Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
СуперБРИКС. В чем экономический смысл расширения? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

СуперБРИКС. В чем экономический смысл расширения?

25 августа 2023 ИХ "Финам" Никитин Дмитрий
Проходящий в Южной Африке саммит БРИКС принес новости о расширении организации – шаг, в вероятности реализации которого эксперты до последнего момента сомневались. Как сообщил президент ЮАР Сирил Рамафоса, блок одобрил присоединение Саудовской Аравии, ОАЭ, Ирана, Египта, Аргентины и Эфиопии.

Расширение БРИКС станет первым с 2010 года, когда в блок вошла ЮАР. Накануне текущего саммита к объединению обратились с просьбой о присоединении более 20 стран. Как отмечает Bloomberg, стремление к расширению было в значительной степени инициировано Китаем, но имело поддержку России и Южной Африки. По данным агентства, Индия была обеспокоена тем, что расширение БРИКС превратит эту группу в рупор Китая, в то время как Бразилия беспокоилась о возможных проблемах со странами Запада.

Как отметила ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова, основной мотивацией для вступления в БРИКС у новых стран-участников является нежелание продолжать рассчитываться за экспорт и импорт в долларах, а БРИКС предоставляет хорошие возможности для выбора механизма расчетов, в том числе – в национальных валютах. «Некоторые другие страны не торопятся вступать в БРИКС, по нашему мнению, так как они хотят, возможно, подождать запуска новой единой расчетной валюты. Если такая валюта будет создана, и проект окажется успешным, то в БРИКС в дальнейшем потянутся многие другие страны Азии, Африки и Латинской Америки», - полагает Мильчакова. Президент ЮАР уже сообщил о вероятности последующего пополнения БРИКС – по его словам, «есть консенсус относительно первой фазы этого процесса расширения, за ней последуют и другие фазы».

Finam.ru рассказывает, как устроена экономика шести новых членов БРИКС и какие последствия может иметь грядущее расширение.

Масштаб объединения
Как следует из подсчетов Finam.ru на основе прогнозов МВФ, по итогам текущего года на новых членов БРИКС придется лишь порядка 10% ВВП участников объединения – 3,104 трлн долларов из общего объема 30,758 трлн. Доминирующей экономической силой останется Китай с показателем в 19,374 трлн долларов (63% общего объема), затем идет Индия (3,737 трлн долларов, или 12%), Бразилия и Россия (соответственно 2,081 и 2,063 трлн долларов – менее чем по 7% на каждую).

Из новых участников самую крупную экономику имеет Саудовская Аравия (1,062 трлн долларов, или около 3,5% в общем объеме). Объем ВВП Аргентины оценивается примерно в 640 млрд долларов, остальных новых участников и ЮАР – менее чем по 500 млрд.

Как сообщил президент Бразилии Лула да Силва, в целом совокупный ВВП расширенного БРИКС составит 37% от мирового. При этом на «Большую семерку», которой все чаще противопоставляют новое объединение, приходится меньше – около 30%.

Перспективы в нефтегазе
Среди новых членов блока – две крупнейшие по объему экономики арабские страны, Саудовская Аравия и ОАЭ. Экономики обеих стран основаны на нефтегазовом секторе, они входят в ОПЕК. Саудовская Аравия – крупнейший в мире экспортер нефти и обладает вторыми по величине запасами, ОАЭ входят в топ-10 по обоим показателям. Как отмечает New York Times, «Саудовская Аравия, крупнейший торговый партнер клуба БРИКС на Ближнем Востоке, развивает связи с Китаем и демонстрирует независимость от американских интересов, несмотря на свои давние отношения в области безопасности с Соединенными Штатами».

Иран – еще один член ОПЕК, имеющий третьи в мире по объему запасы нефти и вторые – газа. Эта страна является наиболее близким политическим союзником России в новом составе БРИКС и, подобно РФ, находится под многочисленными санкциями Запада.

«Иран подал заявку на вступление в БРИКС в июне в рамках своих усилий по укреплению экономических и политических связей с незападными державами и демонстрации того, что усилия Запада изолировать страну провалились. Страна осталась на плаву за счет продажи нефти Китаю со скидкой и других маневров», - отмечает New York Times.

Решение БРИКС привлечь Иран свидетельствует о том, что Россия и Китай оказали эффективное давление с целью его включения, сказал изданию Кобус ван Стаден, исследователь China Global South Project. «Очевидно, что Иран — это сложный выбор, — отметил он. - Я могу себе представить, что некоторые другие члены обеспокоены тем, что это может усилить геополитическую напряженность в отношениях с западными державами, что, я думаю, неизбежно произойдет».

Экономист Никита Митрофанов, автор Telegram-канала «Китайская угроза», подчеркивает, что в БРИКС, таким образом, будут крупнейшие экспортеры нефти и два крупных импортера с сильным внутренним рынком — Китай и Индия. «Эти страны еще и крупнейшие потребители нефти, и импорт/экспорт может быть зациклен на странах БРИКС, что снизит зависимость от западных экономик», - полагает Митрофанов.

О перспективах в энергетической сфере также пишет Bloomberg. «Включение Саудовской Аравии, крупнейшего в мире экспортера нефти, наряду с Ираном, ОАЭ и Бразилией, будет означать, что группа объединит нескольких крупнейших производителей энергии с крупнейшими потребителями развивающегося мира, что даст ей огромное экономическое влияние. Поскольку большая часть мировой торговли энергоносителями осуществляется в долларах, расширение также нарастит возможности блока по увеличению объема торговли в альтернативных валютах», - говорится в материале агентства.

Другие новые участники
Из других новых участников БРИКС Аргентина является страной с хроническими экономическими проблемами – инфляция там превышает 100%, долг составляет около 80% ВВП, а ЦБ заявлял о намерении повысить ставку до 118%. В основе экономики страны лежат диверсифицированная промышленная база и сельскохозяйственный экспорт.

О ситуации в стране Finam.ru на днях подробно рассказывал – осенью там предстоят президентские выборы, и первое место на праймериз получил правый либертарианец Хавьер Милей, который выступает за отказ от Центрального банка и национальной валюты песо, предлагая заменить ее долларом. Переход на доллар сейчас поддерживает менее трети аргентинцев, но потенциально этот курс идет вразрез с общей риторикой в странах – «старых» членах БРИКС, где все чаще заявляют о необходимости дедолларизации, перехода на расчеты в нацвалютах и даже рассматривают создание общей валюты.

Смысл принятия страны в объединение объяснила Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа «Финама», в ходе прошедшей на Finam.ru онлайн-конференции: «Аргентина - третья по величине экономика Латинской Америки, ее принятие лоббировала Бразилия, как крупнейший торговый партнер. Это было поддержано Индией и Китаем, с которыми у Аргентины расширяются финансовые связи, так как Аргентина видит в этом спасение от хронического долгового и финансового кризиса».

Египет – наиболее экономически развитая страна Северной Африки, в основе доходов которой лежат туризм, сборы с судов за использование Суэцкого канала, а также относительно крупный экспорт нефти и газа. Как отмечает New York Times, «Египет, политически и географически расположенный между Африкой и Ближним Востоком, построил прочные отношения с Россией и Китаем, сохраняя при этом связи с Соединенными Штатами». Ольга Беленькая полагает, что в БРИКС Египет мог рассматриваться как еще одна африканская страна для соблюдения регионального баланса.

Эфиопия – аграрная экономика, в которой в сельском хозяйстве занято большинство населения. Как отмечает Наталья Мильчакова, Эфиопия является наименее экономически развитой страной из будущих новых шести членов БРИКС, однако она имеет тесные экономические отношения с КНР и собирается далее идти по пути китайской модели развития.

В целом, по мнению Мильчаковой, слабой стороной БРИКС является то, что пока все эти страны являются экспортерами сырья, но не высоких технологий. «Хотя не исключено, что в рамках БРИКС, при соответствующем финансировании Новым банком развития БРИКС и при помощи партнеров по объединению некоторые страны будут способны совершить технологический прорыв. Наиболее перспективны в этом отношении, на наш взгляд, Саудовская Аравия и Иран», - полагает она.

В чем плюсы от расширения?
По словам Мильчаковой, для России выгода в приглашении новых стран заключается в том, что, во-первых, это возможность укрепления отношений с партнерами по ОПЕК+ и, соответственно, возможность для еще более эффективного совместного регулирования цен на нефтяном рынке. Во-вторых, для России многие из этих стран могут стать крупными покупателями российской продукции, как сырьевой, так и не сырьевой. В любом случае, для всех партнеров по БРИКС появляется возможность для расширении географии сбыта своей продукции.

Однако Павел Пахомов, руководитель аналитического центра «СПБ Биржи», настроен скептично. По его мнению, решения о включении конкретно этих стран чисто политические и «никакой экономической целесообразности в этом пока нет». «Надо понимать, что пока БРИКС это прежде всего политический союз, созданный против США и его союзников (считай, Европа). А экономическая отдача от этого союза пока нулевая, и ничего не говорит о том, что в ближайшее время будет как-то иначе», - считает эксперт.

А вот в Bloomberg Economics ждут существенных результатов – там полагают, что «расширение БРИКС будет означать больше влияния группы в мировых делах и может привести к новому типу глобальной экономики».