18 сентября 2023 ИХ "Финам" | Нефть
Стоимость эталонного сорта нефти Brent поднялась до уровня выше $94 за баррель, что является максимумом с ноября прошлого года. В свою очередь, цены на бензин и дизельное топливо в России тоже заметно подросли. Этому способствует не только ослабление рубля, но и потеря выгоды нефтяникам реализовывать сырье внутри страны.
Что будет с мировыми ценами на нефть дальше, и как инвестору заработать на их росте? Стоит ли ожидать снижения цен на топливо в России в ближайшее время? На эти и другие вопросы ответили эксперты в рамках онлайн-конференции Finam.ru «Нефть и бензин - феноменальный скачок цен».
О причинах высоких цен на нефть
Менее чем за месяц стоимость «бочки» Brent выросла более чем на $10. Такой бурный рост, по оценкам специалистов, связан в том числе с тем, что Россия и Саудовская Аравия объявили о добровольном ограничении на добычу нефти до конца 2023 года на 0,3 и 1 млн б/с соответственно. Сергей Пигарев, старший аналитик Freedom Finance Global, отмечает, что этот фактор, а также сезонное увеличение спроса на нефтепродукты могут привести к дефициту нефти на 1-1,5 млн б/с в 4 квартале этого года.
«Рост спроса на нефть и нефтепродукты со стороны Китая в этом году становится определяющим фактором, влияющим на мировые цены на нефть», - заявил Даниил Болотских, аналитик «Цифра брокер». Со ссылкой на Международное энергетическое агентство (МЭА) он добавляет, что в 2023 году Китай обеспечит около 75% роста спроса или 1,6 млн б/с из общемирового роста спроса на 2,2 млн б/с.
Александр Потавин, ведущий аналитик ФГ «Финам» отмечает, что спрос на нефть в КНР в этом году уже обновил исторический рекорд, достигнув в июле 16,7 млн б/с. «Во многом повышение потребления нефти там стало результатом расширения активности нефтехимических производств, где Китай вытесняет международных поставщиков сырья и полимеров», - ответил эксперт на вопрос касательно влияния Китая на мировые цены на нефть.
До каких уровней продолжит дорожать нефть?
МЭА накануне выступило с жестким заявлением касательно поставок сырой нефти на 4 квартал 2023 года. Так, агентство ожидает существенного дефицита нефти на мировом рынке в октябре-декабре этого года из-за добровольного ограничения по добыче Россией и Саудовской Аравией. На этом фоне, по оценкам МЭА, нефть стала резко дорожать.
Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности, считает, что к концу года уровень в $100 за баррель может быть протестирован. «Быстро затормозить рост котировок объективно нечем - предложение ограничено, новые интервенции из стратегического резерва США едва ли возможны, а уровень глобальной урбанизации и «демография» стран АТР вроде как продолжат разгонять потребление «черного золота»», - добавил эксперт.
Независимый аналитик Леонид Хазанов обращает внимание, что цены на нефть могут достигнуть в ближайшее время отметки $100-105 за баррель, если Саудовская Аравия действительно сократит добычу на 1 млн б/с. «Однако нельзя сбрасывать со счетов, что после быстрого взлета нефть подешевеет до $80-84 за баррель ближе к декабрю 2023 года вследствие экономических трудностей в Европе и США, не считая пробуксовки Китая», - подметил Хазанов.
Александр Потавин, полагает, что в 4 квартале 2023 года котировки Brent будут торговаться в диапазоне $87-97 за баррель. «Возможны краткосрочные ценовые всплески, если осенью будут сбои поставок с учетом сезона ураганов в районе Мексиканского залива», - уточнил эксперт.
Среди факторов, которые могут сдержать рост цен на сырую нефть, Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию Фонда «Институт энергетики и финансов» отмечает возможное замедление роста спроса, прежде всего в Китае. Помимо этого, по мнению эксперта, дополнительный рост добычи в США, снижение «дисциплины» исполнения решений ОПЕК+, а также возможное дополнительное «раскупоривание» стратегических запасов нефти в США могут спровоцировать нисходящую тенденцию.
О ситуации с ценами на АЗС в России
Высокие цены на бензин и дизельное топливо в России аналитики связывают с тем, что мировой рост стоимости на сырье привел к тому, что российским нефтяникам стало выгоднее продавать свою продукцию за рубеж. В связи с этим власти принимают решение о повышении цен на АЗС для дополнительной стимуляции продаж внутри страны. «За пять последних лет цена бензина марки АИ-95 увеличилась на 21%, в том числе за последний год прибавила 7,2%», - обратил внимание Владимир Литвинов, квалифицированный инвестор, создатель сообщества «ИнвестТема».
Сергей Кауфман, аналитик ФГ «Финам», заявляет, что локально основной проблемой являются крайне пассивные действия правительства страны. «РФ производит значительно больше бензина и дизеля, чем потребляет, на фоне чего решить проблему достаточно просто - можно искусственно создать профицит на внутреннем рынке путём ограничения экспорта. Учитывая, что сейчас правительство активно взялось за проблему, ожидаем, что дальнейший рост цен на бензин уже будет ограниченным», - прокомментировал Кауфман.
Болотских считает, что сейчас государство обеспокоено проблемами с поставками топлива аграриям в некоторых регионах, поскольку в случае его отсутствия это чревато проблемами осеннего сева и еще большим ускорением инфляции. «Пока Минэнерго взяло 2 недели на решение проблемы. Если удастся удовлетворить спрос аграриев, то можно ожидать действий в сторону оставшегося внутреннего рынка», - добавил эксперт.
На вопрос о смене тренда в сторону снижения цен на бензин и дизель Кауфман и Литвинов сошлись во мнении, что в ближайшее время этого ждать не стоит. «Проинфляционные процессы сейчас волнуют ЦБ больше, чем тот же курс рубля, поэтому я не ожидаю снижения инфляции, и как следствие, цен на бензин на АЗС», - заключил Литвинов.
Потавин, в свою очередь, поддержал спикеров в этом вопросе, добавив, что розничные цены на топливо в России устанавливаются не по рыночным принципам, а регулируются государством вручную с помощью демпфирующего механизма. «У этого механизма есть особенность - если стоимость нефти на бирже падает, разницу в бюджет по демпферу должны перечислять нефтяники. Поскольку беднеть нефтяники не хотят, они перекладывают свои издержки на потребителя топлива», - дополнил аналитик.
Главные бенефициары высоких цен на сырье
Участники рынка внимательно следят не только за стоимостью сырья, но и за акциями нефтяных компаний, которые выигрывают от высоких цен. Кауфман отмечает, что сейчас некоторые нефтяные компании действительно смотрятся привлекательно на фоне повышенных цен на нефть. «В России мы предпочитаем акции «ЛУКОЙЛа», которые могут предложить более 15% дивидендной доходности по итогам года, а в США позитивно смотрим на акции Chevron», - сказал аналитик ФГ «Финам». Более того, Кауфман рекомендует присмотреться к сланцевым компаниям Pioneer, Occidental Petroleum, Diamondback Energy.
Пигарев также считает, что наибольшую выгоду от роста цен на нефть получат американские сланцевые компании, так как они могут быстро нарастить добычу. «Наиболее интересными являются компании, которые выплачивают переменную часть дивидендов в зависимости от финансовых результатов: Devon Energy, Diamondback Energy, Pioneer Natural Resources», - уточнил аналитик.
Тем не менее, Пасечник видит, что в сегменте сланцевой добычи в США не все «радужно», поскольку эффективность скважин слабеет. «Едва ли стоит рассчитывать на заметный прогресс капитализации эмитентов отрасли на горизонте ближайших нескольких месяцев», - отметил эксперт.
Что будет с мировыми ценами на нефть дальше, и как инвестору заработать на их росте? Стоит ли ожидать снижения цен на топливо в России в ближайшее время? На эти и другие вопросы ответили эксперты в рамках онлайн-конференции Finam.ru «Нефть и бензин - феноменальный скачок цен».
О причинах высоких цен на нефть
Менее чем за месяц стоимость «бочки» Brent выросла более чем на $10. Такой бурный рост, по оценкам специалистов, связан в том числе с тем, что Россия и Саудовская Аравия объявили о добровольном ограничении на добычу нефти до конца 2023 года на 0,3 и 1 млн б/с соответственно. Сергей Пигарев, старший аналитик Freedom Finance Global, отмечает, что этот фактор, а также сезонное увеличение спроса на нефтепродукты могут привести к дефициту нефти на 1-1,5 млн б/с в 4 квартале этого года.
«Рост спроса на нефть и нефтепродукты со стороны Китая в этом году становится определяющим фактором, влияющим на мировые цены на нефть», - заявил Даниил Болотских, аналитик «Цифра брокер». Со ссылкой на Международное энергетическое агентство (МЭА) он добавляет, что в 2023 году Китай обеспечит около 75% роста спроса или 1,6 млн б/с из общемирового роста спроса на 2,2 млн б/с.
Александр Потавин, ведущий аналитик ФГ «Финам» отмечает, что спрос на нефть в КНР в этом году уже обновил исторический рекорд, достигнув в июле 16,7 млн б/с. «Во многом повышение потребления нефти там стало результатом расширения активности нефтехимических производств, где Китай вытесняет международных поставщиков сырья и полимеров», - ответил эксперт на вопрос касательно влияния Китая на мировые цены на нефть.
До каких уровней продолжит дорожать нефть?
МЭА накануне выступило с жестким заявлением касательно поставок сырой нефти на 4 квартал 2023 года. Так, агентство ожидает существенного дефицита нефти на мировом рынке в октябре-декабре этого года из-за добровольного ограничения по добыче Россией и Саудовской Аравией. На этом фоне, по оценкам МЭА, нефть стала резко дорожать.
Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности, считает, что к концу года уровень в $100 за баррель может быть протестирован. «Быстро затормозить рост котировок объективно нечем - предложение ограничено, новые интервенции из стратегического резерва США едва ли возможны, а уровень глобальной урбанизации и «демография» стран АТР вроде как продолжат разгонять потребление «черного золота»», - добавил эксперт.
Независимый аналитик Леонид Хазанов обращает внимание, что цены на нефть могут достигнуть в ближайшее время отметки $100-105 за баррель, если Саудовская Аравия действительно сократит добычу на 1 млн б/с. «Однако нельзя сбрасывать со счетов, что после быстрого взлета нефть подешевеет до $80-84 за баррель ближе к декабрю 2023 года вследствие экономических трудностей в Европе и США, не считая пробуксовки Китая», - подметил Хазанов.
Александр Потавин, полагает, что в 4 квартале 2023 года котировки Brent будут торговаться в диапазоне $87-97 за баррель. «Возможны краткосрочные ценовые всплески, если осенью будут сбои поставок с учетом сезона ураганов в районе Мексиканского залива», - уточнил эксперт.
Среди факторов, которые могут сдержать рост цен на сырую нефть, Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию Фонда «Институт энергетики и финансов» отмечает возможное замедление роста спроса, прежде всего в Китае. Помимо этого, по мнению эксперта, дополнительный рост добычи в США, снижение «дисциплины» исполнения решений ОПЕК+, а также возможное дополнительное «раскупоривание» стратегических запасов нефти в США могут спровоцировать нисходящую тенденцию.
О ситуации с ценами на АЗС в России
Высокие цены на бензин и дизельное топливо в России аналитики связывают с тем, что мировой рост стоимости на сырье привел к тому, что российским нефтяникам стало выгоднее продавать свою продукцию за рубеж. В связи с этим власти принимают решение о повышении цен на АЗС для дополнительной стимуляции продаж внутри страны. «За пять последних лет цена бензина марки АИ-95 увеличилась на 21%, в том числе за последний год прибавила 7,2%», - обратил внимание Владимир Литвинов, квалифицированный инвестор, создатель сообщества «ИнвестТема».
Сергей Кауфман, аналитик ФГ «Финам», заявляет, что локально основной проблемой являются крайне пассивные действия правительства страны. «РФ производит значительно больше бензина и дизеля, чем потребляет, на фоне чего решить проблему достаточно просто - можно искусственно создать профицит на внутреннем рынке путём ограничения экспорта. Учитывая, что сейчас правительство активно взялось за проблему, ожидаем, что дальнейший рост цен на бензин уже будет ограниченным», - прокомментировал Кауфман.
Болотских считает, что сейчас государство обеспокоено проблемами с поставками топлива аграриям в некоторых регионах, поскольку в случае его отсутствия это чревато проблемами осеннего сева и еще большим ускорением инфляции. «Пока Минэнерго взяло 2 недели на решение проблемы. Если удастся удовлетворить спрос аграриев, то можно ожидать действий в сторону оставшегося внутреннего рынка», - добавил эксперт.
На вопрос о смене тренда в сторону снижения цен на бензин и дизель Кауфман и Литвинов сошлись во мнении, что в ближайшее время этого ждать не стоит. «Проинфляционные процессы сейчас волнуют ЦБ больше, чем тот же курс рубля, поэтому я не ожидаю снижения инфляции, и как следствие, цен на бензин на АЗС», - заключил Литвинов.
Потавин, в свою очередь, поддержал спикеров в этом вопросе, добавив, что розничные цены на топливо в России устанавливаются не по рыночным принципам, а регулируются государством вручную с помощью демпфирующего механизма. «У этого механизма есть особенность - если стоимость нефти на бирже падает, разницу в бюджет по демпферу должны перечислять нефтяники. Поскольку беднеть нефтяники не хотят, они перекладывают свои издержки на потребителя топлива», - дополнил аналитик.
Главные бенефициары высоких цен на сырье
Участники рынка внимательно следят не только за стоимостью сырья, но и за акциями нефтяных компаний, которые выигрывают от высоких цен. Кауфман отмечает, что сейчас некоторые нефтяные компании действительно смотрятся привлекательно на фоне повышенных цен на нефть. «В России мы предпочитаем акции «ЛУКОЙЛа», которые могут предложить более 15% дивидендной доходности по итогам года, а в США позитивно смотрим на акции Chevron», - сказал аналитик ФГ «Финам». Более того, Кауфман рекомендует присмотреться к сланцевым компаниям Pioneer, Occidental Petroleum, Diamondback Energy.
Пигарев также считает, что наибольшую выгоду от роста цен на нефть получат американские сланцевые компании, так как они могут быстро нарастить добычу. «Наиболее интересными являются компании, которые выплачивают переменную часть дивидендов в зависимости от финансовых результатов: Devon Energy, Diamondback Energy, Pioneer Natural Resources», - уточнил аналитик.
Тем не менее, Пасечник видит, что в сегменте сланцевой добычи в США не все «радужно», поскольку эффективность скважин слабеет. «Едва ли стоит рассчитывать на заметный прогресс капитализации эмитентов отрасли на горизонте ближайших нескольких месяцев», - отметил эксперт.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба