Что произошло на складе Озон » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Что произошло на складе Озон

17 июля 2023 smart-lab.ru | Ozon Петров Виктор

Проблемы на складах Озона продолжают мелькать в новостях. Что там происходит на складе Озона и как проходит работа? Каков путь нашего заказа от момента оплаты товара на сайте и получения? Всё, как обычно, приходится проверять самому. Поэтому поехал на склад в составе группы.

На подъезде к складу, меня встречает пара пропускных пунктов, чтобы случайных людей не оказалось внутри. На парковке было несколько десятков легковых автомобилей, но места ещё оставались и я втиснулся под камеру. Самое важное было не то чтобы меня пустили внутрь склада, а чтобы меня потом выпустили. Поэтому немного обследовал обстановку и пути отхода.
В бюро пропусков была небольшая очередь, но мне туда было не нужно. Пока ожидал остальных из группы, постоянно появлялись новые люди, желающие получить пропуск. Забегу вперёд и скажу, что это были, в основном, соискатели. Они приходили на собеседования и первичный инструктаж.
Странно, но никто из нашей группы не опоздал и мы начали вовремя. Нас встретил IR менеджер Озона Дмитрий, который специально приехал для этого из Москвы.
Нас провели через пункт пропуска и повели на склад. В здании оказался не только склад, но и столовая, и офисы и обучающие комнаты. Помимо всего прочего я хотел дополнительно посетить раздевалки персонала и туалет, но не потому что зассал захотел по нужде или испугался, но это важные места, по которым можно в том числе судить о предприятии. Но не случилось и это печально.
Из хорошего скажу, что там работает большое количество симпатичных девушек, в этот момент захотелось остаться там подольше и даже чем-то помочь, а может даже немного устроиться на полставки на пару дней. Теперь из плохого… я устроился работать грузчиком на склад
Мы зашли на склад, прошли мимо ожидающих соискателей Озона и поднялись на второй этаж. Нас отвели в комнату, которая служит классом обучения и ознакомления для персонала. Нам провели первичный инструктаж. Попросили не травмироваться, потому что их за это ругают. Из-за чего случайные травмы у них до сих пор не происходили. Специальные тоже.

Что произошло на складе Озон


Далее мы подписали бумагу, что сами во всём виноваты, получили жёлтые жилеты с надписью на спине «администратор» и нас вывели знакомиться с менеджментом Озона. Называть имён не буду, во первых я не знаю можно ли это, а во вторых я не запомнил. Но они моё имя тоже не запомнили. Поэтому мы квиты. Может это и к лучшему.
Из знакомства с ними запомнилось, что эти парни, как и Дмитрий, прямо искрили заряженностью на результат и успех, с преобладанием позитивного настроения. С оптимизмом смотрят в будущее. Они рассказали, что площадь здания, которое оно занимает на земле, равна 56к кв.м., но, как вы понимаете, информацию нужно проверять. Я полез в яндекскарты:



Размеры 266*194м, что по площади равно 51604 кв.м., что на 3400 кв.м. меньше заявленного. Погрешность составила 6%. Однако внутренняя площадь пола, учитывая все этажи, составила, если я правильно запомнил, свыше 200к кв.м. т.е. больше 0,2 кв.км. Нда… в метрах ощущается больше. Но площадь действительно впечатляющая. Хотя у них есть склады и побольше. Средняя стоимость создания такого склада 3 млрд рублей. Кстати, вчера сообщили об открытии фулфилмент-центр за 1,4 млрд рублей, площадью 40к кв.м. по полу.
На складе, что мы посещали, в пиковые моменты может одновременно работать до 2500 человек. Трудятся в 4 смены по 12 часов. Графики могут быть различными. Например, день/ночь/два выходных; два в день, два в ночь… Полагаю, сотрудникам предоставляют выбор. При этом намекнули, что будет трудновато работать пятидневку и я сейчас расскажу почему...
Нас провели показывать процесс, где начинается, собственно, начало работы. В него входит первичная приёмка товара. Приёмщикам требуется присвоить идентификационный номер каждое единице товара. Кажется, что это не трудно. Однако когда приходит сотни единиц мелкого товара, бедолаги штампуют каждую из них. Но и тут не всё так просто. Каждая штука товара имеет собственный номер. Поэтому когда вы нажимаете на покупку товара, система присваивает конкретный номер каждому изделию и на складе вам положат именно его. Т.е. при наличии нескольких единиц, сборщик будет искать именно тот, номер которого присвоен вашей покупке. Нам привели пример: допустим, вы купили айфон 14. Сборщик подойдёт к месту их складирования и будет искать именно ваш айфон 14, с конкретным идентификатором.
Вот тут происходит поиск нужного товара:



Вы смотрели фильм Матрица? Помните появление стеллажей с оружием?



Вот у Озона точно также, только стеллажей побольше и без оружия. По крайней мере нам его не показывали.



Кажется, что немного, но в другую сторону ещё, как минимум, столько же.



Всё же жесть какая-то происходила. Если что, это не я.



Мезонин в 3 этажа. Но это только с мелким товаром. Я не стал фотографировать зону с погрузчиком.
Что меня удивило, так это порядок на стеллажах с товаром. Да, были редкие отделения, где что-то навалено, но это больше как исключение, а не как правило, доказывающее, что нас особо не ждали и порядок не наводили. В основном весь товар бережно сложен. Ничто не валяется. Это сильно отличает Озон от видео, которое было снять в WB, где бардак процветает.



Если вам кажется, что тут хаос, то это ошибка. Всё крайне упорядоченно. даже когда заходишь на этот склад, то создаётся впечатление броуновского движения. Один куда-то идёт, другой несёт, третий собирает, рохли, погрузчики...



… Однако через некоторое время ты осознаешь насколько всё тут систематизировано. Всё происходит по намеченному плану.
Роботов я не увидел, но тут есть кое-что ещё. Сборщики ходят по мезонину не суматошно, а по определённому порядку. Система выстраивает у них на приборах список товаров и они идут по намеченной траектории, которая экономит им время, дабы не пришлось идти в один угол, потом в другой, а дальше опять обратно. Реальная экономия времени. Это круто.
Каждый отобранный товар «отпикивается» и система уже знает, что конкретно этот товар уже изъят и отправлен в сборку. При этом происходит вторичная проверка на брак или повреждения. Сборщик, который нашёл повреждённый товар, так же его отпикивает и отправляет в соответствующее место складирования.

Не помню уже говорил или нет, но чистота полов заставляет обращать своё внимание постоянно. Нет разбросанного картона, кусков скотча или другого мусора. Хотя, признаться, на пути нашего шествия всё таки обнаружилась пустая втулка от стрейч-плёнки, что аккуратно валялась под ногами. Управляющий складом не посчитал зазорным лично наклониться и передать одному из сотрудников. Достойно уважения. Напомню, что такие недочёты — это редкие исключения, что доказывают чистоту, а не беспорядок. Ведь идеально быть в таких местах просто-напросто не может. А если вы встретились с идеальной чистотой подобного склада, то тут что-то не так и требуется задуматься.

На складе, учитывая лето и солнечную погоду, было душно. Потолок не изолирован и нагретая солнцем крыша напоминает сотрудникам тёплые страны (шутка). На мой вопрос предпринимаются ли какие действия по изменению этого прекрасного климата в лучшую сторону, например, изолировать потолок, ответили, что изолировать не собираются, так как помещение арендуется. Однако, в проекте установка регулирующей системы, что улучшит условия для персонала. Проверка систем осуществляется раз в полгода. Кстати, аренда помещения измеряется не месяцами или годом, а пятилетками и, похоже, они тут надолго.
На фотографии ниже механизм, обеспечивающий возможность обработки 6000 заказов в час.



В какой-то момент мы остановились рядом с ней. В том месте, где происходило распределение заказов 18+. Управляющий сообщил, что таких заказов на этом складе происходит 200 штук/час. Т.е. больше 3 заказов в минуту или по 1 заказу каждые 18 секунд. наши люди знают толк в извращениях. Это хорошо.
Кстати, максимальная скорость обработки заказов этой машиной 11к в час. Как сказал Олег Кузьмичёв: Почте России нужно бы поучиться у Озона.
Средний заработок сотрудников, при выполнении плана на 100% 50к-60к рублей. Чуть меньше среднего по стране. Однако, как сообщил управляющий, есть люди которые выполняют план на 120-150% и тогда зарплата доходит до 100к и даже выше. Сам он пытался достичь этих результатов лично, но не осилил. Зато теперь проводят работу по выявлению алгоритма получения таких результатов (120-150%) и способов их достижений. Что ещё заставило проявить уважение, так это мнение менеджмента, что сотрудник, работающий физически, не должен получать меньше начального руководящего состава. Справедливо.
На складе работают как нанятые сотрудники Озона, так и от сторонних организаций, с которыми есть договор. Это связано, насколько я понял, для экстренного привлечения бОльшего количества работников в пиковое время года.
Работа продолжается нонстоп. Конечно, это не значит, что люди трудятся от звонка до звонка. Есть обеденное время со столовой и посадкой в 400 мест. Обед происходит в 8 смен. Сотрудники при этом не заперты на складе, а имеют возможность отлучиться помыть, так сказать, руки или перекурить в отведённое для этого место. Мне понравилось, что бейдж каждого сотрудника фиксирует их время отсутствия на рабочем месте, что уже на интуитивном уровне заставляет меньше заниматься хернёй бездельем и посвятить своё время рабочему процессу, а не разговорами в курилке.
Что нужно было ещё узнать? Есть пара моментов. Меня интересовал средний срок работы сотрудника. И ответ таки был. С момента начала работы склада, а точнее за 3 года, с первого состава до сих пор работают 15% сотрудников. Это, между прочим, достойный показатель для такой организации. 20-25% работают больше 1,5 года. А вообще средний срок работы сотрудников тут 10 месяцев. Это кажется мало, но нет. Это на самом деле не мало. Это круто. Почему так? Потому что статистику портят сотрудники однодневки, что приходят поработают день-месяц и, поняв что это им не подходят, сваливают. Именно отсюда я делаю вывод, что обучение поставлено на поток, так как для этого даже есть специально обученные люди, которые, как я уже говорил, проводили нам инструктаж.
В итоге, как нам сказали, в минуту обрабатывается примерно 215 товаров (а не заказов). Или где-то 310к в день. Мощно, но они могут делать и больше.
За время нашей экскурсии было пройдено порядка 2500 шагов. Это где-то чуть больше 2 км. При этом часто мы останавливались. Представляете сколько проходят сотрудники? Поэтому толстых не видел, кроме меня.
В итоге нас всё же выпустили, но не накормили. Проверив свои карманы, я понял, что, вроде бы, ничего не украл. — это хорошо, как и вся экскурсия по этому складу Озон.
На данный момент Озон продолжает наращивать объёмы. Это доказывает хотя бы моя история покупок на этом маркетплейсе, которая растёт из года в год.

Похоже, ничего не забыл. Если что-то вспомню, то добавлю ниже. По традиции лайк, подписка, репост, донат, и так далее.

Вот, кстати, ещё фотография, доказывающая, что Олег Кузьмичёв, Анатолий Полубояринов и Василий Баранов были так же в составе группы. Как видите, все весёлые (это они ещё весёлые).


/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter