Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Главные тренды российского авторынка в 2023 году » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Главные тренды российского авторынка в 2023 году

1 августа 2023 ИХ "Финам"
Исследование провела международная сеть автосервисов FIT SERVICE совместно с аналитическим агентством Gruzdev-Analyze.

Вместо новых авто перепродаются старые
Как показывает исследование, ежемесячные продажи новых автомобилей в России находятся в пределах 72 - 82 тысяч автомобилей. Эти показатели уже выше провального 2022 года, но еще далеки до уровня успешного 2019 года. За первое полугодие 2023 года продано 401 тыс. машин. Прогноз на конец года – общие продажи 900 тыс. новых автомобилей.

Главные тренды российского авторынка в 2023 году


«Для нашей страны 400 тыс. новых авто, проданных за 6 месяцев, – это очень мало, - отмечает Александр Груздев, глава агентства Gruzdev-Analyze. – Поэтому бизнес автодилеров сейчас активно трансформируется. Мы ожидаем, что дилеры будут все более активно продавать машины с пробегом. Примерно 17% движущегося парка будет перепродано в текущем году. Изменится средний период владения автомобилем – новый срок будет около 5,5 лет. Люди будут чаще перепродавать свои авто, поэтому изменится срок лояльности к автосервису. Продав машину, водитель, скорее всего, изменит и станцию обслуживания».

«Российский рынок все более "вазовский"»
Топ-10 автомобильных марок за год значительно изменился. Если раньше на втором и третьем местах по продажам были корейские бренды, то теперь эти позиции заняли китайские производители. Причем китайские бренды приблизились к корейским в объемах продаж, однако все еще их не перегнали. А лидером рынка новых автомобилей в России остается LADA. Причем отечественный производитель в 2023 году практически удвоил продажи в годовом сравнении. «Наш рынок становится еще более «вазовским». Иномарки друг друга заменяют, а весь прирост, 80%, приходится на LADA», – комментирует Александр Груздев.



Дилеры продолжат терять клиентскую базу
Гарантийный парк автомобилей в России продолжает уменьшаться. По итогам прошлого года он составлял 3,8 млн единиц, в 2023 году эксперты прогнозируют снижение до 3,2 млн ед. В 2024 году в парке будет насчитываться менее 3 млн машин. По оценкам Александра Груздева, такое снижение приведет к значительному спаду загрузки сервиса официальных дилеров. Гарантийный парк будет генерировать 150-200 машинозаездов в месяц или не более 30-35 клиентов на один подъемник.

«Если сравнить эту загрузку с данными независимых автосервисов, то становится очевидно, что ее недостаточно для эффективной работы. Например, в сети FIT SERVICE – более 60 машинозаездов на пост. Именно поэтому сегодня дилерский бизнес активно трансформируется, ищет новые каналы и форматы работы», – комментирует Александр Груздев.

Эту мысль подтвердил и Павел Хвастунов, исполнительный директор «БОРАВТО». В своем выступлении он отметил, что доля классического ТО в выручке компании снижалась с 2019 года и на сегодня составляет 52%. При этом доля «мультибренда» – обслуживание и ремонт автомобилей любых марок – выросла с 8% в 2019 году до 24% в 2023 году.

Эксплуатируемый парк снижается из-за недопродаж



Ключевой показатель для рынка послепродажного обслуживания – объем движущегося автопарка. Он развивается в тренде прошлого года и показывает снижение за первое полугодие 2023 года на 1,1% (это 395 тысяч автомобилей).

«Если машины выбывают из парка по причине старости, глобальных поломок, аварий – это нормальный для рынка процесс. Однако в России парк заметно сокращается по причине низких продаж. За год выбывает 1,2 – 1,3 млн авто, а прибывает всего 0,9 млн ед. – это продажи новых авто. Таким образом, «разрыв» на 300 тысяч в недопроданных автомобилей формирует негативный тренд. Прибавим сюда машины, выезжающие в другие страны, и получим общую картину: машин на дорогах страны становится все меньше», – объясняет Александр Груздев.



Второй важнейший показатель автобизнеса – средний пробег легковых автомобилей в России. Негативный тренд здесь также продолжается. За первые полгода 2023 года пробег уже ниже, чем в 2019 году. Он составляет – 5 578 км за первые 6 месяцев этого года, 5 999 км за прошлый, 5 808 км за первые 6 месяцев 2019.

Реализуется отложенный спрос на ремонтные услуги
При этом позитивный тренд на рынке выражается в количестве машинозаездов на автосервис. В первом полугодии 2023 года этот показатель составил 1,9 машинозаезда, что пока не достигает докризисного уровня 2,2 заезда в год. По словам экспертов, рост машинозаездов во многом сформирован отложенным спросом: в 2022 году в стране образовался дефицит запчастей, они выросли в цене из-за чего автомобилисты стали откладывать ремонт. По прогнозам Александра Груздева на сегодня реализована лишь часть отложенного спроса, поэтому по итогам года показатели машинозаездов вырастут.

Однако, данные международной сети FIT SERVICE пока не отражают позитивного тренда по машинозаездам. В 2023 году данный показать в сети приблизился к уровню 2022 года – в июне отмечается 64 заезда на пост, что сопоставимо с прошлым годом. По словам директора сети Татьяны Овчинниковой, предпосылки для позитивного сдвига в количестве заездов на станцию ест и после сезонного роста летних пробегов ожидается увеличение количества заездов на сервис.

Средний чек и выручка у сервисов растет
Еще один важный показатель для рынка послепродажного обслуживания – средняя выручка на пост. Он отражает стабильность загрузки станции. В сети FIT SERVICE данный показатель заметно вырос – в июне 2023 он на 16% превысил результаты 2022 года, по итогам полугодия рост на 14%.

«Мы ожидали перетока клиентов от дилеров в независимые автосервисы, поэтому пересмотрели свой подход к услугам. Клиенты привыкли решать все вопросы с ремонтом и обслуживанием авто у дилера комплексно. Не просто поменять масло, а пройти ТО. Поэтому мы сформировали пакетные предложения – по сути, предложили такое же ТО, с гарантией и высоким качеством. Это решение оправдало себя. Несмотря на снижение машинозаездов, мы получили рост выручки на пост», – отмечает директор международной сети автосервисов FIT SERVICE, Татьяна Овчинникова.

Следующий ключевой показатель рынка – АRPU (средняя сумма, потраченная за год автовладельцем в сети) также вырос и составляет в сети FIT SERVICE около 12 тыс. рублей. В сети «БОРАВТО» показать АRPU также увеличился до 15 тыс. рублей.



«Причина увеличения среднего чека и АRPU не только в росте стоимости запчастей. Сегодня мы отмечаем рост спроса на крупные ремонты. Хотя стремление экономить у водителей остается определяющим, при этом все больше автолюбителей обращаются за глобальными ремонтными услугами, стремясь продлить срок эксплуатации своего автомобиля», – комментирует Татьяна Овчинникова.

Об изменении поведения водителей говорил и Павел Хвастунов. По данным опроса, проведенного в компании «БОРАВТО», автолюбители из желания экономить стали, с одной стороны, чаще ремонтировать машины самостоятельно, а с другой – реже приезжать в сервис со своими запчастями.