и гибели природы; адаптация природы к новым климатическим условиям; приведение глобальных финансовых потоков в соответствие с природоохранными целями.
Среди рутинных юридических мер следует отметить те, что касаются экологической отчетности предприятий. Это введение новых стандартов раскрытия информации в области устойчивого развития в соответствии с МСФО, отчетности по выбросам категории 3; обязательное раскрытие в отчетности информации о климатических рисках предпринимательской деятельности компании.
Проект ужесточения требований по раскрытию информации субъектами предпринимательства получил название «Зеленой таксономии». Ожидается, что эта стратегия будет включать ядерную энергетику, а также некоторые переходные виды деятельности. Сейчас есть много мнений насчет того, что атомная энергия более экологически чистая, чем энергетика, строящаяся на углеводородах. Это так, но Чернобыльская катастрофа показала всю опасность атомной энергетики, тогда как аварии на возобновляемых источниках не имели таких долгосрочных последствий. Однако многие считают, что при соблюдении техники безопасности современные АЭС представляют намного меньшую угрозу для природы даже чем ГЭС, которые негативно влияют на ихтиофауну, к тому же затопление суши водохранилищами, широко практиковавшееся в СССР, ведет и к нарушению природного баланса, и к необходимости отселения людей из зоны затопления, и к безвозвратной утере культурно-исторического наследия (яркие примеры – калязинская колокольня или история со Ставрополем-на-Волге, когда город пришлось строить заново под новым названием Тольятти).
* * *
Первоначально правительство Британии ожидает, что компании, входящие в сферу охвата юридических актов, будут добровольно отчитываться за период не менее финансовых лет. Предполагается, что это будет некий тестовый период. Ожидается, что меры будут предусматривать определенную пропорциональность для снижения нагрузки на более мелкие компании, а также совместимость с другими юрисдикциями Британского содружества, где регистрируются компании.
К крупнейшим фигурантам британского бизнеса требования особо жесткие. Правительство намерено провести консультации по введению планов их перехода на зеленые рельсы. Это включает обеспечение паритета между зарегистрированными на бирже, публично торгуемыми, и обычными компаниями. Целевая группа по переходному плану намерена завершить разработку своей дорожной карты в конце 2023 года. Основой послужит закон о компаниях 2006 года, но при этом ожидается, что требования будут применяться только к наиболее экономически значимым предприятиям Великобритании. Как будет определяться круг этих компаний, – пока неясно.
Новые британские нормы раскрытия информации по устойчивому развитию в отчетности МСФО, разработанных Советом по международным стандартам устойчивого развития, должны выйти в июне 2023 года. Если они будут приняты, они, вероятно, станут основой будущих международных законов.
Второй этап консультаций по Зеленой таксономии состоится чуть позже, осенью 2023 года при непосредственном участии Зеленой технической консультативной группы. Окончательно завершить и сформулировать Зеленую таксономию планируется до конца года. Планируется рассмотреть критерии, используемые для определения того, какие компании должны соблюдать обязательства по отчетности в соответствии с Законом о компаниях 2006 года; рассмотреть вопрос о включении обязательной экологической нефинансовой отчетности в британское законодательство о компаниях.
Отдельный вопрос о рейтингах зеленых компаний. Во всем мире практикуется система оценки «зеленого» и «коричневого» бизнеса. Но она не унифицирована. По мнению британского минфина, во всем мире должна быть единая рейтинговая система. Предлагается, чтобы поставщики рейтингов из Великобритании и других стран, связанных с британским бизнесом, были переданы под компетенцию британского регулятора, с целью увеличения прозрачности методологий. Эту работу планируется завершить в авральные сроки – до 30 июня 2023 года.
Правительство также намерено принять меры, направленные на модернизацию механизмов финансирования предприятий, претендующих на зеленый статус. К ним относятся внедрение нового режима Solvency UK (как производного от концепции Solvency II), позволяющего британским страховщикам вкладывать средства в подобные инвестиции, пересмотр системы управления пенсионными фондами с учетом новых реалий зеленого финансирования.
По степени опасности выбросы углерода включают в себя уже давно три категории. В соответствии с упрощенной отчетностью по энергетике и выбросам углерода крупнейшие британские предприятия обязаны сообщать о выбросах категории 1 и категории 2, но (с учетом некоторых определенных обстоятельств) это не включает выбросы категории 3. Ужесточение норм отчетности будет касаться, в том числе, того, как будут в ней отражаться выбросы «слабой» третьей категории. Она теперь уже не будет считаться безопасной и безобидной.
Работа по анализу климатических рисков будет завершена несколько позже, только уже в следующем году, ориентировочно к его концу. В первую очередь, речь будет вестись о вопросах устойчивости к изменению климата и адаптации экологической среды к нему.
Планируется привлекать в британскую зеленую экономику ежегодно дополнительно 50-60 миллиардов фунтов стерлингов частных капиталовложений. Предполагается привлечь также инвестиции в развитие инфраструктуры, которая могла бы обеспечивать финансовый сектор информацией, необходимой для управления рисками, связанными с изменением климата и разрушением природы.
В стратегии говорится, что правительство Соединенного Королевства будет поддерживать разработку финансовых инструментов периода перехода к полностью зеленой экономике, соответствующих пути нулевых выбросов парникового газа и целям Парижского соглашения. В рамках этого Оксфордский университет и Британский центр экологических финансов и инвестиций создают Центр передового опыта в переходный период, который призван стать поставщиком финансовых услуг и инновационных инструментов во время перевода экономики Великобритании на «зеленые рельсы».
Министерство финансов Великобритании также намерено осваивать новые природные рынки, в том числе через свой Фонд инвестиций в естественную среду. Эта организация стоит на позициях готовности к использованию ранее не задействованных в экономике экологически чистых ресурсов. В частности, это включает в себя зеленые сельскохозяйственные технологии.
Не остается в стороне и страховой бизнес Британии. Программа «озеленения» британских финансов включает в себя и поддержку внедрения страховой системы Solvency UK, которая создаст потенциал инвестиций страховщиков на сумму более 100 миллиардов фунтов стерлингов в следующие десять лет. Естественно, данный механизм страхования касается зеленых и устойчивых компаний.
В целом, в стратегии больше рутинного, нормативного содержания, чем ожидалось. Что касается практических инноваций, то, видимо, предстоит еще много работы для определения подробной политики и требований к компаниям. Один из наиболее актуальных общенормативных вопросов заключается в том, следует ли одобрить стандарты Международного совета по стандартам устойчивого развития (ISSB). В данном случае вопрос, как ни странно, затягивается: решение об одобрении будет принято в течение 12 месяцев после публикации окончательной версии стратегического плана, а она будет публикация ожидается в конце июня 2023 года.
Пока правительство Великобритании не прибегает к драконовским принудительным мерам по раскрытию информации компаний об устойчивости их хозяйственной деятельности. Предполагается, что после того, как осенью этого года законодательные акты о зеленой экономике будут полностью сформулированы, компании в течение двух лет будут предоставлять такую информацию в добровольном уведомительном порядке. Далее же такая практика станет обязательной, предполагается, что за этот срок субъекты предпринимательства Соединенного королевства смогут подготовиться к новым нормам.
* * *
Британская зеленая стратегия является обновленным вариантом предыдущего документа Стратегии зеленого финансирования Великобритании на 2019 год. На этот раз в ней содержатся амбициозные формулировки наподобие «продолжающееся лидерство Великобритании в области зеленого финансирования укрепит место Великобритании в авангарде этого растущего глобального рынка». Мнение это довольно спорно, поскольку первыми уделять внимание зеленым финансам стали, скорее, скандинавские страны, чем Британия. А этическое инвестирование (принципы исламского банкинга) раньше всего зародилось в арабских государствах, экономика которых как раз «коричневая», строящаяся на добыче углеводородов, энергия в силу природных факторов, извлекается почти исключительно из них (солнечные батареи строить там дороже, чем добывать нефть и газ, месторождения которых находятся близко к поверхности земли). Никакого отношения к экологии это, безусловно, не имеет, но исламские финансы были в свое время предтечей других видов этического инвестирования. Зеленое инвестирование также можно отнести к этическому, поскольку оно проповедует и пропагандирует сознательность в выборе финансовых инструментов: не только ради выгоды, но и с заботой о будущем собственной планеты.
* * *
Предыдущая британская зеленая программа, принятая в 2019 году, не была безрезультатной, хоть у многих может сложиться впечатление о том, что сейчас британское правительство проделывает работу над ошибками. Итогом ее стали обязательства по зеленому финансированию, принятые в рамках Куньминско-Монреальской глобальной рамочной программы в области биоразнообразия, согласованной на координационном совете 15-й Конвенции ООН о биологическом разнообразии в декабре 2022 года. Принимаемая сейчас новая программа призвана ускорить процесс реализаций этих обязательств. Также в новых законодательных актах, предположительно, будет ставиться упор на уплотнение в рамках обязательств сотрудничества с быстрорастущими экономиками и формирующимися рынками, поскольку эти страны имеют огромный инвестиционный потенциал, но не всегда проявляют внимание к экологичности своей растущей промышленности.
В Великобритании сейчас управляющие компании контролируют активы на сумму 10 трлн фунтов стерлингов ($12,35 трлн), причем почти половина из них интегрировала принципы устойчивых финансов в инвестиционный процесс. Сейчас перед британским правительством стоит задача включить в механизм зеленого и устойчивого инвестирования и остальных. Возник крайне болезненный для экологов вопрос так называемой «зеленой промывки», когда компании, пользуясь несовершенством норм отчетности, завышают показатели своей экологичности и этической устойчивости производства.
Но пока уровень британских государственных инвестиций в чистый ноль далеко не соответствует требуемым экологами значениям. В условиях более высоких процентных ставок правительство и Банк Англии просто вынуждены будут использовать схемы целевого кредитования, чтобы гарантировать, что более высокая стоимость капитала не повлияет на критически важные зеленые инвестиции. Критику у британских экологов вызывает то, что в стратегии отсутствует план по свертыванию финансирования добычи ископаемого топлива и другой разрушительной для окружающей среды деятельности. То есть, получается, что на фоне развития зеленой экономики, коричневая сокращаться не будет. Само правительство недовольно тем, что Банк Англии медлит с констатацией высокого риска кредитования ископаемого топлива в своих структурах капитала.
Банк Англии пока ключевую роль в зеленых инвестициях не играет. Эту нишу занимает British Business Bank. Он поддерживает малые предприятия, жизненно важные для коммерциализации экологически чистых технологий. В частности, BBB инвестирует в модернизацию и энергоэффективность предприятий, а также внедрение электромобилей. В период с 2014 года по конец августа 2022 года BBB перечислил 505 миллионов фунтов стерлингов в капитал компаний, использующих чистые технологии.
* * *
В других регионах мира тоже стараются не отставать. Так, в итальянском Неаполитанском исследовательском университете недавно объявили о том, что 23 июня 2023 года будет проведена 1-я конференция по устойчивому банковскому делу и финансам CSBF 2023. Она ориентирована на стимулирование общественной дискуссии о двунаправленном характере взаимосвязи между изменением климата и финансами. Основными ее темами были взаимосвязь между спецификой финансовых систем отдельно взятых государств и выбросами углерода в мире, оценка влияния инвестиций центральных банков государств на глобальное потепление, влияние изменения климата на практику корпоративного управления, влияние климатических факторов и устойчивого инвестирования на стабильность мировой финансовой системы, взаимосвязь глобального потепления и политики мировых финансовых институтов, решения в сфере финтеха, направленные на предотвращение изменения климата, зеленые облигации и устойчивое кредитование, адаптация технологий управления активами к климатическим рискам,
Цель этой конференции состоит в том, чтобы внести свой вклад в изучение влияния финансовых учреждений на борьбу с глобальным изменением климата. Это сбор как качественных, так и количественных исследований, анализирующих взаимодействие между глобальным потеплением, финансовыми учреждениями и их отношениями с бизнесом и регулирующими органами.
* * *
Между тем, мировой тренд на зеленое инвестирование подвергается среди многих экологов критике в том виде, в котором он существует. Никак не продумывается стратегия по минимизации финансовых потерь для предпринимателей отрасли добычи углеводородов и их наемных сотрудников. 13,6 миллиона человек во всем мире могут потерять работу в результате возможного финансового краха, вызванного сокращением добычи ископаемого топлива. $4,9 трлн могут понадобиться для спасения банков, если рынок ископаемого топлива рухнет в результате перехода на зеленую экономику. Нарекания у экологов вызывает и то, что Европейская комиссия включила в состав зеленой энергетики ядерную и газовую, тогда как радикальное крыло экологов считает, что этим видам добычи энергии не место рядом с возобновляемыми источниками, таким как использование течения рек, солнца, ветра или морских приливов. Мало того, правительство той же передовой Великобритании отложило на неопределенный срок принятие закона против «зеленой отмывки», предоставления компаниями заведомо неверных сведений о своей экологической чистоте. Предполагалось, что он вступит в силу уже 30 июня этого года, теперь же уже непонятно, когда на самом деле это будет.
В рамках зеленого финансирования в этом году планируется также рассмотреть вопрос о защите прав коренных народов, занимающихся традиционными промыслами. Ухудшающаяся экологическая ситуация напрямую снижает качество их жизни, поскольку они зависят от состояния окружающей их природы. На 54-й сессии международного Совета по правам человека выступит докладчик, который будет доказывать необходимость в этой связи развития зеленых инвестиций как средства спасения автохтонных народов от вымирания.
Новые положения о правах коренных народов будут, по всей видимости, помимо стратегии активного привлечения инвестиций в их традиционную экономику, предусматривать, что они, как наиболее пострадавшие от вреда для окружающей среды, не понесут расходов, связанных с переходом к зеленой экономике.
Планируемая международная стратегия опирается на уже существующие пункты Декларации ООН о правах коренных народов. Ее 39-я статья предусматривает их право на получение финансовой и технической помощи со стороны государств и в рамках международного сотрудничества для осуществления своих прав. В соответствии со статьей 29 того же документа, государства обязаны разрабатывать и осуществлять программы помощи без дискриминации для коренных народов в целях сохранения и защиты окружающей среды и продуктивного потенциала их земель, территорий и ресурсов.
Сейчас на саммитах Всемирного банка решается вопрос о зеленом финансировании: директивные органы должны сосредоточиться на снижении рисков экологических проектов и сокращении «коричневых инвестиций». В ходе весенних совещаний МВФ и Всемирного банка в апреле 2023 года обсуждения и планы действий сходятся в единой цели: финансирование перехода к зеленой энергетике при скорейшем достижении целей Парижского соглашения. К 2030 году для достижения целевых показателей развития чистой возобновляемой энергетики потребуются ежегодные инвестиции в размере $4-6 трлн.
На совещаниях МВФ и Всемирный банк огласили шокирующую информацию: даже если все мировые банки развития направят все свои средства на переход к зеленой экономике, это составит лишь 4% необходимого для такой трансформации капитала. С другой стороны, всего 1,4% мировых частных финансовых активов, оцениваемых в $410 трлн, было бы более чем достаточно. Таким образом, стратегия должна сводиться к пропаганде того, чтобы частные структуры осознанно инвестировали в будущее планеты, человечества и природы. Возможно, что для стимулирования этого процесса будут использоваться и «добровольно-принудительные» рычаги.
Наиболее остро такая потребность стоит на развивающихся рынках. Прогнозируется, что к 2050 году они будут иметь почти вдвое больший экономический рост, чем страны G7. Это хорошо для развития мировой экономики, но плохо для экологии, поскольку эти страны сильно зависят от углеводородных источников энергии, таких как уголь и нефть. Вместе с тем, из $632 млрд мирового финансирования климатических проектов в 2019-2020 годах 75% пришлось на развитые страны. Сочетание высокого государственного долга и более высокого риска в развивающихся странах говорит о риске того, что частное финансирование, скорее всего, будет сокращаться, если государства и международные организации не займутся этим вопросом.
Финансирование – мера поддержки зеленого бизнеса. Но есть и обратные стороны планируемого и даже уже осуществляемого регулирования. Это уже кнут, а не пряник. К таковым относятся достаточно жесткие законодательные акты, такие, как, в частности, Механизм корректировки углеродных границ Европейского Союза или налог на выбросы углерода в Сингапуре. Сингапур давно прославился жесткостью своей внутренней политики, и ничего удивительного, что его власти проявляют, как всегда, жесткость и в вопросах стимулирования нулевых выбросов. При всем западном либерализме, финансисты и экологи в Америке и Европе признают, что нужно создать такие невыносимые условия для коричневых предприятий, при которых они просто вынуждены будут искать инвестиции или самим их применять в целях снижения вреда для окружающей среды от своего производства.
Всемирный экономический форум предлагает усилить соискание благотворительных пожертвований на нужды борьбы с глобальным изменением климата. В 2021 году благотворительные пожертвования, зарегистрированные ВЭФ, составили $810 млрд, только 2% из них пошли на климатические проекты. В 2023 году эту тенденцию планируется изменить, но пока неясно, как ВЭФ это будет делать. В Британии тоже пока не знают, каким образом к 2030 году частное финансирование восстановления природы превысило 1 миллиард фунтов стерлингов в год, но цель эту поставили. По всей видимости, государство явно собирается отойти от мягкой и гибкой политики европейского либерализма и толерантности и задействовать административные рычаги.
В авангард зеленой индустрии в этом году попала Британия, где действует специальная правительственная программа финансирования зеленых, экологически чистых и устойчивых проектов на 2023 год. В документе программы говорится о том, что движение экономики к чистому нулю является одновременно экологической необходимостью и огромной экономической возможностью. Это реальный шанс повысить ценность бизнеса, обеспечить рост и масштабировать технологии во всех секторах, регионах и странах Соединенного Королевства и Британского содружества.
Британское правительство будет стремиться в рамках стратегии увеличить темпы инвестиций в период перехода от «коричневой» экономики к «зеленой». Предприятия и стартапы любого размера по всей Британии получат доступ к финансированию, необходимому для достижения нулевого вреда для окружающей среды. Для этих целей создается совместный Форум государственных финансовых учреждений Великобритании по зеленым финансам и устойчивому развитию.
В целом, стратегия определяется ее авторами из британского правительства как мобилизация зеленых инвестиций в королевстве. Великобритания приняла перед мировым экологическим сообществом обязательство стать первым в мире финансовым центром, ориентированным на нулевую карбонизацию промышленных выбросов. Выделяются пять ключевых целей стратегии: рост и конкурентоспособность финансовых услуг в Великобритании; увеличение инвестиций в «зеленую» экономику; обеспечение финансовой стабильности для управления рисками изменения климата и гибели природы; адаптация природы к новым климатическим условиям; приведение глобальных финансовых потоков в соответствие с природоохранными целями.
Среди рутинных юридических мер следует отметить те, что касаются экологической отчетности предприятий. Это введение новых стандартов раскрытия информации в области устойчивого развития в соответствии с МСФО, отчетности по выбросам категории 3; обязательное раскрытие в отчетности информации о климатических рисках предпринимательской деятельности компании.
Проект ужесточения требований по раскрытию информации субъектами предпринимательства получил название «Зеленой таксономии». Ожидается, что эта стратегия будет включать ядерную энергетику, а также некоторые переходные виды деятельности. Сейчас есть много мнений насчет того, что атомная энергия более экологически чистая, чем энергетика, строящаяся на углеводородах. Это так, но Чернобыльская катастрофа показала всю опасность атомной энергетики, тогда как аварии на возобновляемых источниках не имели таких долгосрочных последствий. Однако многие считают, что при соблюдении техники безопасности современные АЭС представляют намного меньшую угрозу для природы даже чем ГЭС, которые негативно влияют на ихтиофауну, к тому же затопление суши водохранилищами, широко практиковавшееся в СССР, ведет и к нарушению природного баланса, и к необходимости отселения людей из зоны затопления, и к безвозвратной утере культурно-исторического наследия (яркие примеры – калязинская колокольня или история со Ставрополем-на-Волге, когда город пришлось строить заново под новым названием Тольятти).
* * *
Первоначально правительство Британии ожидает, что компании, входящие в сферу охвата юридических актов, будут добровольно отчитываться за период не менее финансовых лет. Предполагается, что это будет некий тестовый период. Ожидается, что меры будут предусматривать определенную пропорциональность для снижения нагрузки на более мелкие компании, а также совместимость с другими юрисдикциями Британского содружества, где регистрируются компании.
К крупнейшим фигурантам британского бизнеса требования особо жесткие. Правительство намерено провести консультации по введению планов их перехода на зеленые рельсы. Это включает обеспечение паритета между зарегистрированными на бирже, публично торгуемыми, и обычными компаниями. Целевая группа по переходному плану намерена завершить разработку своей дорожной карты в конце 2023 года. Основой послужит закон о компаниях 2006 года, но при этом ожидается, что требования будут применяться только к наиболее экономически значимым предприятиям Великобритании. Как будет определяться круг этих компаний, – пока неясно.
Новые британские нормы раскрытия информации по устойчивому развитию в отчетности МСФО, разработанных Советом по международным стандартам устойчивого развития, должны выйти в июне 2023 года. Если они будут приняты, они, вероятно, станут основой будущих международных законов.
Второй этап консультаций по Зеленой таксономии состоится чуть позже, осенью 2023 года при непосредственном участии Зеленой технической консультативной группы. Окончательно завершить и сформулировать Зеленую таксономию планируется до конца года. Планируется рассмотреть критерии, используемые для определения того, какие компании должны соблюдать обязательства по отчетности в соответствии с Законом о компаниях 2006 года; рассмотреть вопрос о включении обязательной экологической нефинансовой отчетности в британское законодательство о компаниях.
Отдельный вопрос о рейтингах зеленых компаний. Во всем мире практикуется система оценки «зеленого» и «коричневого» бизнеса. Но она не унифицирована. По мнению британского минфина, во всем мире должна быть единая рейтинговая система. Предлагается, чтобы поставщики рейтингов из Великобритании и других стран, связанных с британским бизнесом, были переданы под компетенцию британского регулятора, с целью увеличения прозрачности методологий. Эту работу планируется завершить в авральные сроки – до 30 июня 2023 года.
Правительство также намерено принять меры, направленные на модернизацию механизмов финансирования предприятий, претендующих на зеленый статус. К ним относятся внедрение нового режима Solvency UK (как производного от концепции Solvency II), позволяющего британским страховщикам вкладывать средства в подобные инвестиции, пересмотр системы управления пенсионными фондами с учетом новых реалий зеленого финансирования.
По степени опасности выбросы углерода включают в себя уже давно три категории. В соответствии с упрощенной отчетностью по энергетике и выбросам углерода крупнейшие британские предприятия обязаны сообщать о выбросах категории 1 и категории 2, но (с учетом некоторых определенных обстоятельств) это не включает выбросы категории 3. Ужесточение норм отчетности будет касаться, в том числе, того, как будут в ней отражаться выбросы «слабой» третьей категории. Она теперь уже не будет считаться безопасной и безобидной.
Работа по анализу климатических рисков будет завершена несколько позже, только уже в следующем году, ориентировочно к его концу. В первую очередь, речь будет вестись о вопросах устойчивости к изменению климата и адаптации экологической среды к нему.
Планируется привлекать в британскую зеленую экономику ежегодно дополнительно 50-60 миллиардов фунтов стерлингов частных капиталовложений. Предполагается привлечь также инвестиции в развитие инфраструктуры, которая могла бы обеспечивать финансовый сектор информацией, необходимой для управления рисками, связанными с изменением климата и разрушением природы.
В стратегии говорится, что правительство Соединенного Королевства будет поддерживать разработку финансовых инструментов периода перехода к полностью зеленой экономике, соответствующих пути нулевых выбросов парникового газа и целям Парижского соглашения. В рамках этого Оксфордский университет и Британский центр экологических финансов и инвестиций создают Центр передового опыта в переходный период, который призван стать поставщиком финансовых услуг и инновационных инструментов во время перевода экономики Великобритании на «зеленые рельсы».
Министерство финансов Великобритании также намерено осваивать новые природные рынки, в том числе через свой Фонд инвестиций в естественную среду. Эта организация стоит на позициях готовности к использованию ранее не задействованных в экономике экологически чистых ресурсов. В частности, это включает в себя зеленые сельскохозяйственные технологии.
Не остается в стороне и страховой бизнес Британии. Программа «озеленения» британских финансов включает в себя и поддержку внедрения страховой системы Solvency UK, которая создаст потенциал инвестиций страховщиков на сумму более 100 миллиардов фунтов стерлингов в следующие десять лет. Естественно, данный механизм страхования касается зеленых и устойчивых компаний.
В целом, в стратегии больше рутинного, нормативного содержания, чем ожидалось. Что касается практических инноваций, то, видимо, предстоит еще много работы для определения подробной политики и требований к компаниям. Один из наиболее актуальных общенормативных вопросов заключается в том, следует ли одобрить стандарты Международного совета по стандартам устойчивого развития (ISSB). В данном случае вопрос, как ни странно, затягивается: решение об одобрении будет принято в течение 12 месяцев после публикации окончательной версии стратегического плана, а она будет публикация ожидается в конце июня 2023 года.
Пока правительство Великобритании не прибегает к драконовским принудительным мерам по раскрытию информации компаний об устойчивости их хозяйственной деятельности. Предполагается, что после того, как осенью этого года законодательные акты о зеленой экономике будут полностью сформулированы, компании в течение двух лет будут предоставлять такую информацию в добровольном уведомительном порядке. Далее же такая практика станет обязательной, предполагается, что за этот срок субъекты предпринимательства Соединенного королевства смогут подготовиться к новым нормам.
* * *
Британская зеленая стратегия является обновленным вариантом предыдущего документа Стратегии зеленого финансирования Великобритании на 2019 год. На этот раз в ней содержатся амбициозные формулировки наподобие «продолжающееся лидерство Великобритании в области зеленого финансирования укрепит место Великобритании в авангарде этого растущего глобального рынка». Мнение это довольно спорно, поскольку первыми уделять внимание зеленым финансам стали, скорее, скандинавские страны, чем Британия. А этическое инвестирование (принципы исламского банкинга) раньше всего зародилось в арабских государствах, экономика которых как раз «коричневая», строящаяся на добыче углеводородов, энергия в силу природных факторов, извлекается почти исключительно из них (солнечные батареи строить там дороже, чем добывать нефть и газ, месторождения которых находятся близко к поверхности земли). Никакого отношения к экологии это, безусловно, не имеет, но исламские финансы были в свое время предтечей других видов этического инвестирования. Зеленое инвестирование также можно отнести к этическому, поскольку оно проповедует и пропагандирует сознательность в выборе финансовых инструментов: не только ради выгоды, но и с заботой о будущем собственной планеты.
* * *
Предыдущая британская зеленая программа, принятая в 2019 году, не была безрезультатной, хоть у многих может сложиться впечатление о том, что сейчас британское правительство проделывает работу над ошибками. Итогом ее стали обязательства по зеленому финансированию, принятые в рамках Куньминско-Монреальской глобальной рамочной программы в области биоразнообразия, согласованной на координационном совете 15-й Конвенции ООН о биологическом разнообразии в декабре 2022 года. Принимаемая сейчас новая программа призвана ускорить процесс реализаций этих обязательств. Также в новых законодательных актах, предположительно, будет ставиться упор на уплотнение в рамках обязательств сотрудничества с быстрорастущими экономиками и формирующимися рынками, поскольку эти страны имеют огромный инвестиционный потенциал, но не всегда проявляют внимание к экологичности своей растущей промышленности.
В Великобритании сейчас управляющие компании контролируют активы на сумму 10 трлн фунтов стерлингов ($12,35 трлн), причем почти половина из них интегрировала принципы устойчивых финансов в инвестиционный процесс. Сейчас перед британским правительством стоит задача включить в механизм зеленого и устойчивого инвестирования и остальных. Возник крайне болезненный для экологов вопрос так называемой «зеленой промывки», когда компании, пользуясь несовершенством норм отчетности, завышают показатели своей экологичности и этической устойчивости производства.
Но пока уровень британских государственных инвестиций в чистый ноль далеко не соответствует требуемым экологами значениям. В условиях более высоких процентных ставок правительство и Банк Англии просто вынуждены будут использовать схемы целевого кредитования, чтобы гарантировать, что более высокая стоимость капитала не повлияет на критически важные зеленые инвестиции. Критику у британских экологов вызывает то, что в стратегии отсутствует план по свертыванию финансирования добычи ископаемого топлива и другой разрушительной для окружающей среды деятельности. То есть, получается, что на фоне развития зеленой экономики, коричневая сокращаться не будет. Само правительство недовольно тем, что Банк Англии медлит с констатацией высокого риска кредитования ископаемого топлива в своих структурах капитала.
Банк Англии пока ключевую роль в зеленых инвестициях не играет. Эту нишу занимает British Business Bank. Он поддерживает малые предприятия, жизненно важные для коммерциализации экологически чистых технологий. В частности, BBB инвестирует в модернизацию и энергоэффективность предприятий, а также внедрение электромобилей. В период с 2014 года по конец августа 2022 года BBB перечислил 505 миллионов фунтов стерлингов в капитал компаний, использующих чистые технологии.
* * *
В других регионах мира тоже стараются не отставать. Так, в итальянском Неаполитанском исследовательском университете недавно объявили о том, что 23 июня 2023 года будет проведена 1-я конференция по устойчивому банковскому делу и финансам CSBF 2023. Она ориентирована на стимулирование общественной дискуссии о двунаправленном характере взаимосвязи между изменением климата и финансами. Основными ее темами были взаимосвязь между спецификой финансовых систем отдельно взятых государств и выбросами углерода в мире, оценка влияния инвестиций центральных банков государств на глобальное потепление, влияние изменения климата на практику корпоративного управления, влияние климатических факторов и устойчивого инвестирования на стабильность мировой финансовой системы, взаимосвязь глобального потепления и политики мировых финансовых институтов, решения в сфере финтеха, направленные на предотвращение изменения климата, зеленые облигации и устойчивое кредитование, адаптация технологий управления активами к климатическим рискам,
Цель этой конференции состоит в том, чтобы внести свой вклад в изучение влияния финансовых учреждений на борьбу с глобальным изменением климата. Это сбор как качественных, так и количественных исследований, анализирующих взаимодействие между глобальным потеплением, финансовыми учреждениями и их отношениями с бизнесом и регулирующими органами.
* * *
Между тем, мировой тренд на зеленое инвестирование подвергается среди многих экологов критике в том виде, в котором он существует. Никак не продумывается стратегия по минимизации финансовых потерь для предпринимателей отрасли добычи углеводородов и их наемных сотрудников. 13,6 миллиона человек во всем мире могут потерять работу в результате возможного финансового краха, вызванного сокращением добычи ископаемого топлива. $4,9 трлн могут понадобиться для спасения банков, если рынок ископаемого топлива рухнет в результате перехода на зеленую экономику. Нарекания у экологов вызывает и то, что Европейская комиссия включила в состав зеленой энергетики ядерную и газовую, тогда как радикальное крыло экологов считает, что этим видам добычи энергии не место рядом с возобновляемыми источниками, таким как использование течения рек, солнца, ветра или морских приливов. Мало того, правительство той же передовой Великобритании отложило на неопределенный срок принятие закона против «зеленой отмывки», предоставления компаниями заведомо неверных сведений о своей экологической чистоте. Предполагалось, что он вступит в силу уже 30 июня этого года, теперь же уже непонятно, когда на самом деле это будет.
В рамках зеленого финансирования в этом году планируется также рассмотреть вопрос о защите прав коренных народов, занимающихся традиционными промыслами. Ухудшающаяся экологическая ситуация напрямую снижает качество их жизни, поскольку они зависят от состояния окружающей их природы. На 54-й сессии международного Совета по правам человека выступит докладчик, который будет доказывать необходимость в этой связи развития зеленых инвестиций как средства спасения автохтонных народов от вымирания.
Новые положения о правах коренных народов будут, по всей видимости, помимо стратегии активного привлечения инвестиций в их традиционную экономику, предусматривать, что они, как наиболее пострадавшие от вреда для окружающей среды, не понесут расходов, связанных с переходом к зеленой экономике.
Планируемая международная стратегия опирается на уже существующие пункты Декларации ООН о правах коренных народов. Ее 39-я статья предусматривает их право на получение финансовой и технической помощи со стороны государств и в рамках международного сотрудничества для осуществления своих прав. В соответствии со статьей 29 того же документа, государства обязаны разрабатывать и осуществлять программы помощи без дискриминации для коренных народов в целях сохранения и защиты окружающей среды и продуктивного потенциала их земель, территорий и ресурсов.
Сейчас на саммитах Всемирного банка решается вопрос о зеленом финансировании: директивные органы должны сосредоточиться на снижении рисков экологических проектов и сокращении «коричневых инвестиций». В ходе весенних совещаний МВФ и Всемирного банка в апреле 2023 года обсуждения и планы действий сходятся в единой цели: финансирование перехода к зеленой энергетике при скорейшем достижении целей Парижского соглашения. К 2030 году для достижения целевых показателей развития чистой возобновляемой энергетики потребуются ежегодные инвестиции в размере $4-6 трлн.
На совещаниях МВФ и Всемирный банк огласили шокирующую информацию: даже если все мировые банки развития направят все свои средства на переход к зеленой экономике, это составит лишь 4% необходимого для такой трансформации капитала. С другой стороны, всего 1,4% мировых частных финансовых активов, оцениваемых в $410 трлн, было бы более чем достаточно. Таким образом, стратегия должна сводиться к пропаганде того, чтобы частные структуры осознанно инвестировали в будущее планеты, человечества и природы. Возможно, что для стимулирования этого процесса будут использоваться и «добровольно-принудительные» рычаги.
Наиболее остро такая потребность стоит на развивающихся рынках. Прогнозируется, что к 2050 году они будут иметь почти вдвое больший экономический рост, чем страны G7. Это хорошо для развития мировой экономики, но плохо для экологии, поскольку эти страны сильно зависят от углеводородных источников энергии, таких как уголь и нефть. Вместе с тем, из $632 млрд мирового финансирования климатических проектов в 2019-2020 годах 75% пришлось на развитые страны. Сочетание высокого государственного долга и более высокого риска в развивающихся странах говорит о риске того, что частное финансирование, скорее всего, будет сокращаться, если государства и международные организации не займутся этим вопросом.
Финансирование – мера поддержки зеленого бизнеса. Но есть и обратные стороны планируемого и даже уже осуществляемого регулирования. Это уже кнут, а не пряник. К таковым относятся достаточно жесткие законодательные акты, такие, как, в частности, Механизм корректировки углеродных границ Европейского Союза или налог на выбросы углерода в Сингапуре. Сингапур давно прославился жесткостью своей внутренней политики, и ничего удивительного, что его власти проявляют, как всегда, жесткость и в вопросах стимулирования нулевых выбросов. При всем западном либерализме, финансисты и экологи в Америке и Европе признают, что нужно создать такие невыносимые условия для коричневых предприятий, при которых они просто вынуждены будут искать инвестиции или самим их применять в целях снижения вреда для окружающей среды от своего производства.
Всемирный экономический форум предлагает усилить соискание благотворительных пожертвований на нужды борьбы с глобальным изменением климата. В 2021 году благотворительные пожертвования, зарегистрированные ВЭФ, составили $810 млрд, только 2% из них пошли на климатические проекты. В 2023 году эту тенденцию планируется изменить, но пока неясно, как ВЭФ это будет делать. В Британии тоже пока не знают, каким образом к 2030 году частное финансирование восстановления природы превысило 1 миллиард фунтов стерлингов в год, но цель эту поставили. По всей видимости, государство явно собирается отойти от мягкой и гибкой политики европейского либерализма и толерантности и задействовать административные рычаги.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба