23 августа 2023 The Economist
Кулак в рабочей перчатке разбивает роботизированную руку
На протяжении более 200 лет луддиты подвергались критике в прессе — хуже, чем даже британские члены парламента, проголосовавшие в 1812 году за казнь осужденных за поломки машин. Но даже в то время обиженные ткачи завоевали народное сочувствие, в том числе и лорда Байрона.
В «Оде создателям билля о рамах» поэт писал:
«Некоторым наверняка показалось это шокирующим/
Когда взывает Голод и когда стонет Бедность/
Что жизнь должна цениться меньше, чем чулок/
И ломать рамы привести к перелому костей».
Он использовал свою первую речь в Палате лордов, чтобы призвать к сочетанию «примирения и твердости» в отношениях с толпой, а не отрубать ей «лишние головы».
И снова процветает технологический переворот, и широко распространено мнение, что старые пути могут быть растоптаны маршем прогресса. В Америке два больших трудовых спора — один надвигается, другой — в самом разгаре — среди прочего, борются с потенциально сейсмическими преобразованиями, вызванными декарбонизацией и искусственным интеллектом (ИИ).
Профсоюз United Auto Workers (UAW), представляющий работников Ford, General Motors и Stellantis (производителя Chrysler и Fiat), угрожает забастовкой, когда 14 сентября истечет трудовой договор.
Помимо борьбы за резкое повышение заработной платы, одной из его целей является распространение заработной платы и других льгот, предлагаемых в традиционном автомобилестроении, на людей, работающих над электромобилями (EV), в производстве которых обычно используется больше роботов и меньше рабочих.
В Голливуде писатели и актеры зашли в тупик со студиями из-за оплаты и условий в эпоху потокового вещания, спор, который был затуманен неприятным вопросом о том, как ИИ изменит индустрию, если можно будет использовать новые инструменты для написания сценариев или моделирования актеров. Такая борьба может повлиять на отношение работников других отраслей к влиянию технологий на их работу.
Вышло новое поколение профсоюзных лидеров. Шон Фейн — первый президент профсоюза за 70 лет, не входящий в правящую клику профсоюза. Он был избран в марте рядовым составом после того, как многолетний коррупционный скандал привел к изменению процедуры голосования в профсоюзе. С самого начала мистер Фейн позиционировал себя как головорез.
Он публично выбросил в мусорное ведро торговое предложение от Стеллантиса. (Крупнейший акционер фирмы, Exor) Тем временем Гильдия писателей Америки и sag-aftra, представляющая актеров, впервые за более чем 60 лет объявили забастовку одновременно.
Фрэн Дрешер, лидер гильдии актеров (и звезда ситкома 1990-х «Няня») ясно дала понять, что выяснение отношений является частью более широкой борьбы.
«Взоры рабочих обращены на нас», — сказала она в громоподобной речи, объявляя о забастовке.
Бои проходят в необычайно благоприятной для профсоюзов среде. В конце прошлого месяца более половины сенатских демократов подписали письмо автопроизводителям «большой тройки», утверждая, что рабочие на их заводах по производству аккумуляторов должны иметь право на ту же сделку, которая предлагается другим членам UAW.
Президент Джо Байден, который приравнивает «хорошие» рабочие места к рабочим местам в профсоюзах, только что восстановил правило, отложенное в долгий ящик при администрации Рейгана, которое, по сути, повысит заработную плату строителям на проектах, поддерживаемых государством.
По данным социолога Gallup, по всей стране общественная поддержка профсоюзов составляет 71%, это самый высокий уровень с середины 1960-х годов. И в Детройте, и в Голливуде профсоюзы используют растущее общественное беспокойство по поводу раздувания заработной платы генеральным директорам.
Даже республиканцы, хотя и яростно настроены против профсоюзов, пытаются изменить свои отношения с рабочими. American Compass, консервативный аналитический центр, призывает к созданию комитетов между работниками и руководством, подобных европейским «рабочим советам», которые дают сотрудникам право голоса в управлении бизнесом.
Некоторые ученые утверждают, что рабочие правы, опасаясь технологических изменений. «Власть и прогресс», новая книга Дарона Асемоглу и Саймона Джонсона, оба из Массачусетского технологического института, продираются через тысячелетнюю историю, чтобы доказать, что новые технологии приводят к лучшим средствам к существованию только тогда, когда они создают рабочие места, а не просто сокращают расходы, и когда уравновешивающие силы, такие как профсоюзы, формируют их эффект.
Он ругает технооптимизм и временами звучит как манифест луддитов.
Джонсон выражает оптимизм по поводу того, что UAW и «Большая тройка» смогут найти способ гарантировать, что переход на электромобили не приведет к массовым потерям рабочих мест.
Он указывает на возможное принятие профсоюзами контейнеризации морских перевозок, что сэкономило бесчисленное количество часов труда в портах, но также привело к увеличению количества проходящих через них грузов, сохранив рабочие места и льготы для докеров.
Теоретически, по мере увеличения производства электромобилей цены будут снижаться, и их будет покупать больше водителей. Если они перейдут на газ, «Большая тройка» может даже обратить вспять спад экспорта автомобилей в Америку, подстегнув спрос на еще большее количество рабочих. Огромные субсидии, выдаваемые администрацией Байдена для развития производства электромобилей, дают отрасли редкую возможность вернуть себе инициативу.
Биш, баш, бот
В отличие от этого, прогноз мистера Джонсона для писателей и актеров в эпоху искусственного интеллекта более мрачный, он сравнивает их положение с положением ткачей-луддитов, чья работа стала ненужной из-за машин.
Эта точка зрения помогает объяснить, почему они стремятся ограничить использование ИИ студиями. Тем не менее влияние технологии на Tinseltown не должно быть нулевой суммой. Например, ускорив процесс написания, ИИ может снизить затраты и позволить создавать больше контента.
Более того, бури созидательного разрушения можно сдерживать только до поры до времени. Профсоюзы, чтобы обеспечить средства к существованию своих членов, должны работать с технологическими изменениями, а не против них. Это означает использование байроновской комбинации примирения и твердости, чтобы убедиться, что она используется для увеличения пирога для всех, а не удваивать ярость против корпораций.
В противном случае они могут оказаться, подобно луддитам, не на той стороне истории.
http://www.economist.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу