Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Alibaba: смешанные итоги года и разделение компании » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Alibaba: смешанные итоги года и разделение компании

25 мая 2023 Тинькофф Банк | Alibaba
Крупнейший в мире игрок на рынке электронной коммерции выпустил отчетность за четвертый квартал и весь 2023 финансовый год, который закончился 31 марта. Также Alibaba сделала важные заявления относительно разделения холдинга на отдельные компании. Разберем результаты подробнее.

Результаты

По итогам четвертого квартала:

выручка составила 208,2 млрд юаней (+2% г/г);
скорректированная EBITA — 25,28 млрд юаней (+60% г/г);
чистая прибыль — 22 млрд юаней (годом ранее убыток 18,36 млрд юаней);
скорректированная чистая прибыль на акцию — 10,71 юаня (+35% г/г).

Компания активно инвестировала в экспансию на новые рынки и сервисы в прошлом году, однако за последние три квартала текущего финансового года эти расходы снизились, поскольку затраты начали интенсивно расти на органической основе. В итоге третий квартал подряд Alibaba демонстрирует рост скорректированной прибыли.

Alibaba: смешанные итоги года и разделение компании


В продолжение процесса разделения холдинга на разные части компания объявила об отделении (spin-off) облачного бизнеса Cloud Intelligence Group и создании Комитета по управлению капиталом, который будет заниматься привлечением дополнительного финансирования. В частности, компания одобрила привлечение дополнительного финансирования для международного e-commerce, изучение возможностей IPO логистического сегмента Cainiao Network и исполнение IPO сети умных магазинов Freshippo.

Сегменты бизнеса

Подробное описание сегментов бизнеса Alibaba можно найти в нашем большом обзоре. Здесь рассмотрим результаты крупнейших сегментов по итогам отчетного квартала.

E-commerce в Китае

Выручка сегмента снизилась на 3% год к году, до 136,1 млрд юаней.

У крупнейших потребительских онлайн-магазинов Taobao и Tmall выручка снизилась на 5% год к году. Одна из причин — это изменение потребительского поведения в период смягчения коронавирусных ограничений. Потребители в меньшей степени закупают товары впрок на онлайн-платформах и чаще переключаются на офлайн-формат, по которому соскучились за три года строгих ограничений.

К тому же в этом году празднование китайского Нового года пришлось на более ранние даты, а именно на январь, когда еще действовали строгие ограничения. В итоге это негативно повлияло на потребительскую активность в главный для Китая праздник.

Малый сегмент оптовых B2C-продаж (в частности, магазин 1688.com) показал снижение выручки на 8% год к году. По собственным онлайн-магазинам (Freshippo и Alibaba Health) компания цифры не раскрыла, но отметила сильный рост выручки. Таким образом, снижение выручки по всему сегменту составило скромные 3% год к году.

Скорректированная EBITA выросла на 19%, до 38,5 млрд юаней, за счет сокращения убытков от новых сервисов (Taobao Deal, Taocaicai и Freshippo). Основным сервисам китайского e-commerce удалось оптимизировать свои расходы: маржинальность EBITDA выросла до 28% по сравнению с 23% годом ранее.

Также холдинг объявил, что проведет IPO Freshippo — сети умных магазинов, в которых продается свежая фермерская продукция. Как мы выяснили, это успешный и быстрорастущий сегмент в рамках китайского e-commerce. Однако пока Alibaba не раскрывала финансовые показатели данного сегмента, в том числе прибыльность.

Международный e-commerce

Выручка выросла на 29% год к году, до 18,5 млрд юаней.

Международный B2C-сегмент показал сильный рост выручки на 41% год к году за счет смягчения коронавирусных ограничений и оживления международной торговли Китая. К тому же сильным драйвером роста являются сделанные ранее крупные инвестиции в платформу Lazada (Юго-Восточная Азия) и интернет-магазин Trendyol (Турция). Свой вклад внес и AliExpress: выручка выросла более чем на 10% за счет увеличения числа заказов, в том числе через новый сервис Choice.

Однако оптовый канал международной электронной коммерции Alibaba показал небольшой рост — лишь на 3%.

Международный e-commerce остается убыточным на уровне операционной прибыли. Убыток по скорректированной EBITA составил 2,33 млрд юаней, что немного ниже, чем годом ранее (2,56 млрд юаней). Монетизация сервисов Lazada и Trendyol начинает улучшаться, поэтому необходимость вкладываться в их развитие снижается. В результате маржинальность скорректированной EBITA поднялась — с -18% годом ранее до -13% в текущем отчетном периоде.

Комитет по управлению капиталом одобрил привлечение дополнительного финансирования для международного B2C e-commerce, однако пока детали не раскрываются. Остается открытым вопрос, в какой форме пройдет процесс: будет ли это spin-off с выплатой дивидендов акциями, IPO или другие опции. К тому же здесь есть несколько компаний, ориентированных на разные регионы. Однако данная сделка выглядит привлекательной с учетом темпов роста сегмента после ранее сделанных инвестиций.

Потребительские сервисы

Один из самых быстроразвивающихся сегментов: по итогам отчетного квартала выручка выросла на 17% год к году, до 15,5 млрд юаней.

Сюда входят такие сервисы, как ele.me, Amap и Fliggy.

Это новое направление для Alibaba, и компания активно вкладывается в его развитие, за счет чего растет выручка и сокращаются убытки. За год убыток по скорректированной EBITA снизился с 5,57 млрд юаней до 4,15 млрд юаней, а маржинальность изменилась с -52% до -33%.

Относительно перспектив IPO никаких объявлений не было, так как это не самый зрелый сегмент и он пока не нуждается в развитии и стабилизации бизнес-модели.

Облачные решения

Выручка снизилась на 2% год к году, но скорректированная EBITA выросла на 39% год к году, а маржинальность — на 2%.

Вторым после отечественного e-commerce безубыточным бизнесом Alibaba по-прежнему остается облачный сегмент — это Alibaba Cloud и DingTalk.

Сейчас компания откладывает крупные облачные заказы из-за:

всплеска COVID-19 в январе 2023-го;
нормализации спроса на сервис Alibaba Cloud CDN (был всплеск годом ранее);
роста конкуренции со стороны зарубежных облачных платформ.

В пресс-релизе холдинг объявил об отделении облачного сегмента от структуры Alibaba Holding путем выплаты всем текущим инвесторам дивидендов в виде акций — таким образом, владельцы акций Alibaba получат бумаги Alibaba Cloud. В результате Alibaba Cloud станет независимой публичной компанией.

Прочие детали относительно этого вопроса компания пока не раскрывает. Нет ясности о том, когда пройдет собрание акционеров по этому вопросу, когда и в каком соотношении будут выплачиваться дивиденды, будет ли выкуп акций у несогласных акционеров и т.п.
Логистическая компания Cainiao Network

Самый быстрорастущий и третий по прибыльности сегмент компании. Сервис Cainiao Network помогает клиентам маркетплейсов, собственным онлайн-магазинам Alibaba и прочим компаниям осуществлять перевозки грузов и оптимизировать логистику.

Выручка за четвертый квартал 2023-го выросла на 18%, до 13,6 млрд юаней, за вычетом выручки от логистических услуг, которые предоставляет Alibaba внутри холдинга. За счет услуг зарубежным клиентам компания смогла заработать 72% выручки. Alibaba наращивает логистические мощности параллельно с восстановлением международной торговли, что позволяет компании наращивать финансовые показатели.

Однако пока что логистическому сегменту не удается генерировать стабильную операционную прибыль. Если во втором квартале сервис Cainiao Network впервые заработал положительную скорректированную EBITA при маржинальности 1%, то третий и четвертый отчетные кварталы вновь были убыточными.

После объявления о разделении бизнеса в марте этого года появились новости о том, что Cainiao Network готовится к IPO на Гонконгской бирже. Над IPO уже работают крупнейшие банки China International Capital и Citigroup. Оценка компании может составить $20 млрд. Даты, доля размещаемого капитала и прочие подробности пока что не раскрываются. В свежем пресс-релизе с отчетностью относительно перспектив Cainiao Network говорится, что холдинг будет изучать возможности выхода на IPO.

Диджитал-сегмент

Диджитал-сегмент нарастил выручку лишь на 3% год к году, до 8,3 млрд юаней. Во многом он привязан к темпам роста основного бизнеса, выручка которого снизилась.

Выручка от подписок на видеопортал Youku увеличилась на 13% год к году за счет выпуска оригинальных сериалов Who is he и The Blood of Youth. Операционный убыток вновь вырос, в отчетном квартале — до 1,1 млрд юаней. Маржинальность составила -13%, что лучше, чем годом ранее (-25%).

Инновационный сегмент

В данном сегменте выручка расширилась на 47% год к году, до 563 млн юаней, из-за перегруппировки активов. Сегмент продолжает оставаться убыточным.

Что с акциями?

В марте после объявления о разделении бизнеса на части акции Alibaba показали сильный рост, поскольку в значительной степени снизился регуляторный риск: в последние несколько лет китайские власти оказывают давление на крупные местные корпорации.

Отметим, что не только в Китае регуляторы высказывают претензии к крупным корпорациям, но еще в США и ЕС. Alibaba может стать самым крупным примером разделения активов. Такую практику могут перенять и корпорации других стран, в том числе американские. Поэтому новость о разделении активов Alibaba в целом позитивна для глобальных рынков акций.

Однако сейчас китайский рынок испытывает геополитическое давление: крупные западные инвесторы снижают свои риски из-за возможной дальнейшей эскалации отношений между США и Китаем, в том числе вокруг ситуации с Тайванем. Таким образом, снижение котировок Alibaba связано не только с уменьшением интереса к разделению активов, но и с общим охлаждением западных инвесторов к китайским активам.

Деление холдинга на отдельные компании позволит привлечь новых инвесторов — скорее всего, уже внутри Китая, учитывая отток зарубежных денег. Зачастую инвестиции в холдинг выглядят непрозрачными: не совсем понятно, какое финансовое состояние у отдельных подразделений. Даже сейчас Alibaba не дала точные цифры по выручке по отдельным компаниям, например Freshippo и Lazada. Выделение этих структур из холдинга позволит наконец дать рыночную оценку.

Если эти сегменты выйдут из структуры Alibaba, почему нужно покупать акции сейчас?

У отделяющихся компаний нет рыночной оценки, поэтому есть вероятность того, что она будет выше, чем просто доля в общей капитализации холдинга, поскольку в первую очередь на IPO и spin-off пойдут самые зрелые и успешные компании. Также текущим акционерам холдинга достанутся акции отделяющихся компаний, и вдобавок база инвесторов может увеличиться за счет первичного рынка (IPO).

Акции холдинга Alibaba все еще стоят дешево: форвардный мультипликатор P/E равен 10,1х, что говорит о недооцененности бумаг.

Ну и что?

Отчетность Alibaba выглядит довольно смешанно: выручка выросла очень слабо, а основной сегмент китайского e-commerce даже сократился, но операционная маржа показала сильный рост, что значительно выше рыночных ожиданий.

Холдинг продолжает успешно оптимизировать расходы. Отдача от новых потребительских сервисов и зарубежных e-commerce-платформ увеличивается.
Скорректированная чистая прибыль растет (год к году) третий квартал подряд после долгого падения.
Менеджмент дал широкий апдейт по программе разделения активов: отделение (spin-off) облачного бизнеса Cloud, одобрение дополнительного финансирования для международного e-commerce, изучение возможностей IPO логистического сегмента Cainiao Network и исполнение IPO сети умных магазинов Freshippo.
Разделение активов холдинга носит позитивный характер для текущих инвесторов, поскольку снижаются регуляторные риски.
Акции Alibaba стоят дешево по мультипликаторам из-за геополитического фактора.

Мы подтверждаем нашу торговую идею по покупке акций Alibaba, целевая цена — 120 HKD, что предполагает рост на 44,5% на горизонте года.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу