5 июня 2023 РБК
Рассказываем, как устроен ведущий проект по масштабированию Ethereum с инвестициями $458 млн, почему его используют ведущие игроки криптосферы и какие условия называют разработчики для запуска собственного актива
Массовое распространение криптовалют и проектов сферы Web3 сдерживает относительно медленная работа блокчейнов и высокие комиссии, особенно в периоды сильной нагрузки на сеть. Одним из популярных технических решений для повышения пропускной способности блокчейна Ethereum выступают так называемые ZK-роллапы, внедрение которых является ключевой частью дорожной карты Ethereum, и о которых неоднократно говорил сооснователь проекта Виталик Бутерин.
Такие решения существуют поверх основного блокчейна Ethereum, они объединяют набор транзакций в пакеты, обрабатывают их в собственной сети и уже затем передают в основную, тем самым повышая скорость обработки переводов и существенно снижая комиссию. Эта комиссия уплачивается пользователями при каждом взаимодействии с блокчейном — переводом монет, операциями в кредитных протоколах, во время покупки NFT и при любом другом сценарии использования Ethereum.
Если на базовом уровне Ethereum обрабатывает не более 15 транзакций в секунду, то так называемые решения второго уровня (L2) позволяют проводить за секунду десятки тысяч переводов с кратно меньшей комиссией. В гонке за создание наиболее успешного решения для масштабирования Ethereum участвует множество стартапов-конкурентов — Polygon, Arbitrum, Optimism, Scroll, StarkWare, Fuel Network и другие. Они сформировали целую индустрию, а крупнейшие проекты оцениваются в миллиарды долларов.
Наиболее известным решением, задействующим те самые ZK-роллапы, о которых говорит Бутерин, выступает zkSync от компании Matter Labs. В ноябре прошлого года Matter Labs закрыла инвестиционный раунд на сумму $200 млн под руководством крупных венчурных криптофондов Blockchain Capital и Dragonfly. Среди других инвесторов — LightSpeed Venture Partners, Variant и Andreessen Horowitz (a16z). Matter Labs привлекла в общей сложности $458 млн, что само по себе является одной из крупнейших по размеру венчурных инвестиций в истории криптобизнеса.
Комментируя закрытие инвестиционного раунда, директор по продуктам Matter Labs Стив Ньюкомб рассказал Fortune, что большая часть финансирования пойдет на «создание команды, дальнейший рост, масштабирование и развитие полноценной компании». Ньюкомб до работы в Matter Labs основал компанию Powerset, приобретенную Microsoft и позже ставшую частью поисковика Bing. В команде разработчиков zkSync также Энтони Роуз, который возглавлял инженерные группы в SpaceX Илона Маска, создавая программные решения для Falcon, Dragon и Starlink.
Новая эра
После достижения нескольких этапов дорожной карты у проекта zkSync в текущем виде работает две сети — Lite и Era. Возможности zkSync Lite ограничены, и она, по сути является первой версией протокола.
Однако zkSync Era — более массовый продукт, открытый для широкого круга пользователей и разработчиков в марте текущего года. Сеть стала первой полноценно запущенной программной средой с поддержкой приложений на Ethereum, опередив в этом таких конкурентов как Starknet или Polygon. Это означает, что разработчикам будет проще перенести приложения в zkSync Era, где они смогут воспользоваться преимуществами более быстрых транзакций и более низких комиссий.
Сейчас многие крупнейшие проекты Ethereum уже разворачиваются базе zkSync Era. Среди них популярные сервисы сферы децентрализованных финансов (DeFi) — Uniswap, Curve, Balancer, Maker и SushiSwap. Кроме того, zkSync Era задействует компания Circle (эмитент второго по величине стейблкоина USDC), создатель криптокошельков Argent или сервис ликвидного стекинга Rocket Pool.
Важной функцией zkSync Era стала так называемая абстракция аккаунта (account abstraction), с помощью которой в криптокошельки можно внедрять привычные для более массового пользователя возможности, например двухфакторную аутентификацию или простой доступ к кошельку через логин и пароль. Как правило, большинство криптокошельков — это просто стандартные адреса, которые могут отправлять и получать средства и взаимодействовать со смарт-контрактами. С решением от zkSync Era разработчики могут адаптироваться к запросам более широкой аудитории.
Представителей Matter Labs в разных интервью говорят, что компания в целом настроена на работу с традиционным бизнесом. Их, в частности, интересует индустрия разработки игр. В конце мая компания наняла бывшего вице-президента Activision Blizzard по работе с сообществом Майкла Ли на должность старшего вице-президента по развитию, чтобы сосредоточиться на привлечении игровых разработчиков на платформу zkSync. Ранее о партнерстве с Matter Labs объявил ведущий корейский разработчик блокчейн-игр Wemade, стоящий за платформой WEMIX PLAY, которая, согласно сайту компании, насчитывает более 20 млн активных пользователей.
Выпуск токена и эирдроп
zkSync довольно давно считается в криптовалютном сообществе одним из первых кандидатов на массовый эирдроп — раздачу токенов в виде поощрения активных пользователей сервисов экосистемы. Несколько крупных блокчейн-проектов, среди которых Optimism, Aptos, Blur или Arbitrum, провели эирдропы для ранних и активных пользователей, получивших вознаграждение на тысячи долларов. Это породило спекуляции о том, что и другие проекты последуют их примеру.
Учитывая внушительный размер привлеченных инвестиций и несколько других косвенных признаков, именно zkSync считают одним из наиболее очевидных претендентов на выпуск токена и проведение эирдропа. В конце марта после нашумевшей раздачи токенов от Arbitrum в проектах экосистемы zkSync стали заметно расти активность и обороты. На момент публикации оборот в cети zkSync Era, по данным аналитического сервиса DefiLlama, превышает $157 млн и продолжает расти.
В сообществе отмечают, что основной причиной этому может быть накрутка активности или так называемый фарминг эирдропов, когда пользователи создают множество кошельков, с которых проводят определенный набор действий в проектах сети, ожидая в будущем получить больше токенов в качестве награды, если проект решится на эирдроп.
О происходящем, очевидно, в курсе и сами разработчики zkSync. Как заявил в комментарии для DL News Энтони Роуз из Matter Labs, командам проектов «всегда стоит отслеживать спекуляции вокруг токенов и эирдропов».
Компания убрала с сайта zkSync раздел «токеномика», присутствовавший там до октября прошлого года. В документации напрямую говорилось о том, что собственный токен сети планировалось использовать для стекинга и в качестве залога для валидаторов сети.
В комментарии для издания CoinDesk генеральный директор Matter Labs Алекс Глуховски заявил, что «на данный момент нет планов по запуску токена». Сейчас команда сосредоточена на дальнейшем развитии zkSync Era, токен появится только при децентрализации сети, что, по его словам, «еще далеко на горизонте».
Сеть ZkSync Era пока остается в значительной степени централизованной — Matter Labs может произвольно обновлять ее программный код. Компания по-прежнему контролирует так называемые секвенсор (sequencer) и анализатор (prover) — два основных компонента работы сети. Как уточнил Глуховски, токен потребуется проекту только когда возникнет необходимость сделать секвенсор децентрализованным. По его оценке, это произойдет примерно через год.
http://top.rbc.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Массовое распространение криптовалют и проектов сферы Web3 сдерживает относительно медленная работа блокчейнов и высокие комиссии, особенно в периоды сильной нагрузки на сеть. Одним из популярных технических решений для повышения пропускной способности блокчейна Ethereum выступают так называемые ZK-роллапы, внедрение которых является ключевой частью дорожной карты Ethereum, и о которых неоднократно говорил сооснователь проекта Виталик Бутерин.
Такие решения существуют поверх основного блокчейна Ethereum, они объединяют набор транзакций в пакеты, обрабатывают их в собственной сети и уже затем передают в основную, тем самым повышая скорость обработки переводов и существенно снижая комиссию. Эта комиссия уплачивается пользователями при каждом взаимодействии с блокчейном — переводом монет, операциями в кредитных протоколах, во время покупки NFT и при любом другом сценарии использования Ethereum.
Если на базовом уровне Ethereum обрабатывает не более 15 транзакций в секунду, то так называемые решения второго уровня (L2) позволяют проводить за секунду десятки тысяч переводов с кратно меньшей комиссией. В гонке за создание наиболее успешного решения для масштабирования Ethereum участвует множество стартапов-конкурентов — Polygon, Arbitrum, Optimism, Scroll, StarkWare, Fuel Network и другие. Они сформировали целую индустрию, а крупнейшие проекты оцениваются в миллиарды долларов.
Наиболее известным решением, задействующим те самые ZK-роллапы, о которых говорит Бутерин, выступает zkSync от компании Matter Labs. В ноябре прошлого года Matter Labs закрыла инвестиционный раунд на сумму $200 млн под руководством крупных венчурных криптофондов Blockchain Capital и Dragonfly. Среди других инвесторов — LightSpeed Venture Partners, Variant и Andreessen Horowitz (a16z). Matter Labs привлекла в общей сложности $458 млн, что само по себе является одной из крупнейших по размеру венчурных инвестиций в истории криптобизнеса.
Комментируя закрытие инвестиционного раунда, директор по продуктам Matter Labs Стив Ньюкомб рассказал Fortune, что большая часть финансирования пойдет на «создание команды, дальнейший рост, масштабирование и развитие полноценной компании». Ньюкомб до работы в Matter Labs основал компанию Powerset, приобретенную Microsoft и позже ставшую частью поисковика Bing. В команде разработчиков zkSync также Энтони Роуз, который возглавлял инженерные группы в SpaceX Илона Маска, создавая программные решения для Falcon, Dragon и Starlink.
Новая эра
После достижения нескольких этапов дорожной карты у проекта zkSync в текущем виде работает две сети — Lite и Era. Возможности zkSync Lite ограничены, и она, по сути является первой версией протокола.
Однако zkSync Era — более массовый продукт, открытый для широкого круга пользователей и разработчиков в марте текущего года. Сеть стала первой полноценно запущенной программной средой с поддержкой приложений на Ethereum, опередив в этом таких конкурентов как Starknet или Polygon. Это означает, что разработчикам будет проще перенести приложения в zkSync Era, где они смогут воспользоваться преимуществами более быстрых транзакций и более низких комиссий.
Сейчас многие крупнейшие проекты Ethereum уже разворачиваются базе zkSync Era. Среди них популярные сервисы сферы децентрализованных финансов (DeFi) — Uniswap, Curve, Balancer, Maker и SushiSwap. Кроме того, zkSync Era задействует компания Circle (эмитент второго по величине стейблкоина USDC), создатель криптокошельков Argent или сервис ликвидного стекинга Rocket Pool.
Важной функцией zkSync Era стала так называемая абстракция аккаунта (account abstraction), с помощью которой в криптокошельки можно внедрять привычные для более массового пользователя возможности, например двухфакторную аутентификацию или простой доступ к кошельку через логин и пароль. Как правило, большинство криптокошельков — это просто стандартные адреса, которые могут отправлять и получать средства и взаимодействовать со смарт-контрактами. С решением от zkSync Era разработчики могут адаптироваться к запросам более широкой аудитории.
Представителей Matter Labs в разных интервью говорят, что компания в целом настроена на работу с традиционным бизнесом. Их, в частности, интересует индустрия разработки игр. В конце мая компания наняла бывшего вице-президента Activision Blizzard по работе с сообществом Майкла Ли на должность старшего вице-президента по развитию, чтобы сосредоточиться на привлечении игровых разработчиков на платформу zkSync. Ранее о партнерстве с Matter Labs объявил ведущий корейский разработчик блокчейн-игр Wemade, стоящий за платформой WEMIX PLAY, которая, согласно сайту компании, насчитывает более 20 млн активных пользователей.
Выпуск токена и эирдроп
zkSync довольно давно считается в криптовалютном сообществе одним из первых кандидатов на массовый эирдроп — раздачу токенов в виде поощрения активных пользователей сервисов экосистемы. Несколько крупных блокчейн-проектов, среди которых Optimism, Aptos, Blur или Arbitrum, провели эирдропы для ранних и активных пользователей, получивших вознаграждение на тысячи долларов. Это породило спекуляции о том, что и другие проекты последуют их примеру.
Учитывая внушительный размер привлеченных инвестиций и несколько других косвенных признаков, именно zkSync считают одним из наиболее очевидных претендентов на выпуск токена и проведение эирдропа. В конце марта после нашумевшей раздачи токенов от Arbitrum в проектах экосистемы zkSync стали заметно расти активность и обороты. На момент публикации оборот в cети zkSync Era, по данным аналитического сервиса DefiLlama, превышает $157 млн и продолжает расти.
В сообществе отмечают, что основной причиной этому может быть накрутка активности или так называемый фарминг эирдропов, когда пользователи создают множество кошельков, с которых проводят определенный набор действий в проектах сети, ожидая в будущем получить больше токенов в качестве награды, если проект решится на эирдроп.
О происходящем, очевидно, в курсе и сами разработчики zkSync. Как заявил в комментарии для DL News Энтони Роуз из Matter Labs, командам проектов «всегда стоит отслеживать спекуляции вокруг токенов и эирдропов».
Компания убрала с сайта zkSync раздел «токеномика», присутствовавший там до октября прошлого года. В документации напрямую говорилось о том, что собственный токен сети планировалось использовать для стекинга и в качестве залога для валидаторов сети.
В комментарии для издания CoinDesk генеральный директор Matter Labs Алекс Глуховски заявил, что «на данный момент нет планов по запуску токена». Сейчас команда сосредоточена на дальнейшем развитии zkSync Era, токен появится только при децентрализации сети, что, по его словам, «еще далеко на горизонте».
Сеть ZkSync Era пока остается в значительной степени централизованной — Matter Labs может произвольно обновлять ее программный код. Компания по-прежнему контролирует так называемые секвенсор (sequencer) и анализатор (prover) — два основных компонента работы сети. Как уточнил Глуховски, токен потребуется проекту только когда возникнет необходимость сделать секвенсор децентрализованным. По его оценке, это произойдет примерно через год.
http://top.rbc.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу