Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Чем Positive Technologies лучше «Яндекса» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Чем Positive Technologies лучше «Яндекса»

4 мая 2023 Financial One Делицын Леонид
Отечественные ИТ-компании обсудили с аналитиком ГК «Финам» Леонидом Делицыным.

IT-сектор
Ссылаясь на отчет Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, Делицын отмечает, что в этом году сектор информационно-телекоммуникационных технологий вырастет на 8,4%: телекоммуникационный сектор может показать рост на 4%, IT-сектор – на 22%.

«При этом, когда мы смотрим на фондовый рынок, надо понимать, что мы называем IT одно, статистики называют IT другое. Такие компании, как “Яндекс” и VK, могут быть в значительной степени медийными – в какой-то степени относятся к потребительскому сектору. Например, агрегацию такси сложно отнести к информационным технологиям, хотя информационные технологии там важную роль играют, конечно. Или электронная коммерция – это отрасль на стыке IT и розничной торговли, для “Яндекса” это сейчас ключевое направление роста. В общем, из всего, что на фондовом рынке есть, чисто к IT можно отнести только группу Positive Technologies», – рассказывает аналитик.

Телекоммуникационные компании оказались устойчивыми к санкциям. При этом неизвестно, как в компаниях обстоят дела с замещением оборудования. В IT-секторе есть проблемы в направлении системной интеграции – компании занимались продажей зарубежных компьютеров и внедрением иностранного программного обеспечения. Так, например, Softline столкнулась с разделением бизнеса на российское и международное направления и уходом собственника. В IT-компаниях, занимающихся разработкой собственного программного обеспечения, дела обстоят «фантастически хорошо» из-за роста спроса на внутреннем рынке. Среди этих компаний Positive Technologies, которой удается ежегодно увеличивать бизнес в 2 раза.

«Яндекс»
Комментируя акции компании, эксперт говорит: «“Яндекс” в некотором смысле вернулся в прошлое – то есть по стоимости акций буквально в прошлое – в 2018 год. А если мы вспомним историю “Яндекса” на фондовом рынке, то после IPO, которое, по-моему, было в 2011 году, акции не росли много-много лет. Наблюдалась удивительная картина: есть две очень похожие компании – Google в Америке и “Яндекс” здесь, акции Google выросли в 2–3 раза лет за 7, акции “Яндекса” стояли на месте. Никакой идеи покупать акции “Яндекса” у российских инвесторов не было – это казалось бессмысленным на российском рынке».

Бумаги «Яндекса» начали расти в 2019–2020 годах. Делицын считает, что в росте котировок были заинтересованы иностранные инвесторы. С уходом зарубежных инвесторов с российского рынка акции компании перестали быть интересны местным инвесторам. Возможно, бумаги станут перспективны, если «Яндекс» начнет выплачивать щедрые дивиденды.

Бизнес растет примерно на 50% в год. Компания инвестирует прибыль в развитие проектов «Яндекс Go» и «Яндекс маркет». На рынке такси компания стала крупнейшим игроком и может попасть под государственное регулирование тарифов на поездки. Это будет ограничивать прибыль бизнеса. На рынке электронной коммерции «Яндекс» отстает от Wildberries, который значительно оторвался от конкурентов. По словам аналитика, данное направление будет убыточным, пока «Яндекс маркет» не станет лидером рынка.

На данный момент рынок ждет новостей о реструктуризации и редомициляции компании.

VK
«На мой взгляд, в VK ситуация проще, конечно. Там заведомо руководство под санкциями, и оно никуда не уедет, останется здесь, будет развивать компанию. Руководители, топ-менеджеры в основном выходцы из “Ростелекома”. <…> Я долго скептически смотрел на то, как VK пытается консолидировать образовательный бизнес, бизнес онлайн-образования, где он сейчас лидирует в стране, купив фактически все крупные заметные проекты. Мне казалось, что это идеалистическая политика, которая не ведет компанию к прибыли», – делится эксперт. В результате курсы образовательные курсы стали аналогом подписной бизнес-модели и приносят стабильную выручку.

В прошлом году аудитория VK выросла из-за блокировки некоторых иностранных соцсетей. Теперь 75% выручки компании приносят направления соцсетей, мессенджеров и почты. Ранее бизнес был диверсифицированным: прибыль в равных долях приходилась на рекламный рынок, сервисы в соцсетях и игровой бизнес, который к данному моменту продан. Перспективы компании связаны с созданием платежного сервиса в мессенджере совместно с ВТБ.

По мнению аналитика, «Яндексу» и VK необходимо стать облачными провайдерами и поставщиками решений искусственного интеллекта.

МТС
Делицын отмечает, что инвесторы держат акции МТС из-за дивидендов. «Это очень умная компания с очень умной стратегией и многие годы все-таки очень идущая навстречу инвесторам, выплачивающая им хорошие дивиденды, то есть к рынку очень лояльно и хорошо настроена. Сейчас она в ситуации, когда деньги нужны на многое другое, например, на решение проблем с инфраструктурой. МТС до сих пор не оглашает дивидендную политику, хотя намеревалась. Это говорит о том, что в текущих политических условиях сделать этого не может. И это опять-таки мудрый ход, потому что если МТС скажет, что дивидендов не будет, то это приведет к падению стоимости акций, ухудшению условий кредитования», – поясняет аналитик.

Также рынок негативно отреагирует на объявление небольших дивидендов от МТС. Вероятно, компания будет интриговать рынок выходом онлайн-кинотеатра KION на IPO.

Ozon
По прогнозам компании, в этом году рост GMV (Gross Merchandise Value или валовая стоимость товара) составит 61%. Главным конкурентом Ozon является Wildberries. Эксперт предполагает, что в будущем возможно слияние Ozon с МТС. В этом случае будет создана диверсифицированная экосистема. Речь о подобной сделке пока не идет.

http://fomag.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу