Маркетплейсы помогают россиянам экономить » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Маркетплейсы помогают россиянам экономить

12 сентября 2023 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина
Во время пандемии люди были ограничены в передвижениях и стали чаще делать покупки онлайн. Этот период стал началом перехода мировой экономики на цифровые рельсы. В 2023 году, когда ковидные ограничения сняты во всех странах, онлайн-покупки продолжают развиваться, потому что клиенты успели оценить их преимущества. По прогнозу исследовательской компании eMarketer, в 2023 году онлайн-продажи в мире вырастут на 8,9% по сравнению с 2022 годом, а в 2024-ом - на 9,6%. К 2027 году, как ожидается, мировой рынок онлайн-торговли достигнет $8 трлн. В России популярность сетевого шопинга и маркетплейсов тоже стремительно растет.

Finam.ru рассказывает, что происходит с онлайн-торговлей в России в 2023 году.

Оборот компаний, торгующих в интернете, за год вырос на 63%
Тенденция перехода шопинга из офлайна в онлайн хорошо заметна в России. Так, эксперты СберАналитики отметили, что за семь месяцев 2023 года доля онлайн-продаж в России выросла на 1% и составила 12% от общего товарооборота. Исследование показало, что интернет-торговля росла вдвое быстрее, чем рынок в целом. В первом квартале 2023 года онлайн-продажи увеличились на 14%, во втором - на 27%, а за июль - на 24%. При этом две трети покупок совершались на маркетплейсах. Больше всего продажи выросли в категориях «Электроника и бытовая техника» - на 44%, «Красота и здоровье» - на 34% и «Одежда, обувь и аксессуары» - на 30%.

Маркетинговая платформа Calltouch, банк Точка и платформа онлайн-рекрутинга hh.ru представили Индекс здоровья российского бизнеса за второй квартал, который составил 48 баллов, что на 6% больше, чем в прошлом году. Причем лучше всего себя чувствуют микропредприятия, их Индекс здоровья за год вырос на 12% до 53 баллов. Эксперты отмечают, что онлайн-торговля в России уверенно растет. Спрос на товары интернет-магазинов повысился на 40% по сравнению с допандемийным 2019 годом. По прогнозам, к концу 2023 года объем продаж в электронной коммерции достигнет 7,4 трлн рублей. При этом обороты компаний, работающих в сфере онлайн-торговли, во втором квартале 2023 года выросли на 63% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эксперты отмечают, что благодаря маркетплейсам производители начали сами продавать товары, а не через посредников.

Россияне стали делать покупки на маркетплейсах в 4 раза чаще
В Москве и Санкт-Петербурге, где онлайн-торговля развивалась быстрее, ее прирост в этом году оказался меньше, чем в целом по России - 14% и 15% соответственно против российского 21%. По данным СберАналитики, доля маркетплейсов в онлайн-продажах в этом году выросла на 4%. Это означает, что на них совершает покупки каждый второй житель России. Причем половина клиентов пользуется сразу несколькими интернет-площадками.

Согласно исследованию Почта Банка, с начала 2023-го объем покупок на маркетплейсах вырос в 4 раза - до 2,5 млрд рублей. Однако средний чек покупки сократился на 13% и составил 1,6 тыс. рублей.

По мнению аналитиков Почта Банка, рост популярности маркетплейсов связан в первую очередь со стремлением покупателей к экономии: времени, денег и других личных ресурсов. Само удобство маркетплейсов тоже играет важную роль: они имеют понятный интерфейс, удобную навигацию, оперативную доставку и развитую логистику.

Деятельность маркетплейсов будут регулировать строже?
Когда какой-то рынок в стране стремительно развивается, законодательство не всегда успевает его регулировать. В 2023 году это происходит в сфере онлайн-торговли, в частности, с маркетплейсами. Только с 1 сентября онлайн-площадки признали участниками торгового оборота и обязали предоставлять данные о продажах маркированных товаров в систему «Честный знак». В противном случае их могут оштрафовать на сумму до 300 тыс. рублей за продажу контрафактной продукции без маркировки.

Как пишет Финтолк, в России появился судебный прецедент, когда Верховный суд запретил маркетплейсам аннулировать заказы без форс-мажорных обстоятельств. По иску россиянина, которому Ozonотказался поставлять заказанный чай за 89 рублей, суд встал на его сторону и решил, что маркетплейс не имеет права отменять заказ при техническом сбое, изменении цен или отсутствия товара на складе. Маркетплейс может не выслать товар, только если вина будет на стороне покупателя.

С другой стороны, как сообщает Forbes, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отклонила идеи по регулированию взаимодействия маркетплейсов и их партнеров, несмотря на многочисленные жалобы сотрудников и владельцев пунктов выдачи заказов. Сейчас эти правила отправлены на доработку.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter