Вряд ли на Западе довольны данными Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA), который проанализировал экспорт ископаемого топлива из России за август, и пришёл к выводу, что из нашей страны вывозят меньше ископаемого топлива, но на доходах государства это не сказалось, по сравнению с июлем они только выросли. Причина проста — нефть подорожала, а потолок цен на неё почему-то не сработал.
В прошлом году Европейский Союз, страны G7 и Австралия решили, что способны ограничивать цену на российскую нефть просто росчерком пера на бумагах, которые эти страны готовы вывалить на мир в большом количестве на регулярной основе. С барского плеча на неё поставили максимальный ценник в 60 долларов за баррель. После такого оставалось только спокойно сидеть на диване, тыкая пальчиком в тех, кто посмеет нарушить приказ. И сразу на них бы обрушились ужасающие последствия. Прошло лето, и в CREA засомневались, что данный подход работает. Хотя поставки ископаемого топлива из России пошли по нисходящей, меньше наша страна зарабатывать не стала. Во всяком случае в августе наблюдался 3-процентный рост доходов по сравнению с июлем. Аналитики центра не долго ломали голову над этим чудом — нефть в последнее время существенно подорожала. И потолок цен, направленный на снижение прибыли России от экспорта ископаемого топлива не сработал. Наибольший рост стоимости экспорта принесли России перевозки нефти в танкерах (28 млн евро в сутки — +16% по сравнению с июлем), трубопроводная нефть выросла на 10% до 11 млн евро в сутки. Зато на 23% снизился экспорт угля.
После принятия price cap нефть ESPO продавалась с дисконтом на максимуме, доходившем до 15 долларов за баррель относительно Brent. Потолок цен ограничивал цену нашей нефти 60 долларами за баррель. В сентябре ESPO торгуется выше 95 долларов за баррель, а Brent — около 94,5 доллара за баррель.
Подсчитано, что в августе объём экспорта российской нефти стал самым низким в этом году. Связывают это с обязательствами России по сокращению продажи топлива за рубеж, а также с необходимостью ремонтировать НПЗ, что сократило экспорт нефтепродуктов. А сохраняющаяся напряжённость в Черноморском регионе продолжает влиять на ограничение потока сырой нефти и делает дороже страховку за перевозки. Хотя даже это не в силах
остановить продажи морем.
Третий месяц подряд доходы России от морского экспорта нефти продолжают расти.
Экспорт нефти из России увеличился до 434 млн евро в сутки в августе 2023 года (+7% от июля, +11% от июня).
Выручка от экспорта сырой нефти в августе выросла на +16% по сравнению с июнем до 28 млн евро в сутки.
Продажи газойля и дизельного топлива выросли на 5 млн евро в сутки (+5% по сравнению с июлем).
Стоимость российского экспорта бензина, керосина и нефтепродуктов нафты в августе выросла на +7% до 3 млн евро в сутки.
Выручка от экспорта мазута и шлама в августе по сравнению с июлем увеличилась на +8%, что эквивалентно 4 млн евро в сутки
Крупнейшими покупателями сырой нефти из России остаётся Китай, на котором завязаны 47% наших поставок за рубеж. Индия нарастила импорт до 32%. Как бы Европа не отбрыкивалась от российских энергоресурсов, она всё ещё в тройке крупнейших покупателей, хотя этот объём и сократился до 8%. Импорт сырой нефти из ЕС с 5 декабря 2022 года поступал по морю в Болгарию и по трубопроводу в Чехию, Словакию и Венгрию. Болгария получила освобождение от запрета на импорт российской нефти, и трубопроводная нефть в ЕС также не подпадает под санкции. На их фоне бросается в глаза упоротость Германии, которая из списка крупных импортёров российской нефти исчезла, зато с начала года в 12 раз увеличила закуп сырья в Индии. Возможно, некоторых представителей немецкой промышленности удалось заставить поверить, что в самой населённой стране мира вместе с рисом теперь выращивают и нефтяные скважины, но не только же Анналена Бербок там стоит у руля, чтобы такая ахинея проходила на регулярной основе.
Основным рынком для российской нефти, переправляемой морем стала Индия — 33% от всего экспорта, за ней Китай с 21% и Турция с 12%. И танкеры начинают играть всё большую роль в этом экспорте. В августе общий импорт сырой нефти в Китай вырос на 12%. Наиболее значительный рост импорта сырой нефти пришелся на Бразилию (+31%), Анголу (+27%), Ирак (+21%) и Саудовскую Аравию (+16%), а 28% прироста импорта пришлось на неизвестные пункты назначения. Вот вроде и хочется наказать штрафом да новыми санкциями, а куда их высылать непонятно. Согласно анализу отчетов о перевозках и страховании, в августе почти три четверти всех морских перевозок российской нефти осуществлялись без западной страховки, которая является рычагом для соблюдения установленной предельной цены на нефть в размере 60 долларов за баррель. По данным Kpler, весной 2023 года этот показатель составлял 50 процентов.
Учитывая то, что потолок цен не сработал, резонно спросить, что Запад придумает теперь. В Центре исследований в области энергетики и чистого воздуха считают, что «учреждения, осуществляющие надзор за осуществлением санкций, должны проводить бдительные расследования в отношении таких организаций, как страховщики, которые зарегистрированы в странах, проводящих политику ограничения цен и содействующих транспортировке российской нефти». А тех, кто помогают обходить потолок цен на нефть, нужно нещадно штрафовать. «Без более тщательного мониторинга и обеспечения соблюдения политики ограничения цен на нефть для предотвращения нарушений санкций цены на российскую нефть и экспортные доходы Путина, используемые для финансирования войны, будут расти», — завершает свой доклад CREA.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба