12 сентября 2023
С 2000 по 2015 год Китай получил около 40% всех чистых прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в развивающиеся рынки. На волне пандемии чистый приток ПИИ в Китай первоначально резко возрос, но за последние четыре квартала стал отрицательным.
В отличие от 2016 года, последнее снижение чистых потоков ПИИ было вызвано резким сокращением иностранных инвестиций в Китай, а не резким ростом исходящих инвестиций из Китая. На первый взгляд это говорит о том, что, возможно, идет процесс "снижения рисков" в цепочках поставок и диверсификации за счет "поддержки близких/друзей".
Но данные более детализированы и менее убедительны: основной причиной снижения притока прямых иностранных инвестиций, по-видимому, является репатриация (вместо реинвестирования) доходов иностранных транснациональных корпораций (ТНК) от их операций в Китае, а не сокращение инвестиций в “новые проекты”.
Возможно, еще слишком рано говорить о том, является ли сокращение реинвестиций иностранных ТНК в китайские операции просто циклическим явлением, отражающим слабый в настоящее время экономический рост Китая, или это зарождающаяся структурная тенденция, обусловленная геополитической фрагментацией. В последнем случае это может повлиять на долгосрочный производственный и экспортный потенциал Китая, но даже если это всего лишь циклическое снижение, вряд ли это окажет поддержку юаню.
В недавнем посте в Twitter (ссылка) мы обратили внимание на очень слабую тенденцию в ПИИ Китая в предварительных данных BoP* за 2 квартал.
Bop - Balance of Payments \ Баланс платежей
- прим. Holy Finance

В течение последних нескольких кварталов я довольно громко заявлял о том, насколько плохой была тенденция в китайских иностранных инвестициях.
Но данные за второй квартал оказались ДАЖЕ ХУЖЕ, чем я ожидал. Глобальные корпорации просто перестали инвестировать в Китай...
(Синие линии - это притоки)
Хотя данные по ПИИ в Китае на удивление скудны, учитывая его роль как “мастерской мира”, изучение многочисленных источников данных позволяет получить несколько более детальную картину. Так называемые “новые” ПИИ ослабли, но более заметное ухудшение произошло из-за очевидного сдвига в реинвестировании доходов иностранными компаниями, которые все чаще стремятся репатриировать прибыль от своих операций в Китае.
Основные данные по ПИИ являются слабыми
С 2000 по 2015 год Китай получил около 40% всех чистых прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в развивающиеся рынки. На волне пандемии чистый приток ПИИ в Китай первоначально резко возрос, но за последние четыре квартала стал отрицательным.

Прямые инвестиции (светлое - в развивающиеся рынки кроме Китая, темное - в Китай)
Чистые ПИИ в Китай были отрицательными в течение четырех кварталов подряд (с 3 квартала 2022 года по 2 квартал 2023 года) после резкого роста в период непосредственно после пандемии до самого высокого уровня с 2013 года. Слабость чистых потоков ПИИ полностью обусловлена сокращением валового притока ПИИ от нерезидентов, в то время как отток был довольно устойчивым.

Чистые ПИИ в Китай
Проблема в случае Китая заключается в том, что данные BoP не обеспечивают достаточной детализации, чтобы определить, вызвано ли это снижение притока ПИИ замедлением инвестиций в “новые проекты” или снижением нераспределенной прибыли. В стандартном бухгалтерском учете ПИИ подразделяются на “реинвестирование нераспределенной прибыли” и поток новых инвестиций или инвестиций “с нуля” (или слияний и поглощений). Кроме того, стандартные счета BoP по первичному доходу включают разбивку дебетов по реинвестированным доходам от ПИИ, которая, как предполагается, является равной и взаимозачетной записью по счету реинвестированных доходов от ПИИ на финансовых счетах.
Хотя Китай действительно предоставляет разбивку по дебетам и кредитам “инвестиционного дохода” в рамках первичного дохода, сюда также входят проценты, выплачиваемые по внешнему долгу, а также дивиденды по публично торгуемым акциям в дополнение к реинвестированным доходам от прямых иностранных инвестиций.
Короче говоря, данные BoP, опубликованные SAFE, не дают четкого способа разделить ПИИ на реинвестированные доходы и инвестиции в новые проекты.
Разложение ПИИ на "новые проекты” и реинвестированные доходы показывает слабость последних
В случае с Китаем есть два дополнительных источника информации, на которые мы можем обратить внимание, чтобы получить представление об инвестициях в "новые проекты”. Первая - это серия “Использование прямых иностранных инвестиций”, опубликованная Министерством торговли (MOFCOM), в то время как вторая - альтернативные данные, которые Exante Data собирает самостоятельно о трансграничных слияниях и поглощениях на микроуровне, что является показателем прямых инвестиций посредством приобретений.
На приведенной ниже диаграмме показаны входящие ПИИ по данным Министерства финансов. Как мы можем видеть, приток прямых иностранных инвестиций вырос в 2021 и 2022 годах, но в последние кварталы вернулся к допандемическим уровням, но это падение менее выражено, чем падение, наблюдаемое в данных SAFE.

входящие ПИИ в "новые проекты” по данным Министерства финансов
Данные MOFCOM сами по себе не особенно хорошо отражают данные BoP о прямых иностранных инвестициях, но часто используются в качестве показателя инвестиций в "новые проекты”. Следовательно, если мы вычтем поток ПИИ из данных MOFCOM из валовых обязательств по ПИИ в данных BoP от SAFE, мы можем разложить последние на компоненты “новых проектов” и реинвестированных доходов. Это показано на диаграмме ниже.

Потоки прямых иностранных инвестиций в Китай
Оранжевое - ПИИ в новые проекты
Синее - ПИИ в виде реинвестирования
черное - общие потоки
Это показывает, что большая часть снижения валового притока ПИИ (обязательств перед нерезидентами), по-видимому, была вызвана падением реинвестированных доходов.
Мы проверяем надежность описанного выше подхода, оценивая реинвестированный доход вторым способом. Как отмечалось выше, списания инвестиционного дохода в рамках компонента первичного дохода текущего счета также включают реинвестированные доходы от прямых иностранных инвестиций. В случае Китая нет разбивки по списанию инвестиционного дохода между выплатами процентов и дивидендов по долговым обязательствам и акциям, котирующимся на бирже. Тем не менее, мы оцениваем процентные выплаты по внешнему долгу и дивидендные выплаты по акциям и вычитаем их из списания заявленных инвестиционных доходов.
Это обеспечивает еще один показатель реинвестированного дохода, который мы сравниваем с первым, используя данные SAFE и MOFCOM. Хотя оба показателя далеки от идеального совпадения, они указывают на сдвиг в сторону оттока реинвестированных доходов иностранных инвесторов от прямых иностранных инвестиций в Китай.

Китай: Предполагаемый доход от реинвестирования прямых иностранных инвестиций
Синее = валовые обязательства по ПИИ - ПИИ в новые проекты
Оранжевое = Долги с первичным инвестиционным доходом - предполагаемые выплаты процентов и дивидендов
В качестве дополнительной проверки тенденции инвестиций в новые проекты от MOFCOM мы можем взглянуть на данные о трансграничных слияниях и поглощениях. Хотя технически они отличаются как от инвестиций в новые проекты, так и от реинвестированных доходов, трансграничные слияния и поглощения являются лучшим примером первого. Собственные данные Exante Data о трансграничных слияниях и поглощениях в Китае демонстрируют ту же тенденцию, что и данные MOFCOM, но (как и следовало ожидать) меньше по количеству (примерно 25% данных MOFCOM). На приведенной ниже диаграмме показана совокупная сумма завершенных трансграничных сделок слияний и поглощений в Китае за 12 месяцев.

M&A в Китае
Канарейка в угольной шахте "Для снижения риска" или просто кратковременный циклический поток
Вообще говоря, существует две (не взаимоисключающие) интерпретации недавнего изменения в поведении ТНК в отношении их реинвестируемых доходов в Китае. Во-первых, слабость прямых иностранных инвестиций отражает циклические условия в Китае. А именно, слабая среда для роста, низкие процентные ставки и ожидания снижения курса юаня.
Хотя мы склонны считать ПИИ “устойчивой” формой иностранных инвестиций, компонент реинвестированных доходов на самом деле может быть более чувствителен к циклическим изменениям процентных ставок и ожиданий в отношении обменного курса, а также к политическим рискам (ссылка). Следовательно, изменения в реинвестируемых доходах иностранных ТНК могут просто отражать разумную корпоративную практику управления казначейством/денежными средствами.
С другой стороны, репатриация прибыли иностранных ТНК от их деятельности в Китае может свидетельствовать о более структурном сдвиге в отношении бизнеса и операционной среды. Короче говоря, это может быть сигналом о том, что иностранные ТНК планируют в будущем меньше инвестировать в свои операции в Китае, и, следовательно, может стать ведущим индикатором замедления тенденций в инвестициях в новые проекты.
Есть некоторые свидетельства того, что циклические соображения/соображения, обусловленные переносом инвестиций, могут иметь место при рассмотрении декомпозиции потоков прямых инвестиций в акции и долговые обязательства. Хотя долговые потоки от прямых иностранных инвестиций в целом невелики, за последние 12-18 месяцев они существенно ухудшились и в настоящее время являются отрицательными.

ПИИ в Китай: Долг и акции
Но есть также свидетельства того, что восприятие бизнес-среды в Китае меняется (ссылка и ссылка), и многие рассматривают возможность сокращения своих инвестиций в Китай.
Суть в том, что в последние кварталы иностранные инвесторы перешли от реинвестирования своих доходов от операций в Китае к репатриации этих доходов. Отражает ли это просто соображения по управлению денежными средствами или является предвестником замедления будущих прямых иностранных инвестиций в Китай, пока слишком рано говорить.
Но ясно одно: Это может быть чрезвычайно важно для краткосрочного и долгосрочного направления юаня. Если примерно половина обязательств Китая по ПИИ в размере 3,5 трлн долларов США на самом деле представлена в форме реинвестированных доходов, то очень важно, какая часть реинвестированных доходов остается "ликвидной" (в отличие от вложенных в физический капитал).

Китай: Оценка совокупных притоков ПИИ
Если мы воспользуемся описанным выше подходом к разложению притока ПИИ на нераспределенную прибыль и инвестиции в новые проекты, то данные за 2 квартал показывают, что иностранные инвесторы репатриировали примерно 7% накопленного запаса своих реинвестированных доходов с момента достижения пика в 1 квартале 2022 года. Если перспективы внутреннего роста и глобальная структура процентных ставок сохранятся, этот поток репатриации может оставаться тормозом для BoP Китая в течение многих лет.

Китай: Предполагаемый совокупный доход от реинвестирования прямых иностранных инвестиций
С другой стороны, если недавняя тенденция к репатриации доходов является сигналом о будущих инвестиционных намерениях, это может иметь последствия для будущего китайского производственного и экспортного потенциала и экономического роста.
В любом случае, репатриация прибыли иностранных инвесторов от их операций в Китае является негативной для юаня.
Мы можем прокомментировать в отдельном посте цели Народного банка Китая в отношении валюты и текущие проблемы, с которыми приходится сталкиваться, чтобы сохранить стабильность юаня.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
