5 июня 2023 BITKOGAN Коган Евгений
Продолжаем говорить о противостоянии США и Китая. После статей о противостоянии сверхдержав в Африке и Латинской Америки пришло время затронуть и Азию.
Китаю удалось – не без труда – сократить американскую гегемонию, хотя пока слишком рано говорить о полной победе. Шахматная партия в этом регионе, только в самом разгаре.
Кстати, лично меня поражает та виртуозность, с которой Поднебесная помогла восстановить дипотношения давним соперникам Ирану и Саудовской Аравии, которые теперь еще лучше станут относиться к Китаю.
Также региональными лидерами, которые играют в регионе не последнюю роль, стали Индия, Япония, Южная Корея. Хотя они и являются одними из лидеров по товарообороту с Китаем, однако также преследуют свои личные цели. Поэтому не удивляюсь новостям о том, что взаимная торговля Индии с США по оборотам превзошла показатели Индии с Китаем, чтобы не зависеть от последнего.
В Азии у Китая есть территориальные претензии к Индии и Японии, но не ожидаю, что в ближайшее время споры обострятся.
Более «горячими» могут оказаться споры с Филиппинами, Малайзией и Вьетнамом в Южно-Китайском море. Поднебесная возводит «насыпные острова», чтобы склонить на свою сторону чашу весов в противостоянии за территории.
Еще одной причиной спора может оказаться желание контролировать сосредоточенные здесь запасы нефти и природного газа. Пока что очень высоки риски сохранения геополитической напряженности в этом регионе.
Скорее всего, чтобы избежать риска перекрытия внешней торговли со странами Европы и Азии, если оппоненты решат перекрыть Тайваньский и Малаккский проливы, у Китая есть запасной вариант в виде порта в соседнем Пакистане – с 2016 года Поднебесная через свою компанию управляет портом Гвадар в Пакистане, который открывает доступ к Аравийскому морю. Это существенно сократит путь для движения товаров в находящийся рядом с ним Персидский залив и в страны Африки и Европы.
Не стоит забывать и о строительстве ветки железной дороги в Узбекистан и Киргизию, что позволит облегчить транспортировку грузов из Таиланда и Малайзии через Лаос по территории Китая до Казахстана. В обратном направлении на мировой рынок могут начаться поставки сырьевых товаров, Казахстан думает о поставках пшеницы.
Хотя, когда говорю о странах Центральной Азии, то нужно понимать, что этот регион привлек внимание не только Китая. Здесь сходятся интересы России, Турции и западных стран, поэтому борьба за него в будущем будет очень жаркой.
Симпатию властей этих стран можно завоевать, благодаря инвестициям и инфраструктурному строительству в регионе. И если в Центральной Азии противостояние еще не так заметно, то в Океании подписание соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности
между Китаем и Соломоновыми островами вызвало реакцию со стороны США. Звучали позднее официально опровергнутые обвинения в планах по строительству военной базы на островах.
Гипотетически, в случае реализации плана Китай мог иметь базу для размещения своего флота совсем недалеко от Австралии.
Что получает Китай от взаимной торговли со странами Азии? Говоря коротко: импортируют примерно такие же товары, которые нужны для работы промышленности, что поставляют из Африки и Латинской Америки:
Нефть и природный газ. По ниткам газопроводов поставки ведутся из стран Средней Азии (Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизии) и из России по «Силе Сибири – 1» и при помощи СПГ. Также поставки при помощи СПГ ведутся из Австралии, Катара, Малайзии, Индонезии, Папуа-Новой Гвинеи.
В 2018 году потребление газа в Китае составило 283 млрд кубических метров, в 2024 году CNPC прогнозирует рост спроса до порядка 410 куб. м, а к 2035 году оценки BP предполагают повышение спроса до 610 кубометров.
Не стоит забывать о важном в наше время ресурсе нефти, поставки которого ведутся в основном из Саудовской Аравии и России, но танкеры также направляются в Китай и из Ирана. Последняя находится под западными санкциями, что делает почти невозможным проведение платежей. Однако стремление уйти от доллара США в расчетах поможет увеличить объемы поставок нефти.
Полезные ископаемые и металлургическая продукция. Из Азии идут поставки меди, урана, золота, драгметаллов, железной руды, чугуна, цветных металлов.
Продукция сельского хозяйства (в частности хлопок и сухофрукты) и удобрения.
Что экспортирует Китай:
Электроника и ее комплектующие. Азиатские страны, в том числе Япония, с удовольствием скупают электронику и микросхемы из Китая.
Продукция промышленных предприятий. Машиностроение, продукция для ядерной промышленности, котлы и приборы.
Изделия легкой промышленности. Одежда, обувь и другие предметы.
Продукция сельского хозяйства.
Мебель. Из стран Азии в Китай поставляют древесину, а Поднебесная отправляет на экспорт готовую мебель.
Вооружение. Только в Центральной Азии уже известно о закупках странами комплексов ПВО, бронеавтомобилей, беспилотников, стрелкового вооружения и могут договориться о поставках транспортной авиации.
Вывод. Можно уверенно говорить, что, пока западные страны избрали очень осторожную модель проникновения в азиатские страны, Китай более напорист в этом вопросе. Пекин помогает странам региона с технологиями связи, обработки данных, а также возводит инфраструктуру и помогает с логистикой. Последнее удается благодаря связывающей Азию, Африку, Латинскую Америку и ряд других регионов программе «Один пояс, один путь», о которой мы поговорим в следующих заметках.
https://bitkogan.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Китаю удалось – не без труда – сократить американскую гегемонию, хотя пока слишком рано говорить о полной победе. Шахматная партия в этом регионе, только в самом разгаре.
Кстати, лично меня поражает та виртуозность, с которой Поднебесная помогла восстановить дипотношения давним соперникам Ирану и Саудовской Аравии, которые теперь еще лучше станут относиться к Китаю.
Также региональными лидерами, которые играют в регионе не последнюю роль, стали Индия, Япония, Южная Корея. Хотя они и являются одними из лидеров по товарообороту с Китаем, однако также преследуют свои личные цели. Поэтому не удивляюсь новостям о том, что взаимная торговля Индии с США по оборотам превзошла показатели Индии с Китаем, чтобы не зависеть от последнего.
В Азии у Китая есть территориальные претензии к Индии и Японии, но не ожидаю, что в ближайшее время споры обострятся.
Более «горячими» могут оказаться споры с Филиппинами, Малайзией и Вьетнамом в Южно-Китайском море. Поднебесная возводит «насыпные острова», чтобы склонить на свою сторону чашу весов в противостоянии за территории.
Еще одной причиной спора может оказаться желание контролировать сосредоточенные здесь запасы нефти и природного газа. Пока что очень высоки риски сохранения геополитической напряженности в этом регионе.
Скорее всего, чтобы избежать риска перекрытия внешней торговли со странами Европы и Азии, если оппоненты решат перекрыть Тайваньский и Малаккский проливы, у Китая есть запасной вариант в виде порта в соседнем Пакистане – с 2016 года Поднебесная через свою компанию управляет портом Гвадар в Пакистане, который открывает доступ к Аравийскому морю. Это существенно сократит путь для движения товаров в находящийся рядом с ним Персидский залив и в страны Африки и Европы.
Не стоит забывать и о строительстве ветки железной дороги в Узбекистан и Киргизию, что позволит облегчить транспортировку грузов из Таиланда и Малайзии через Лаос по территории Китая до Казахстана. В обратном направлении на мировой рынок могут начаться поставки сырьевых товаров, Казахстан думает о поставках пшеницы.
Хотя, когда говорю о странах Центральной Азии, то нужно понимать, что этот регион привлек внимание не только Китая. Здесь сходятся интересы России, Турции и западных стран, поэтому борьба за него в будущем будет очень жаркой.
Симпатию властей этих стран можно завоевать, благодаря инвестициям и инфраструктурному строительству в регионе. И если в Центральной Азии противостояние еще не так заметно, то в Океании подписание соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности
между Китаем и Соломоновыми островами вызвало реакцию со стороны США. Звучали позднее официально опровергнутые обвинения в планах по строительству военной базы на островах.
Гипотетически, в случае реализации плана Китай мог иметь базу для размещения своего флота совсем недалеко от Австралии.
Что получает Китай от взаимной торговли со странами Азии? Говоря коротко: импортируют примерно такие же товары, которые нужны для работы промышленности, что поставляют из Африки и Латинской Америки:
Нефть и природный газ. По ниткам газопроводов поставки ведутся из стран Средней Азии (Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизии) и из России по «Силе Сибири – 1» и при помощи СПГ. Также поставки при помощи СПГ ведутся из Австралии, Катара, Малайзии, Индонезии, Папуа-Новой Гвинеи.
В 2018 году потребление газа в Китае составило 283 млрд кубических метров, в 2024 году CNPC прогнозирует рост спроса до порядка 410 куб. м, а к 2035 году оценки BP предполагают повышение спроса до 610 кубометров.
Не стоит забывать о важном в наше время ресурсе нефти, поставки которого ведутся в основном из Саудовской Аравии и России, но танкеры также направляются в Китай и из Ирана. Последняя находится под западными санкциями, что делает почти невозможным проведение платежей. Однако стремление уйти от доллара США в расчетах поможет увеличить объемы поставок нефти.
Полезные ископаемые и металлургическая продукция. Из Азии идут поставки меди, урана, золота, драгметаллов, железной руды, чугуна, цветных металлов.
Продукция сельского хозяйства (в частности хлопок и сухофрукты) и удобрения.
Что экспортирует Китай:
Электроника и ее комплектующие. Азиатские страны, в том числе Япония, с удовольствием скупают электронику и микросхемы из Китая.
Продукция промышленных предприятий. Машиностроение, продукция для ядерной промышленности, котлы и приборы.
Изделия легкой промышленности. Одежда, обувь и другие предметы.
Продукция сельского хозяйства.
Мебель. Из стран Азии в Китай поставляют древесину, а Поднебесная отправляет на экспорт готовую мебель.
Вооружение. Только в Центральной Азии уже известно о закупках странами комплексов ПВО, бронеавтомобилей, беспилотников, стрелкового вооружения и могут договориться о поставках транспортной авиации.
Вывод. Можно уверенно говорить, что, пока западные страны избрали очень осторожную модель проникновения в азиатские страны, Китай более напорист в этом вопросе. Пекин помогает странам региона с технологиями связи, обработки данных, а также возводит инфраструктуру и помогает с логистикой. Последнее удается благодаря связывающей Азию, Африку, Латинскую Америку и ряд других регионов программе «Один пояс, один путь», о которой мы поговорим в следующих заметках.
https://bitkogan.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу