Взятки, шантаж и интуиция » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Взятки, шантаж и интуиция

25 сентября 2023 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина

Чарльз Йеркс - один из самых успешных трейдеров и противоречивых бизнесменов в истории. Для достижения своих целей он не гнушался ни подкупом, ни шантажом. Потеряв состояние, довольно быстро смог его восстановить, стоял у истоков развития системы общественного транспорта в Чикаго, вел роскошную жизнь и имел немало недругов. Именно Йеркс стал прототипом богатого дельца Фрэнка Каупервуда - главного героя «Трилогии желания» классика американской литературы Теодора Драйзера.

Finam.ru рассказывает, как Чарлз Йеркс заработал миллионы и прославился в финансовом мире.

Первые шаги на бирже и крах
Чарлз Йеркс родился в 1837 году в Филадельфии, США. Его мать умерла, когда ребенку было 6 лет, а отец возглавлял местный банк. С юности будущий миллионер делал шаги в финансовом мире. Его формальное образование ограничилось средней школой, после того как в 17 лет Йеркс получил работу в комиссионной компании, специализирующейся на продаже зерновых.

В 1859 году в 22 года Йеркс уже открыл собственную брокерскую компанию и начал работать на Филадельфийской фондовой бирже. В то время он обнаружил, что обладает особым гением, инстинктивным пониманием, как разбогатеть, используя городские ресурсы. Помогали трейдеру в этом не только успешные сделки, но и связи отца в политических кругах. Скоро Йеркс приобрел известность, и к 1871 году был близок к тому, чтобы получить финансовый контроль над всем городом. В то время Йеркс специализировался на долговых бумагах и государственных облигациях, он также занимался торговлей с использованием общественных средств, которые доверял ему казначей Филадельфии. Однако Великий Чикагский пожар 1871 года привел к биржевому обвалу, Йеркс не смог погасить свой ежемесячный платеж на счет города Филадельфии, разорился и попал в тюрьму за техническую растрату $400 тыс. городских денег. Находясь в тюрьме, Йеркс уверенно заявил репортеру, что сохранил умственные способности и сможет восстановить свое состояние и положение в финансовом мире. В итоге его помиловали, и неудачливый трейдер оказался на свободе через семь месяцев из тридцати трех, к которым был приговорен. Однако деловая репутация Йеркса была подпорчена, а политическая и финансовая элита города быстро списала его со счетов.

Создание системы общественного транспорта в Чикаго
Выйдя из тюрьмы, Йеркс активно восстанавливал утраченное богатство. Он извлек уроки из произошедшего, и когда в 1873 году на рынке случилась паника, а тысячи предприятий вокруг него обанкротились, вновь заработал состояние. В 1875 году он заинтересовался Континентальной пассажирской железнодорожной компанией, и ее акции выросли с $15 до $100 за бумагу. В 1881 году Йеркс переехал в Чикаго. В то время это был стремительно растущий город, куда съезжались охотники за деньгами. За десять лет, которые Йеркс там прожил, количество фабрик в Чикаго утроилось, а объем вложенного в них капитала увеличился более чем на 300%. Йеркс решил, что такому быстро развивающемуся городу нужна более продвинутая транспортная система.

Он дал взятку местному чиновнику в четверть миллиона долларов, чтобы получить право строить трамвайные линии. В 1886 году Йеркс получил опцион на компанию North Chicago City Railway Company и привлек в качестве основного капитала $6 млн для строительства новой железнодорожной компании. Затем городская железная дорога Северного Чикаго сдала в аренду всю свою собственность компании North Chicago Street Railroad сроком на 999 лет. Таким образом, синдикат Йеркса приобрел трамвайную железную дорогу, которая приносила около $250 тыс. в год в виде дивидендов при примерно $1,2 млн дохода, не вложив при этом больше ни копейки денег. В течение следующих 15 лет Йеркс использовал акции одной дорожной линии в качестве залога для приобретения следующей, создавая клубок компаний, которые строили и управляли различными частями его транспортной системы. Он внес заметные улучшение в транспортную систему: заменил конки на канатную тягу, соединил город и пригороды дополнительными 500 милями линий, установил электричество на 240 миль своей системы, а также построил северные эстакады и кольцевую дорогу Юнион, которая окружает центр Чикаго.

Проницательный и безжалостный бизнесмен, Йеркс использовал все имеющиеся в его распоряжении средства, чтобы отогнать конкурентов и сохранить монополию в транспортной системе города. Как и многие другие бизнесмены того периода, он регулярно прибегал к взяточничеству, чтобы получить привилегии от городского совета. Когда взятки не помогали, Йеркс нанимал «профессиональных любовниц», чтобы те соблазняли законодателей, а у него появлялся компромат для шантажа.

Самый большой телескоп и Лондонское метро
В то же время Йеркс получил репутацию «барона-разбойника» за свой жесткий и циничный подход к бизнесу и роскошный образ жизни. Он жил в огромном особняке за $1,5 млн с мраморной лестницей, зимним садом, порхающими птицами и огромной коллекцией произведений искусства, а также построил большой дом для любовницы в нескольких кварталах от своего особняка. Неприязнь и недоверие между Йерксом и мэром Чикаго Картером Харрисоном росли. В 1892 году транспортный магнат попал в сложную ситуацию. Банк неожиданно потребовал от него погасить кредит на $1 млн. Йеркс заплатил, но конкуренты уже почуяли запах крови, банки перестали выдавать ему кредиты. Тогда Йеркс обратился к Уильяму Рейни Харперу, первому президенту Чикагского университета, и предложил ему миллион долларов на строительство обсерватории с условием, что подождать денег придется несколько месяцев, а Харпер расскажет газетам о столь щедром подарке Йеркса. Объявление в СМИ было сделано, и бизнесмену вновь начали выдавать кредиты. А Чикагский университет на деньги Йеркса построил обсерваторию и самый большой в мире телескоп высотой в шесть этажей.

Однако на пути Йеркса снова возникла непреодолимая преграда. Расширение границ его транспортной системы требовало франшиз на использование государственной земли, и Йеркс традиционно полагался на взятки, чтобы контролировать как муниципальных, так и государственных политиков. Когда законодательный орган продлил его право на землю на столетие, не требуя никакой оплаты, общественность была возмущена. На выборах 1899 года законодатели, давшие Йерксу такое право, потерпели поражение, и разрешение было отменено.

Дальнейшее развитие бизнеса застопорилось, поэтому в 1901 году Йеркс продал свои транспортные компании в Чикаго, и с $15 млн отправился в Лондон, планируя перевести метро британской столицы с пара на электричество. Однако проект не был завершен при его жизни. В 1905 году Йеркс умер. Магнату было 68 лет, его состояние на момент смерти оценивалось в $4 млн. На пике богатства, по разным оценкам, Йеркс владел огромными деньгами - от $22 до $30 млн.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter