Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Автокредиты бьют рекорды » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Автокредиты бьют рекорды

27 сентября 2023 finversia.ru Лейбов Владислав
Подъем процентных ставок прервал рекордный рост выдач автокредитов. Правительство задумалось о расширении участников льготной программы кредитования.

Выдачи автокредитов в первом полугодии 2023 года побили многолетние рекорды – рост объема портфеля автокредитов за полгода составил 18,2%! А в июле рынок автокредитования установил абсолютный рекорд – было выдано 114 тысяч автокредитов на общую сумму 165 млрд. рублей, а объем сводного банковского портфеля автокредитов возрос на 70 млрд. рублей. Средняя сумма кредита составила 1,5 млн. рублей.

Особенно выделяются эти результаты на фоне показателей прошлого года, когда автокредитование многими банками было фактически приостановлено из-за высокой неопределенности на валютном рынке и проблем с поставками автомобилей в Россию. Напомню, что производство легковых автомобилей стало одной из наиболее пострадавших отраслей промышленности от введения в 2022 году международных санкций и добровольного ухода части иностранных компаний из нашей страны.

Во многом рост автокредитования в 2023 году, конечно, был связан с реализацией отложенного спроса. Да и выбор автомобилей постепенно расширялся за счет выхода на рынок продукции китайских производителей. Свою роль сыграло и ослабление рубля. Автолюбители вполне справедливо предположили, что со снижением курса рубля цены на большинство машин пойдут вверх. Немалую роль сыграли и сравнительно низкие процентные ставки по кредитам минувшим летом. Например, полная стоимость автокредитов в июне по данным Центробанка составила всего 15% годовых.

Но эта картина начала меняться после того, как Центробанк в конце июля перешел к циклу подъема ключевой ставки. С тех пор ключевая ставка возросла почти вдвое – с 7,5% до 13% годовых. Вполне возможно, что Центробанк в наиболее худшем сценарии может поднять ставку еще на 1%-1,5% п.п. По крайней мере, глава Центробанка Эльвира Набиуллина уже предупредила, что в этот раз регулятор не будет быстро переходить к снижению ставки как это было в 2014 и 2022 годах, а будет удерживать ключевую ставку на высоких уровнях достаточно продолжительное время.

Одним из следствий решения о поднятии ключевой ставки стало некоторое сокращение объема выдач автокредитов в августе в сравнении с июлем – с 70 до 62 млрд. рублей. Тем не менее, с начала года по 1 сентября портфель автокредитов вырос на рекордные 23% и достиг 1,5 трлн. рублей. В сентябре объемы выдач кредитов, скорее всего, продолжат медленно снижаться, так как в августе значительная часть кредитов выдавалась еще по ранее согласованным банками условиям. Банки чтобы не отпугнуть клиентов вряд ли станут резко поднимать ставки по автокредитам. Скорее всего, процесс подъема ставок и стабилизации их на новом уровне займет несколько месяцев.

Нужно помнить, что повышение ключевой ставки влияет не только на ставки по автокредитам для частных лиц. Растут и процентные ставки по корпоративным кредитам автодилеров, у некоторых из которых банковские кредиты составляют до 50%-70% активов. Растут и ставки, по которым кредитуются отечественные автопроизводители. Все это приведет к дальнейшему росту цен на автомобильном рынке.

По оценкам банкиров, бОльшая часть автокредитов сейчас идет на покупку подержанных автомашин. На них приходится от 30% до 80% выдач кредитов в крупных банках. Выход китайских автопроизводителей на российский рынок пока не смог переломить эту тенденцию. Доля параллельного импорта в кредитных продажах банков невелика – около 6%, да и наценка посредников очень существенна. В этих условиях, а также из-за отставания темпов роста уровня доходов многих россиян от темпов роста цен на новые автомобили популярность кредитов на подержанные автомашины вряд ли снизится до конца 2023 года. Популярность подержанных автомашин будет держаться, даже несмотря на то, что ставки по таким кредитам обычно выше, чем по кредитам на новые автомобили. Это и понятно – риски кредитования банков в этом случае выше, а ликвидность автомашины в залоге нередко ниже.

Уже много лет автокредитование является одним из основных драйверов продаж автомашин. А для банков выдача автокредитов – это еще и важнейший сегмент розничного рынка, по перспективам развития уступающий только ипотеке. Автокредит обеспечен залогом автомашины и обычно – страховкой. Возможность найти и продать заложенный автомобиль для банка существенно снижает риски потери средств в случае возникновения серьезных финансовых проблем у заемщика. Впрочем, даже в случае полной и долговременной потери источника дохода заемщик может вернуть банку кредит, так как при заключении договора с сервисом такси купленный в кредит автомобиль сам становится средством производства. Такие случаи уже бывали весной прошлого года, когда некоторые предприятия неожиданно и массово сокращали сотрудников.

Думаю, рост процентных ставок по автокредитам закончится уже скоро. Но вот рост цен на автомашины приостановится только в случае хотя бы среднесрочной стабилизации курса рубля. Банки будут вынуждены увеличивать сроки автокредитов, чтобы ежемесячные платежи по-прежнему оставались посильными для заемщиков. В таких условиях новых рекордов в объемах автокредитования ожидать вряд ли стоит.

В последние годы на рынке были популярны льготные автокредиты, ставки по которым дотировались ведущими производителями автомашин. Для выдач таких кредитов крупнейшие автоконцерны даже открывали в России свои дочерние банки. Но за минувший год многие европейские и азиатские автопроизводители ушли с российского рынка. Их банки прекратили выдачу льготных автокредитов или вообще сменили хозяев.

Например, концерн «АвтоВАЗ» выкупил минувшим летом РН Банк у концерна Renault-Nissan. На основе купленного банка «АвтоВАЗ» сейчас создает Авто Финанс Банк. Новый банк будет не только выдавать розничные автокредиты, но по планам владельца будет кредитовать и предприятия-партнеры завода. Китайские же производители автомашин зачастую не открывают в России свои дочерние банки, а выдают льготные кредиты через крупные российские банки-партнеры. Для покупателей новых автомашин китайского производства эти льготные программы могут значительно сократить выплаты банку по кредиту.

Поддержать продажи и сделать автокредиты более доступными для россиян могла бы программа льготного автокредитования с господдержкой. Такая программа работает с 30 марта 2023 года. Пока в ней могут участвовать только медработники, работники сферы образования, а также военнослужащие, принимающие участие в военных действиях и члены их семей. Но недавно глава правительства Михаил Мишустин дал указание до 1 октября проработать изменение программы льготного автокредитования с целью расширить круг заемщиков, которые могут ею воспользоваться. Пожалуй, пока это одна из немногих хороших новостей для тех россиян, кто планировал, но еще не успел купить автомашину в кредит.

http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу