Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Российские чиновники 25 лет пересаживаются на отечественные авто » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Российские чиновники 25 лет пересаживаются на отечественные авто

5 августа 2023 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина
В условиях конфронтации с западными странами в России все чаще говорят об импортозамещении в разных сферах. Этот тренд дошел и до правительства, где чиновникам уже запрещают пользоваться гаджетами Apple. В четверг, 3 августа, президент Владимир Путин заявил, что чиновники должны пересесть на автомобили отечественного производства, а закупки иномарок для министерств необходимо прекратить. Идея не нова: в 90-х российским политикам уже запрещали пользоваться зарубежными машинами, но в итоге инициатива провалилась.

Finam.ru рассказывает о том, кто и когда выступал за запрет иномарок для чиновников, на чем политики ездят сейчас, и кто из российских автопроизводителей готов их заменить.

От Ельцина до Путина. Кто хотел пересадить чиновников на отечественные авто?
Первая и пока единственная попытка пересадить чиновников на отечественные машины была предпринята в 1997 году, когда тогдашний президент России Борис Ельцин по совету вице-премьера Бориса Немцова издал распоряжение о запрете закупок иномарок для правительства. По иронии оно вступило в силу 1 апреля 1997-го, поэтому многие чиновники сначала восприняли его как первоапрельский розыгрыш от главы государства.

В то время популярны были «Волги», на которых и ездили политики. Тогда на «Волгу» помимо автора идеи Немцова пересели лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский, заявивший, что власть должна быть скромной, когда народ бедный, а также вице-премьер Олег Сысуев. Раскритиковал инициативу лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский, который в 1999 году заявил: «Как «Волги» в советское время были плохие, так они плохие и сегодня... Эта машина неспособна двигаться, она холодная, слабая». Большинство политиков продолжало сопротивляться указу и ездить на своих старых иномарках. Проблема заключалась в более низком качестве и частых поломках «Волги». Немцов заявлял, что в регионах на «Волги» пересели 80% чиновников. Однако это не продлилось долго. Сам Ельцин продолжал ездить на Mercedes, вскоре из-за частых поломок «Волги» к иномаркам вернулся и Явлинский, который в 2001 году признал, что был вынужден отказаться от отечественного авто в 1998 году. И даже Немцов в итоге сдался и сменил ненадежную «Волгу» на Audi.

Через десять лет, в 2008 году, разговоры о переходе чиновников на российские автомобили вспыхнули с новой силой, когда была представлена новая Volga Siber, созданная на базе американского Crysler и на 70% состоящая из зарубежных комплектующих. Тогда Немцов заявил, что это «было бы здорово, а главное, патриотично». По его мнению, важно, чтобы президент и премьер-министр пересели на «Волги», тогда и остальные последуют их примеру. Идею поддержал и Олег Кожемяко, губернатор Амурской области. По его словам, «когда наши производители вынуждены сокращать производство, абсолютно недопустимо расходовать деньги для приобретения импортных машин». Уже в 2008 году Владимир Путин заявил, что в будущем деньги из казны не должны идти на покупку импортных авто.

В 2012 году глава государства выразил свое мнение более развернуто: «Все органы государственной и муниципальной власти, заказчики и предприятия, финансируемые из бюджета, должны в самое ближайшее время покупать только автомобильную технику, производимую на территории РФ и Единого экономического пространства». Однако тогда чиновники продолжили ездить на иномарках.

И вот в 2023 году все чаще представители власти говорят о необходимости перехода на отечественные машины. В июле председатель Госдумы Вячеслав Володин призвал в госзакупках ориентироваться на российский автопром: «Если мы говорим о больших государственных закупках для органов госвласти, для бюджетных учреждений, надо всё-таки ориентироваться на свой отечественный автопром». Он сказал, что автопарк Госдумы нужно пополнить «Ладами» и «Москвичами». Как пишет Interfax, глава Минфина Антон Силуанов поддержал его инициативу.

О серьезности намерения свидетельствуют и слова президента на эту тему, сказанные 3 августа. «Где-то будет поскромнее, чем раньше, ничего страшного. Наоборот, даже хорошо. Все это чиновничество наше замечательное должно понимать, что нужно стремиться к развитию отечественных брендов, отечественных автомобилей, другой отечественной продукции», - резюмировал Путин.

На чем ездят Путин и другие политики?
Владимир Путин уже давно имеет в президентском автопарке машины российских производителей. Так, еще в 2012 году свои проекты лимузинов главе государства представили ЗИЛ, ГАЗ и «Маруся-Моторс». Однако тогда Путин остался недоволен результатом. По данным Autonews, в 2012 году отечественные автомобили представительского класса разрабатывались в рамках двух программ - «Кортеж» (для второго эшелона власти) и «Монолит» (для первых лиц государства) На реализацию одного только «Кортежа» выделили 1 млрд евро.

В 2018 году был представлен президентский лимузин, созданный в рамках нового проекта «Единая модульная платформа». Он вышел под новым отечественным брендом AURUS, который тогда выпустил целую линейку люксовых автомобилей. В реализацию проекта было вложено больше 10 млрд рублей.

Модель основной президентской машины - Aurus Senat L700, его цена стартует от 18 млн рублей, однако, как говорят эксперты, авто Путина гораздо дороже. Бронированный лимузин весит 6,5 тонны, на нем стоит V-образный 8-цилиндровый двигатель мощностью 598 лошадиных сил. Эксперты считают, что создать такой автомобиль полностью российскими силами невозможно, поэтому к разработке привлекались многие международные компании.

Однако в 2023 году госзакупки иномарок в России выросли более чем в два раза. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на исследование "Контур.Торгов". Так, по этим данным, траты на государственные закупки зарубежных автомобилей в стране за шесть месяцев 2023-го составили 464 млн рублей, что более чем в два раза выше показателя аналогичного периода 2022 года.

Российские альтернативы зарубежным представительским авто
Вячеслав Володин заявил, что Госдума начнет переходить на отечественные автомобили с сентября. Депутаты будут использовать машины брендов «Москвич», «Лада», Aurus и «Волга». Сам Володин отметил, что пользуется авто под маркой Aurus.

Как сообщают «РИА Новости», крупнейший российский производитель «АвтоВАЗ» заявил, что у него хватит производственных мощностей, чтобы обеспечить госзакупки чиновников в необходимых объемах.

Андрей Панков, глава Aurus, также заявил, что они готовы обеспечить политиков представительскими авто и дальше наращивать производство.

Представители бренда «Москвич» также подтвердили свою готовность обеспечить чиновников легковыми машинами.

Очевидно, что политики не останутся без выбора, когда решат полностью пересесть на отечественные авто. Со времен 90-х, когда в ходу была только «Волга», ассортимент российских машин явно вырос. Удастся ли на этот раз пересадить чиновников на отечественные легковушки, покажет время.