25 сентября 2023 ИХ "Финам" Братерский Александр
По уровню экономической свободы Россия недалеко ушла от брежневского СССР, где никаких экономических, впрочем, и политических свобод не было. Правда, изрядно просела по сравнению с 1980-ми и Германия, а Гонконг, некогда лидер, уступил место более свободному в экономическом плане Сингапуру. Такие выводы содержатся в докладе «Экономическая свобода в мире», подготовленном аналитическим центром либертарианского направления Fraser Institute. Хотя данные, приведенные в докладе, за 2021 год, тенденции заставляют задуматься.
В рейтинге экономических свобод, подготовленном институтом, Россия оказалась на 104 месте, зажатой между такими государствами, как Непал и Танзания. Однако это не самое плохое место. По показателям Россия лишь немного отстоит от Турции, хотя и на значительном отдалении от дружественной Индии, занимающей 87 место. Положение России в рейтинге, как отмечает «Коммерсант», ниже на три пункта, чем у СССР в 1980 году, на излете брежневского правления.
Доклад анализирует такие параметры, как государственное регулирование, свободу торговли, размеры бюрократических институтов, правовую систему, права собственности, разумность денежно-кредитной политики. Впрочем, если говорить о России, доклад устарел - данные в нем касаются экономики России еще до времен СВО и касаются более благополучного 2021 года.
Впервые за многие годы существования рейтинга на первом месте нет Гонконга, одного из самых благополучных островков экономики. «Новые нормативные барьеры для входа, ограничения на привлечение иностранной рабочей силы и увеличение стоимости бизнеса привели к снижению свободы регулирования. Тем временем усилилось военное вмешательство в верховенство закона», - пишут авторы доклада, что, по их мнению, привело к «к упадку правовой системы и прав собственности».
«Недавний разворот Гонконга является примером того, насколько тесно связана экономическая свобода с гражданской и политической свободой. Целью китайского правительства было подавлять политическое и гражданское инакомыслие. Эти репрессии в сочетании с усилиями правительства по контролю над частным сектором неизбежно привели к уменьшению экономической свободы. В результате, скорее всего, пострадает процветание Гонконга», — отмечает старший научный сотрудник Fraser Institute Мэтью Митчелл.
Место Гонконга занял город-государство Сингапур, и все потому, что у него как раз отсутствуют эти негативные факторы. «Благодаря улучшению размера компонентов государственного и нормативного регулирования общий балл Сингапура вырос на 0,06 балла и занял первое место в рейтинге», - отмечают авторы доклада.
Что же касается КНР, в состав, которой входит Гонконг, то эта страна, где после прихода к власти Си Цзиньпина усилились авторитарные тенденции, оказалась на 111 месте. Стоит отметить, что объятая конфликтом Украина, находится лишь на одну строчку ниже Поднебесной. Если рассуждать логически, то это понятно. Украина в экономическом плане гораздо более свободна, чем авторитарный Китай.
При этом Бразилия, которая так же, как Россия и Китай, входит в объединение БРИКС, оказалась на 90 месте. Приличные места в рейтинге занимают Тайвань (11 место), Япония (20 место), Германия (23 место), Корея (42 место), Франция (47 место), Италия (52 место).
CША, несмотря на кризисные явления, по-прежнему на высоком месте в рейтинге. Вместе с Сингапуром, Гонконгом, Швейцарией и Новой Зеландией эта страна входит в пятерку стран с наилучшим уровнем экономических свобод. Однако в этой пятерке США на последнем месте, и для нынешних властей страны это повод задуматься.
Повод задуматься есть и у локомотива экономики ЕС Германии, которая тоже сильно просела по сравнению с собой образца 1980 года. Если в то время общий показатель экономической свободы еще не объединенной ФРГ был 7,97 пункта, то 2021 году лишь 7,73.
Fraser Institute известен как либертарианско-консервативный и поэтому уделяет в исследовании большую роль влиянию политического популизма на экономику, считая его опасным для роста. «Прошедшее десятилетие стало ярким свидетельством роста политического популизма», - пишут авторы и замечают, что «социальные и политические издержки популизма в правительстве потенциально высоки».
Исследуя рост как левого, так и правого популизма в странах Европы, авторы приходят к выводу, что «оба хуже». Правда, отмечают, что «правые популистские движения могут быть сравнительно менее вредны для экономики. Они могут даже продвигать экономическую свободу, бросая вызов клановому капитализму, хотя последняя возможность весьма сомнительна».
Дискуссия о популизме приводит авторов доклада к важной политической дискуссии, которая интересна и многим в России, где общество демонстрирует черты все более жёсткого авторитаризма. Авторы ставят самим себе вопрос: «Является ли создание неконтролируемой мажоритарной демократии лучшим методом сохранения экономическая свободы?».
Ответить на этот вопрос, как признаются авторы, они однозначно не могут, хотя констатируют, что утверждение о том, что «мягкий авторитаризм» лучше для экономики, чем либеральная демократия, ошибочно. «Эта логика сама по себе глубоко ошибочна, поскольку все автократии демонстрируют, по крайней мере, скрытую склонность к политическим репрессиям, которая имеет тенденцию увеличиваться с течением времени, что в конечном итоге также наносит ущерб экономическим свободам», - утверждается в докладе.
Однако есть здесь и бальзам на душу тем в России, кто предупреждает об опасности «разгула демократии». «Тем не менее, неконтролируемая мажоритарная демократия может нанести такой же ущерб экономике, как и многие репрессивные автократические режимы», - пишут авторы. Именно поэтому эксперты Fraser Institute считают, что лучший способ управления — это «комбинация мажоритарного правления», где демократия опирается на сильные институты, и разделение властей. Но этот вывод, наверно, может не понравиться.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба