Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
В США лидеров рождает Вирджиния, в России – Петербург » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

В США лидеров рождает Вирджиния, в России – Петербург

8 июня 2023 ИХ "Финам" Братерский Александр
Республиканец Майкл Пенс выдвинул свою кандидатуру в президенты США на предвыборном митинге в штате Айова. Хотя шансы бывшего вице-президента оцениваются скромно, этот кандидат уже вошел в историю как первый бывший вице-президент, который борется за номинацию против своего бывшего начальника, президента США. При этом, несмотря на богатую политическую историю США, основной кузницей лидеров страны остается Вирджиния. Семь из 50 штатов ответственны за львиную долю руководителей государства. Стабильные «поставщики» президентов в США - губернаторы. Аналогичная ситуация могла бы сложиться и в России, будь губернаторы самостоятельными фигурами.

Экс-губернатор штата Индиана и вице-президент при президенте Дональде Трампе, Пенс собирается бросить вызов своему бывшему патрону. Последний тоже заявил ранее, что собирается баллотироваться в президенты США.

Борьба бывшего вице-президента против бывшего президента происходит впервые в американской истории. Впрочем, Пенс давно активно выступал против Трампа, а кульминацией стала попытка захвата в январе 2021 года сторонниками Трампа здания Капитолия в знак протеста против нечестных, по их мнению, президентских выборов. Шансов у Пенса правда немного: сторонники Трампа считают его предателем, а противники пеняют ему на работу в качестве вице-президента.

Консервативный евангелист, республиканец Пенс мало себя проявил на посту вице-президента США, однако был неплохим губернатором штата Индиана. Часть американских экспертов считает, что у него были бы вполне удачные шансы избраться сенатором, но возможно сам Пенс посчитал, что это слишком мелко.

Пенс уже четвертый республиканец, который участвует в президентской гонке. Ранее об этом объявили экс-президент Трамп, губернатор Флориды Рон Десантис и бывший губернатор Крис Кристи. Эксцентричный Кристи когда-то был соратником Трампа, а теперь сравнивает экс-президента с Волан-де-Мортом из книги про волшебника Гарри Потера.

Президенты США вырастают в Вирджинии
Трамп опережает и Пенса, и Кристи в опросах общественного мнения и даже обходит своего ближайшего конкурента Рона Десантиса. Но, как отмечает американский портал Quartz, у представителя Флориды есть немало шансов занять кресло в Вашингтоне. «Флорида имеет хорошие возможности для создания президента: это один из самых густонаселенных штатов в стране с более старшей демографической группой, которая с большей вероятностью будет голосовать, что делает его колеблющимся штатом».

При этом, изучив места рождения президентов США, авторы портала приходят к интересному выводу. Лишь 4 штата из 50 дали стране большинство президентов. Колыбель американской демократии, штат Вирджиния, стала местом, где родилось восемь будущих американских лидеров. Вторым по значению в этой номинации выступает сельскохозяйственный Огайо, откуда вышло семь президентов, включая командующего армией «северян» во время гражданской войны генерала Улисса Гранта.

На третьем месте штат Нью-Йорк, место рождения пяти президентов США, а затем Массачусетс, откуда вышло четверо будущих американских лидеров. В свою очередь, штаты Северная Каролина, Техас и Вермонт дали Америке по два президента. Еще 15 штатов дали стране по одному президенту.

Большинство президентов США — это бывшие сенаторы, конгрессмены или губернаторы штатов, лишь выходец из бизнеса Трамп выглядит исключением.

Американская политическая машина при всех ее проблемах работает достаточно четко: президентом можно избраться, пройдя все политические ступени снизу доверху. Так произошло с президентом США Бараком Обамой, который начинал как партийный активист в Чикаго, затем был избран сенатором от штата Иллинойс и после баллотировался в президенты. Что же касается предшественника Обамы демократа Билла Клинтона, то последний был губернатором небольшого и маловлиятельного штата Арканзас, однако сумел понравиться партийному начальству, благодаря своей харизме и умению выступать.

Губернаторы президентами не становятся
У России маленький опыт президентской республики, однако на заре ее становления пост губернатора рассматривался как возможный трамплин для участия в президентских выборах, вспоминает в беседе с Finam.ru политолог Константин Калачев.

«В 90-х кресло губернатора рассматривалось как возможность когда-нибудь стать президентом. Некоторые этого желания и не скрывали. Если бы губернаторы сохранили былую субъектность, если бы федерализм был реальным, то регионы могли бы давать кандидатов в президенты. Во-первых, губернатор должен был бы сделать свой регион модельным. Это способствовало бы развитию конкуренции между регионами. Во-вторых, ему надо было бы обеспечить себе группу поддержки, то есть развивать горизонтальные связи. В-третьих, губернатор, поработавший «на земле», будет больше интересоваться повесткой развития, чем геополитикой», - отмечает Калачев.

В сегодняшней России несмотря на то, что губернаторов выбирают, львиная доля региональных лидеров де-факто назначенцы Кремля. Более того, несмотря на то, что Россия является по конституции федеративной республикой, губернаторы открыто просят «разрешения» президента России на участие в выборах.

«Ввиду того, что сегодня практически все губернаторы сперва проходят политическую проверку и получают своего рода мандат, то и говорить они могут исключительно в риторике центра. У нас есть немногочисленные примеры мэров отдельных городов, которые пытались выходить за рамки, - мы помним, как это заканчивалось», - говорит в беседе с Finam.ru один из бывших федеральных чиновников.

Имевший в прошлом опыт работы с одним из экс-губернаторов собеседник считает, что губернатор как кандидат в президенты мог «серьезно повлиять на распределение голосов». «Губернатор, особенно если это харизматичный и яркий политик, да еще и не боящийся говорить, для людей в субъектах мог бы быть достаточно авторитетным источником информации, альтернативной традиционной федеральной повестке».

Что же касается президентов, то местом рождения двух последних руководителей государства, Владимира Путина и Дмитрия Медведева, стал Санкт-Петербург. Северная столица России на долгие годы стала основной кузницей кадров и для всей политической элиты страны, подарив обществу термин «питерские».

Отчасти это напоминало советскую историю, когда в тогдашнюю политику вместе с генсеком Брежневым вошел так называемый «днепропетровский» клан. Его назвали в честь города Днепропетровска в тогдашней Украинской ССР, где начинал свою карьеру Леонид Брежнев.

«В особом фаворе были те, кто познакомился с Брежневым еще во времена его юности и молодости, когда он начинал партийную карьеру в Днепропетровске. В «днепропетровский клан» входили будущий глава правительства Николай Тихонов, заместитель главы правительства Игнатий Новиков, управляющий делами ЦК КПСС Георгий Павлов, министр внутренних дел Николай Щелоков, первый заместитель председателя КГБ Георгий Цинев», - пишет в одной из своих книг историк Леонид Млечин.

Региональными политиками были лишь два лидера государства: это президент СССР Михаил Горбачев и президент России Борис Ельцин. Первый - выходец из Ставрополья, хотя и прошел по советской карьерной лестнице, в федеральную политику попал благодаря лидеру СССР Юрию Андропову. Андропов заприметил энергичного первого секретаря Ставропольского обкома, когда отдыхал неподалеку в санатории. «Теперь, тут уже не подлесок, а лес», - так по воспоминаниям самого Горбачева говорил ему Андропов, после того как пригласил его в Москву работать секретарем ЦК по сельскому хозяйству.

Что же касается российского лидера Бориса Ельцина, то он большую часть своей жизни был связан cо Свердловской областью, где также достиг поста областного секретаря, а затем был приглашен в Москву своим будущим оппонентом секретарем ЦК Егором Лигачевым.

При этом, в отличие от Брежнева, ни «ставропольского», ни «уральского» клана ни Горбачев, ни Ельцин не создали. За исключением пары своих региональных соратников они опирались или вынуждены были опираться на тех, с кем познакомились во властных коридорах уже в Москве. Так, вице-президент Ельцина Александр Руцкой был выходцем из Курска. По иронии судьбы он оказался губернатором своего региона уже после того, как стал оппонентом, а впоследствии и открытым врагом Ельцина.

С тех времен прошли годы и, хотя речь не идет о возвращении к прошлому, многие наблюдатели уверены, что рано или поздно губернаторы станут более самостоятельными фигурами, а значит и потенциальными кандидатами в президенты. Тогда, возможно, вопрос «Если не X, то кто?» перестанет быть актуальным.