Битва за Убер » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Битва за Убер

8 июля 2023 | Uber
Основатели Убер — Трэвис Каланик (слева), Гаррет Кэмп (справа)
Портланд, США. Инспектор открыл приложение Убер в поисках машины. Но он не собирался куда-то ехать. Задача инспектора — поймать водителя, который работает с Убер и оштрафовать его на тысячи долларов. Инспектор удивленно смотрел на экран — машин не было. Ему так и не удалось вызвать машину. А между тем, таких машин были сотни, но все они были невидимы для инспектора. Так работала система Убера GrayBal. В отдельных городах, где не удалось договориться с местными властями — специальные чиновники-инспекторы не могли вызвать Убер, хотя и очень старались. Анализ данных на основе геотаргетинга, кредитной карты итд позволял вычислять таких инспекторов, помечать их специальным кодом и не давать им возможность вызвать Убер.

Все началось еще в 2007 году, когда с выходом первого Айфона, открылся невероятный портал возможностей. Внезапно оказалось, что можно взять отрасль из “старого мира”, разобрать на части, выкинуть лишнее и собрать заново. Как опытный механик чинит плохо работающий двигатель.

Тревис Каланик только что продал свой второй стартап и выручил несколько миллионов. Пришло время взять передышку и подумать, чем заниматься дальше. Примерно в такой же ситуации был и Гаррет Кэмп, только от продажи своего стартапа он получил десятки миллионов. Камп любил ездить на тусовки и возвращаться в пригород на такси. Но служба такси работала из рук вон плохо. Таксист мог серьезно задержаться или вовсе не приехать. Тогда Кэмп начал заказывать такси в нескольких службах — кто быстрее, с тем и поеду. Очень быстро его телефон просто забанили во всех таксопарках.

Как быть? Тогда Кэмп перешел на более дорогие ВИП такси. С ними приходилось еще сложнее — надо было заказывать к определенному времени. Но как рассчитать, когда “Сеня дойдет до кондиции” и его надо везти домой? Тогда у Кэмпа возникла идея — создать приложение, где можно будет вызвать ВИП такси нажатием кнопки. Ведь в Сан-Франциско и Силиконовой долине было полно тусовщикоа миллионеров (таких как он), которые с удовольствием будут пользоваться удобным сервисом.

На дворе был 2009 год, начинка Айфона и мобильный интернет позволяли использовать полный функционал приложения — мгновенно скачать, пройти регистрацию, добавить банковскую карту, определить локацию, отобразить объект на карте итд итп. Идею поддержал Каланик и партнеры начали стартап.

Как назвать стартап и приложение? Немецкой слово “über” (над, сверху) Кэмп переделал на английский лад, так и появился Uber. Поначалу, все двигалось без помех. Таксопаркам с лимузинами и другими ВИП авто предлагали сделку, которая повысит эффективность использования авто, снизит простой. Профессиональные водители на дорогих машинах со всеми необходимыми лицензиями и страховками охотно шли на сотрудничество. Рады были и таксопарки. Выросла эффективность, денег стало больше.

Сначала идею обкатали в Сан-Франциско, затем расширили на другие города и страны.

Каланик быстро стал главной движущей силой в Убере. Он был одержим ростом бизнеса и масштабами. Компания быстро тратила деньги, хотя привлекала их еще быстрее. В город приезжала команда запуска — с большими полномочиями и бюджетом. И очень быстро город добавлялся к сети Убер. В это время компания полностью работала в правовом поле, не нарушая локальных законов городов и штатов.

Большая часть сотрудников Убер — айтишники 20-30 лет, нацеленные на результат. Bro-культ, возьми и сделай. Главное — результат, работой хоть до ночи. Каланик сам показывал пример. Все для роста, все для победы.

Все шло хорошо, но появился фактор риска — еще один стартап развил идею Убер и сделал следующий шаг. А что если обычный обыватель на авто по пути подвезет пассажира за деньги? Небольшая подработка. Так в 2012 году так и возник Lyft. Появился и слоган — «your friend with a car» (ваш друг с машиной).

Для Убер это было серьезной угрозой. Убер засыпал жалобами власти Сан-Франциско. Как это так, водитель-любитель везет пассажира за деньги! Какой ужас! Это кража работы у профессионального таксиста! Но власти не особо заинтересовались.

Тогда Убер принял ключевое решение и пошел ва-банк. Отныне, Убер расширил свою деятельность и на обывателей с авто. Это другие масштабы бизнеса, но и полоса серьезных рисков. Так повился UberX.

Очередной город запускали за считанные недели. Бесплатные поездки для пассажиров, бонусы для водителей. Хочешь работать с Убер? Если ты не Чикатило (проверим за несколько часов) — держи бесплатно новенький Айфон 4S и начинай работать. За бесплатные для пассажира поездки — оплата водителю от Убер. Выполнил норму по поездкам — получи бонусы. Команда запускала город и ехала дальше. Все это стоило очень дорого и приносило большие убытки. Но инвесторов это не смущало.

Конечно, в любом городе местное лобби таксистов было очень недовольно таким раскладом. В том же Нью-Йорке с 1937 года действовала систем медальонов, цена на которые доходила до 1 млн долларов. Про медальоны я уже писал. Под медальон брали кредиты на 30 лет — это был серьезный актив. Мечта таксиста — накопить на первый взнос за медальон, потом выкупить, потом еще больше расширить бизнес. Ценность медальона для таксиста отлично описал Владимир Лобас в “Желтых королях”. С приходом Убер в Нью-Йорк многие таксисты пришли в отчаяние.

Убер нанял десятки лоббистов, которые старались убедить локальные власти изменить подход к такси. А еще использовали партизанский маркетинг, например в приложении сделали специальную кнопку, чтобы можно было легко подать жалобу или петиции местным властям.

Народ привык пользоваться Убером, но самого Каланика все чаще считал жадным, беспринципным мудаком («asshole», которому плевать на водителей и даже на пассажиров.

Продолжение следует.

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter