Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Отчет Яндекса за первый квартал 2023 года: двузначный рост всех сегментов » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Отчет Яндекса за первый квартал 2023 года: двузначный рост всех сегментов

28 апреля 2023 Тинькофф Банк | Яндекс Романович Роман
27 апреля компания опубликовала отчет за первый квартал 2023 года, и вот главное из него:

общая выручка выросла на 54% и составила 163,3 млрд рублей;
скорректированный показатель EBITDA составил 12,8 млрд рублей;
скорректированная чистая прибыль составила 2,6 млрд рублей;
самый быстрорастущий сегмент «„Плюс“ и развлекательные сервисы» показал рост на 129%.

Операционные и финансовые результаты

По итогам первого квартала общая выручка «Яндекса» выросла на 54% и составила 163,3 млрд рублей. Скорректированный показатель EBITDA составил 12,8 млрд рублей, а скорректированная чистая прибыль — 2,6 млрд рублей.

При этом компания не стала отражать в отчете динамику показателей скорректированной EBITDA и чистой прибыли из-за разового эффекта низкой базы, так как в марте 2022 года компания направила на единовременную выплату сотрудникам 5,9 млрд рублей. Без этой выплаты показатель скорректированной EBITDA был бы 7,2 млрд рублей.
Финансовые результаты «Яндекса», млрд рублей

Отчет Яндекса за первый квартал 2023 года: двузначный рост всех сегментов


Компания выделяет шесть отчетных сегментов бизнеса.

Сегмент № 1
Поиск и портал

Что входит: «Поиск», «Браузер», «Карты и навигатор», а также «Директ» — платформа для размещения рекламы в интернете.

Доля сегмента в общей выручке: 36%.

Результаты сегмента: выручка сегмента увеличилась на 54% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 67,5 млрд рублей.

Скорректированный показатель EBITDA составил 34,7 млрд рублей, а маржинальность скорректированного показателя EBITDA — 51,4%, что на 6,7 процентных пункта выше в сравнении с прошлым годом.

«Яндекс» отмечает, что этот рост показателя EBITDA частично обусловлен эффектом низкой базы из-за единовременной выплаты сотрудникам в первом квартале прошлого года, а также переносом части направлений бизнеса в другие сегменты.

Чтобы лучше отражать операционные показатели, «Яндекс» внес корректировки в состав отчетных сегментов группы, начиная с первого квартала 2023 года. Например, ряд сервисов, ранее входивших в сегмент «Поиск и портал», переведены в сегмент «Прочие бизнес-юниты и инициативы», а именно: «Яндекс 360» — в Yandex Cloud, голосовой помощник Алиса — в «Устройства и Алису», Yandex Pay и «Яндекс ID» — в «Финтех»

Общая поисковая доля «Яндекса» на российском рынке выросла на 2,3 процентных пункта и достигла 63,3%. При этом рост доли наблюдался как в поиске на Android-устройствах — на 2,7 процентных пункта до 62,6%, так и на iOS — на 3 процентных пункта до 49,1%. На мобильные устройства пришлось 67,9% поисковых запросов, а общая доля мобильной выручки сегмента составила 60,7%.

По итогам квартала количество партнеров рекламной сети «Яндекса» увеличилось на треть.

Сегмент № 2
Райдтех

Что входит: «Такси», каршеринг «Драйв» и сервис аренды самокатов.

Доля сегмента в выручке: 17%.

Результаты сегмента: выручка сегмента выросла на 23% до 32,5 млрд рублей.

Количество поездок сегмента в первом квартале увеличилось на 22% в сравнении с прошлым годом. Валовая стоимость заказов в сервисах «Райдтеха» выросла на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 224,7 млрд рублей. Этого удалось достичь за счет роста числа клиентов и увеличения частоты поездок во всех регионах присутствия сервиса, а также значительного роста доли поездок по тарифам выше «Эконома».

На конец марта 2023 года число активных пользователей, использующих сервисы Яндекс Go, составило 40,9 млн человек — это больше на 19% в сравнении с прошлым годом.

Сегмент № 3
Электронная коммерция, фудтех и доставка

Что входит: маркетплейс «Маркет», сервисы доставки «Еда», «Лавка» и Delivery Club, а также сервис «Доставка».

Доля сегмента в выручке: 30%.

Результаты сегмента: выручка сегмента выросла на 93% до 58 млрд рублей.

Суммарный товарооборот сегмента вырос на 67% и достиг 108 млрд рублей. Количество заказов на «Яндекс Маркете» выросло на 116%. Ассортимент товаров на маркетплейсе вырос почти в три раза в сравнении с прошлым годом и составил на конец квартала 75,3 млн уникальных товаров.

Количество активных покупателей выросло на 42% до 15,3 млн на конец квартала. Также выросло количество активных продавцов, совершивших хотя бы одну продажу за месяц — на 86% до 52,9 тысячи на конец марта.

Количество брендированных пунктов выдачи заказов «Яндекс Маркета» в первом квартале 2023 выросло почти в два раза, а сеть пунктов выдачи заказов уже насчитывает более 13 тысяч точек.

Выручка направления «Доставка» выросла по итогам квартала на 87% до 17,2 млрд рублей.

Сегмент № 4
«Плюс» и развлекательные сервисы

Что входит: «Плюс», «Музыка», «Кинопоиск», «Афиша» и продюсерский центр «Студия».

Доля сегмента в выручке: 7%.

Результаты сегмента: выручка сегмента выросла на 129% до 13,4 млрд рублей.

Число подписчиков «Яндекс Плюса» в первом квартале 2023 года достигло 22,1 миллиона, увеличившись на 77% по сравнению с аналогичным показателем на конец первого квартала 2022 года. Рост выручки сегмента в основном обусловлен увеличением доходов от продаж подписки «Яндекс Плюс» на фоне роста общего числа платящих подписчиков и перехода на единый семейный тариф «Плюс Мульти».

На рост выручки также повиляла хорошая динамика доходов от рекламы, продажи лицензий и доходов «Яндекс Афиши».

Сегмент № 5
Сервисы объявлений

Что входит: портал Auto.ru и сервисы «Недвижимость», «Аренда» и «Путешествия».

Доля сегмента в выручке: 2%.

Результаты сегмента: выручка сегмента выросла на 84% до 4,4 млрд рублей.

Такая динамика обусловлена хорошими результатами «Яндекс Путешествий» и «Яндекс Аренды», которых удалось добиться благодаря растущему спросу на сервисы из-за ухода западных игроков.

Сегмент № 6
Другие бизнес-сегменты и инициативы

Что входит: бизнес по беспилотным автомобилям, Yandex Cloud, «Образование», «Устройства», «Финтех» и другие экспериментальные и нераспределенные направления. По итогам квартала в этот сегмент был переведен ряд сервисов и проектов, а именно: «Яндекс 360» — в Yandex Cloud, голосовой помощник Алиса — в «Устройства и Алису», Yandex Pay и «Яндекс ID» — в «Финтех».

Доля сегмента в выручке: 7%.

Результаты сегмента: выручка сегмента выросла на 82% до 14,2 млрд рублей.

Этот рост был связан в основном с увеличением доходов направления «Устройства и Алиса», сервисов Yandex Cloud и «Яндекс Практикум». Выручка направления «Устройства и Алиса» выросла на 172% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и в первом квартале 2023 года достигла 6,1 млрд рублей. На рост выручки повлиял стабильный спрос на умные устройства «Яндекса», в том числе умные телевизоры с Алисой, поддерживаемый эффективными промокампаниями.

Выручка сервиса Yandex Cloud выросла на 127% год к году благодаря расширению предоставляемых услуг и увеличению доли рынка на фоне растущего спроса на сервисы Yandex Cloud.

Структура выручки за 1 квартал 2023 года, млрд рублей



Новости

Покупка доли в совместном предприятии с Uber. В конце апреля 2023 «Яндекс» выкупил 29% в совместном бизнесе с американским Uber по сниженной цене — 702,5 млн долларов. В результате сделки «Яндекс» становится единоличным собственником бизнесов такси, каршеринга и аренды самокатов в России и СНГ.

Совместное предприятие Uber и «Яндекса» было создано в 2018 году. Uber инвестировала в него 225 млн долларов и получила 36,6% акций, «Яндекс» получил 59,3%, вложив 100 млн. Дополнительные 4,1% зарезервировали под опционы для сотрудников.

Стоимость совместного предприятия изначально оценивалась в 3,72 млрд долларов. В 2021 году компании провели первую реорганизацию бизнеса — «Яндекс» увеличил долю в совместном бизнесе до 71%, заплатив Uber 1 млрд долларов, из которых 230 млн — опцион на выкуп оставшейся доли.

Весной 2022 года Uber ускорил попытки выхода из совместного предприятия. По условиям опциона «Яндекс» имел право выкупить оставшиеся 29% за 1,85 млрд.

В феврале стороны предварительно договорились о продаже этой доли за 925 млн долларов. Фактическая сумма сделки в размере 702,5 млн долларов оказалась в 2,5 раза ниже условий опциона и ниже предварительных переговоров, а позитив для «Яндекса» — компания сохранила деньги акционеров.

Раздел компании на две части. В марте появились новые возможные варианты будущего раздела «Яндекса» на российскую и международную части. Один из рассматриваемых вариантов предполагает, что голландская Yandex N. V. создаст российское юридическое лицо, в котором получит стопроцентный контроль и передаст права на управление «российским „Яндексом“» фонду менеджеров, в который войдут действующие руководители компании и экс-глава Счетной палаты Алексей Кудрин.

В свою очередь, голландская Yandex N. V. получит лицензии и права на развитие за рубежом проектов компании: беспилотников, облачных технологий, образовательного «Яндекс Практикума» и проекта разметки данных «Толока». В дополнении к этому обсуждается единовременная выплата в адрес голландской компании в размере 300—400 млн долларов.

Представители «Яндекса» не подтверждают эту информацию, но и не опровергают. По словам источников РБК в «Яндексе», «схем больше, чем две, но часть из них уже не актуальна». По его словам, итоговая механика реорганизации может появиться к маю, а сама сделка завершится до конца 2023 года.

Что в итоге

Рынок отреагировал на отчетность умеренно, и после публикации акции «Яндекса» снижались на 0,5% против роста индекса Мосбиржи на 0,2%.

«Яндекс» продолжает показывать уверенные темпы роста бизнеса — все бизнес-сегменты по итогам квартала показали рост, а в ведущих сегментах компания продолжила укреплять позиции и увеличивать показатели эффективности.

Главным ограничивающим фактором остается раздел бизнеса и его условия. Компания в очередной раз отказалась от публикации финансового прогноза на следующие периоды, но высокие темпы роста бизнеса и лидерство на основных рынках делают «Яндекс» фундаментально привлекательным активом.

С февраля прошлого года акции «Яндекса» упали в цене на 50%, а показатели бизнеса продолжили расти несмотря на кризис.


https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу