Илон Маск вызвал Марка Цукерберга на поединок. И хотя пока непонятно, состоится ли бой и кто выиграет, ничто не мешает устроить «битву» между акциями компаний, во главе которых стоят бизнесмены
На фоне обсуждений, что Meta Platforms* готовит конкурента для Twitter, между владельцами двух компаний Марком Цукербергом и Илоном Маском завязалась перепалка. Маск вызвал Цукерберга на бой в октагоне, последний согласился.
Позднее мать Илона Маска — Мэй Маск — заявила, что «отменила» бой, а поединок состоится только «на словах». По ее утверждениям, победит тот, «кто окажется смешнее».
Однако глава спортивной организации UFC Дэйна Уайт отметил, что оба миллиардера «абсолютно серьезны» в своих намерениях. На этой неделе ученый и обладатель черного пояса по джиу-джитсу Лекс Фридман рассказал о спарринге с Маском в рамках подготовки к бою против Цукерберга. Последний также занимается джиу-джитсу. «Есть шанс, что бой пройдет в Колизее», — отметил Маск.
Неизвестно, состоится ли поединок и в каком форме он пройдет. Однако в информационно-аналитической компании Morningstar решили устроить «бой» между акциями Tesla, которую возглавляет Илон Маск, и Meta*, которой руководит Марк Цукерберг. Агентство Reuters и порталы Marketwatch и Investing также сравнили акции обеих компаний.
Выбор пал на Tesla, поскольку Twitter сейчас — это частная компания. Акции соцсети перестали торговаться на Нью-Йоркской фондовой бирже в ноябре 2022 года после того, как Маск выкупил Twitter за $44 млрд. Сначала компанию возглавлял сам миллиардер, но в дальнейшем должность генерального директора заняла Линда Яккарино.
Сильные и слабые стороны Tesla
В 2022 году Tesla поставила чуть более 1,3 млн электромобилей. Аналитик Morningstar Сет Гольдштейн считает, что к 2030 году автопроизводитель нарастит поставки до 5 млн электромобилей.
Помимо электрокаров, компания Маска также специализируется на солнечных панелях и накопителях энергии для жилых домов и предприятий. В Morningstar считают, что Tesla может изменить автомобильную и энергетическую отрасли благодаря своим разработкам, а по мере снижения себестоимости производства прибыль компании будет увеличиваться. Сочетание передовых технологий в электромобилях и развитая сеть зарядных станций позволят сохранить Tesla лидерство по мере развития рынка электромобилей.
С другой стороны, растущая конкуренция на рынке электрокаров замедляет рост продаж и заставляет Tesla снижать цены на продукцию. Кроме того, использование батарей китайского производства для Model 3 способно ударить по продажам в США, где компания может лишиться субсидий.
По оценкам S&P Global Mobility, с января 2022 года доля Tesla на рынке электромобилей сократилась с 72% до 54%, а ближайшие один-два месяца может и вовсе упасть ниже 50%.
Сильные и слабые стороны Meta*
Facebook* — это крупнейшая социальная сеть в мире, которой пользуются почти три миллиарда человек ежемесячно. Meta Platforms* также принадлежат соцсеть Instagram* и мессенджер WhatsApp*.
В Morningstar полагают, что акции Meta* продолжат выигрывать от роста расходов компаний на онлайн-рекламу, в частности, в соцсетях и видеорекламе. Использование искусственного интеллекта и развитие метавселенной может повысить интерес к ее продуктам, что положительно отразится на рекламных доходах.
К негативным факторам для бизнеса относятся сильная зависимость от онлайн-рекламы, конкуренция со стороны других соцсетей и возможное ужесточение регулирования в вопросе сбора персональных данных пользователей, полагают в Morningstar.
«Бой» Tesla и Meta*
Соотношение текущей и справедливой цены
Аналитики рассчитывают для акций их справедливую цену на основе прогнозов относительно того, сколько денег компания будет зарабатывать в будущем. Затем справедливая цена сопоставляется с текущей. Если соотношение текущей цены к справедливой ниже 1х, то бумага недооценена рынком, если больше 1х — то переоценена. Коэффициент примерно в 1х показывает, что рынок справедливо оценивает компанию.
В Morningstar считают, что справедливая цена для акций Tesla — $215, для акций Meta* — $278. Исходя из этого, коэффициент для первой был на уровне 1,2х, а для второй — около 1,01х. Можно сделать вывод, что акции Tesla переоценены сильнее.
Согласно данным MarketWatch, аналитики в среднем дают таргет по акциям Tesla на уровне $211,79, а для Meta — $284,26.
Динамика акций
18 мая 2012 года Meta*, которая тогда еще называлась Facebook*, вышла на биржу NASDAQ, разместив акции по $38 за штуку. С тех пор котировки компании выросли примерно на 650%.
За тот же период котировки Tesla взлетели более чем на 13 000% (с учетом двух сплитов акций в 2020 и 2022 годах). С момента IPO компании 29 июня 2010 рост оказался еще выше — более 19600%. Автопроизводитель разместил акции по $17 за штуку, с учетом сплитов это эквивалентно $1,3.
Динамика финансовых показателей
По итогам 2022 года Meta* превзошла Tesla по размеру выручки. Доходы первой снизились на 4%, до $116,61 млрд, а выручка автопроизводителя выросла на 51,4%, до $81,46 млрд.
Но аналитики ожидают, что к 2025 году доходы обеих компаний будут примерно равными, передает Reuters со ссылкой на данные Refinitiv. По подсчетам Investing, за последние 10 лет разводненная прибыль на акцию Tesla в среднем выросла на 64% в год против 34% у Meta*.
Динамика выручки Tesla и Meta* (с прогнозами) (Фото: Reuters)
У Tesla также более выигрышные позиции при сопоставлении размеров долга и собственного капитала. Для Meta* этот показатель равен 22,6%, а для Tesla— 11,3%.
При оценке такого показателя, как доходность свободного денежного потока ( FCF ), напротив, выигрывает Meta*. На конец прошлого года этот коэффициент у компании был на уровне 2,7% против 1% у Tesla.
Сравнение динамики свободного денежного потока Tesla и Meta* (Фото: Reuters)
Неопределенность относительно будущих доходов
Рейтинг неопределенности Morningstar отражает предсказуемость будущих денежных потоков. Компании с предсказуемой динамикой продаж, умеренным соотношением заемного капитала к собственным средствам и ограниченным воздействием различных непредвиденных обстоятельств имеют более низкий рейтинг неопределенности, что рассматривается как положительный фактор для акций.
Рейтинг неопределенности Meta* — «высокий», рейтинг Tesla — «очень высокий». Это означает, что акции первой выглядят предпочтительнее для аналитиков Morningstar.
«Экономический ров», или превосходство над конкурентами
Morningstar также рассчитывает показатель с интересным названием — «экономический ров» (Economic Moat). Термин стал популярным благодаря главе Berkshire Hathaway Уоррену Баффету и отсылает к рвам с водой вокруг средневековых замков. Чем шире ров, тем труднее захватчику добраться до замка.
Этот показатель используется для оценки конкурентных преимуществ бизнеса. У компаний, которые, по мнению аналитиков, могут сохранять свои конкурентные преимущества более 20 лет, «широкий ров» (wide moat). У компаний, которые смогут успешно противостоять конкурентам в течение десяти лет, «узкий ров» (narrow moat). Если же у компании нет преимуществ на рынке или они могут в скором времени исчезнуть, то «рва» у нее нет.
В Morningstar полагают, что у Meta* «широкий ров», а у Tesla он «узкий». В итоге при оценке этого показателя вновь побеждает Цукерберг.
Между тем в Reuters полагают, что потребность властей разных стран в продукции Tesla сильнее, чем в продукции Meta*.
Распределение капитала
Этот показатель оценивает то, насколько хорошо руководство компании управляет ее балансом, инвестициями и делится прибылью с акционерами. Здесь есть три рейтинга: «образцовый» (Exemplary), «стандартный» (Standard) и «низкий» (Poor).
В этом раунде между Meta* и Tesla ничья, поскольку обе они получили наивысший рейтинг.
Итоги «боя» Tesla vs. Meta*
Аналитики Morningstar пришли к выводу, что победителем в «битве» стала Meta*. Обе компании несколько переоценены рынком, однако бумаги компании Марка Цукерберга выглядят привлекательнее для экспертов, чем акции компании Илона Маска.
В Reuters, напротив, считают, что победа за Tesla. В MarketWatch пришли к выводу, что на более краткоросчном горизонте Meta* превосходит Tesla, но последняя выигрывает в долгосрочной перспективе.
В целом же на Уолл-стрит предпочтение отдают Meta*. По данным FactSet, 47 из 60 аналитиков (78%) с оптимизмом смотрят на акции компании Цукерберга. Девять экспертов занимают нейтральную позицию и только четыре «по-медвежьи» настроены к Meta. В то же время из 46 аналитиков, покрывающих акции Tesla, только 21 (46%) дают положительный прогноз, 19 аналитиков дают нейтральный прогноз, а оставшиеся шесть — негативный.
http://quote.rbc.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу