Борьба с ростом цен на бензин - новый виток » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Борьба с ростом цен на бензин - новый виток

6 сентября 2023 ИХ "Финам" | Бензин Бабанова Мария
Цены на бензин в России бьют рекорды. Такие темпы роста не наблюдались в стране как минимум последние семь лет. Решение, как остановить подорожание топлива, озвучило Минэнерго. Ведомство хочет вернуться к полным демпферным выплатам нефтяникам.

Осталось только узнать, согласится ли с этим в итоге Минфин, при том, что цены на нефть в мире растут. И как это повлияет на нефтяников, стоимость бензина и вообще на инфляцию в России? Своим мнением по этим вопросам c Finam.ru поделились эксперты.

Безумные цены и упущенное время
Цены на бензин в РФ росли все лето, постоянно обновляя исторические максимумы. И с началом осени ничего не изменилось: накануне на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже стоимость бензина «Премиум-95» впервые в истории превысила отметку 75 тысяч рублей за тонну.

«Цены безумные», - цитирует Reuters владельца одной из нефтебаз. По его словам, участники рынка опасаются покупать что-либо и ждут, что цены снизятся.

Проблемой обеспокоены и в самом Минэнерго, узнала газета «Коммерсант». Там предлагают вернуться к полным выплатам по демпферу, другими словами, к компенсации со стороны государства при продаже нефтяниками бензина в России дешевле, чем на зарубежных рынках.

Напомним, что цены не заправках в РФ стали повышаться с весны этого года именно из-за того, что нефтяники решили «подстраховаться», узнав о планах Минфина урезать им демпферные выплаты вдвое с сентября до конца 2026 года из-за резкого сокращения нефтегазовых доходов.

Теперь остается вопрос - пойдет ли Минфин на попятную? Ведь ведомство уже заложило доходы в бюджет, и ему придется срочно искать новые источники поступлений, которые покроют рост выплат нефтяникам.

По данным министерства, только в августе, последнем месяце перед сокращением размера топливного демпфера, нефтяные компании РФ получили 185,9 млрд рублей - это рекордные выплаты по топливному демпферу с начала 2023 года. За период январь-август 2023 года общая сумма выплат составила 838,9 млрд рублей. А в январе выплаты были в размере 47,9 млрд рублей.

Если нефтяникам вернут полный объем выплат, придется признать, что правительство больше никак не может повлиять на ситуацию с рекордными оптовыми ценами на топливо, заявил «Ъ» независимый эксперт Борис Луцет. «К сожалению, время для взвешенного и сбалансированного решения уже упущено», - подчеркнул он.

Прогнозы экспертов
И все-таки властям страны придется принять решение. Главный аналитик ИФК «Солид» Дмитрий Донецкий считает, что правительство, выбирая между двумя вариантами - получить меньше доходов (точнее меньше потратить) или получить рост потребительских цен (из-за сокращения демпфера нефтегазовые компании вынуждены поднимать цены на бензин, дабы компенсировать недостающие доходы, но это будет чревато разгоном инфляции), - примет решение в пользу первого.

«Мы предполагаем, что выбор будет в пользу меньших доходов, так как сами по себе цены на нефть в рублях при текущем курсе находятся на рекордных значениях, не считая первого квартала 2022 года, что уже приводит к большим доходам бюджета по умолчанию. А нефтегазовые компании здесь при любом из текущих раскладов зарабатывают большие прибыли», - так эксперт прокомментировал ситуацию в Telegram.

Начальник управления аналитических исследований ИК «ИВА Партнерс» Дмитрий Александров тоже считает демпфер крайне полезным.

«Возврат демпфера был бы крайне полезен, причем Минфин, по идее, должен исходить из того, что налоговая реформа в отрасли сформировала условия для долгосрочного устойчивого роста цен в опте и рознице, поэтому и величина демпферных выплат, если остановились на таком механизме, должна возрастать по мере роста экспортной альтернативы», - заявил эксперт в беседе с Finam.ru.

Тем более что предпосылок для устойчивого снижения оптовых цен на топливо нет - цена Urals выросла до максимумов с конца 2022 года, добавил другой собеседник агентства, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций», Евгений Миронюк.

«Власти продолжают обсуждать способы ограничения роста цен, но все более склоняются к механизмам, имеющим мало общего с рыночным ценообразованием. При снижении демпфера продажи бензина и дизеля для многих сетей АЗС становятся убыточными. В сентябре из-за закрытия многих НПЗ на профилактические ремонты и постепенного ухода с рынка низкомаржинальных АЗС (снижением конкуренции на розничном рынке) цены могут продолжить рост», - пояснил он.

Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман согласен с коллегой. Он также считает, что текущее соотношение оптовых и розничных цен делает бизнес независимых АЗС убыточным.

«Это толкает цены на заправках наверх. Поэтому правительство должно перейти к более активной борьбе с ростом оптовых цен. Если этого не произойдет, то цены в рознице также могут продолжить увеличиваться», - подчеркнул он.

А если бензин будет дорожать и дальше, то пора задуматься о грамотном планировании личного бюджета. Сервис «Финам Горизонт» для диверсификации портфеля и управления рисками поможет вам в этом.

В то же время, каким бы правильным ни казалось решение о возвращении полных выплат по демпферу, оно маловероятно, полагает Кауфман.

«На наш взгляд, оно выглядит маловероятным. В условиях ослабления рубля и роста мировых цен на нефть экспортная альтернатива дорожает, что толкает наверх и внутренние оптовые цены. В то же время даже с учетом уменьшенных демпферных выплат бизнес нефтяников в целом остается сверхприбыльным из-за повышенных рублевых цен на нефть, в связи с чем дополнительные субсидии для них в условиях дефицита бюджета выглядели бы странно», - отметил эксперт.

На его взгляд, более рациональной мерой могло бы стать квотирование экспорта нефтепродуктов для создания профицита на внутреннем рынке. Он также напомнил, что ранее Минэнерго уже рекомендовало нефтяникам увеличить поставки на внутренний рынок, однако это не оказало никакого влияния на цены.

Что касается наиболее пострадавших от снижения демпферных выплат, то ими, по словам Кауфмана, являются «Татнефть», «Газпром нефть» и «Башнефть».

«Из-за их фокуса на внутреннем рынке нефтепродуктов ущерб может составить порядка 10-15% от EBITDA. В то же время слабый рубль, повышенные мировые цены на нефть и выросшие оптовые цены на топливо во многом компенсируют негатив от снижения демпферных выплат, что хорошо заметно по динамике акций данных компаний», - заключил аналитик.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter