Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Закрытие DVD бизнеса Netflix – конец эпохи не только для дисков » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Закрытие DVD бизнеса Netflix – конец эпохи не только для дисков

2 октября 2023 ИХ "Финам" | Netflix
В апреле текущего года, спустя чуть более 25 лет после того, как Netflix выпустил свой первый DVD, содиректор компании Тед Сарандос объявил о том, что в конце сентября компания навсегда закроет свой бизнес по рассылке дисков. Некогда культовые красные конверты компании уже не являются ярким воспоминанием для зумеров, и хотя прокат этих дисков по-прежнему приносил прибыль, в 2022 году выручка подразделения упала на 50%. Сарандос, который много лет назад признался, что «никогда не тратил ни минуты, пытаясь спасти DVD-бизнес», был только рад принять жесткое решение. Тем не менее, в США все еще осталась небольшая группа стойких людей, которые до сих пор проверяют свои почтовые ящики в надежде найти последние посылки.

Подавляющее большинство подписчиков Netflix даже не заметят изменений, но только не Райан Годфри. Годфри выходит на крыльцо, неся 6-дюймовую стопку тонких красных конвертов, в которых было порядка 900 дисков, которые он взял напрокат у Netflix с тех пор, как получил подписку в 2000 году. Тогда, вспоминает он, прокат DVD на Netflix «звучал как отличный способ пополнить местный видеомагазин». Горячие новинки-блокбастеры могли перестать сниматься, а самый богатый специализированный видеомагазин мог оказаться в «мертвой зоне», тогда как у Netflix, казалось, можно было найти все, поскольку коллекция компании на пике своего развития насчитывала более 100 000 различных наименований.

У Netflix даже была очередь на просмотр фильмов, находка для методично мыслящих киноманов, желающих проложить себе путь через духовные исследования Робера Брессона или же каталог боевых искусств братьев Шоу. «У них были материалы, которых не получали даже крупные сети», - вспоминает Стив Карлсон, который также присоединился к сервису компании в 2000 году. По его словам, в то время у Netflix были все замечательные релизы от таких студий, как Anchor Bay, Image Entertainment и Synapse, и если вы хотели посмотреть эти фильмы, не покупая их все, вы пользовались сервисом Netflix.

Очередь на просмотр, вспоминает Годфри, «была революционной в то время»: это был гибкий и интуитивно понятный способ организации просмотра фильмов в краткосрочной и долгосрочной перспективе. (Это не помогло избежать споров в семье о том, кто должен был выбирать фильм в прошлый раз, но, по крайней мере, теперь появилась возможность смотреть их дома, а не в магазине.) Но сама идея, лежащая в основе этого, теперь кажется архаичной, и не только потому, что Netflix постепенно отказался от этого термина в 2013 году. Переход от очереди к «Моему списку» («My list») в то время казался незначительной корректировкой, однако он предвещал более глубокий сдвиг от дороговизны аренды дисков по почте к неоднородной мгновенности эпохи потокового вещания видео.

В первые годы нового тысячелетия интернет-теоретики и технологические стартапы были зациклены на идее «длинный хвост» (термин, который приобрел популярность как описание стратегии розничной торговли, заключающейся в продаже большого количества различных товаров, каждый из которых продается в относительно небольших объемах, обычно в дополнение к продаже огромных объемов небольшого числа популярных товаров – ред. Finam.ru). Данная идея стала популярной после статьи, опубликованной в Wired в 2004 году, и последующей книги о том, что производство по требованию и цифровое распространение информации разрушат принцип монополистического капитализма «победитель получает все». Предприятия начнут получать прибыль, создавая практически бесконечное разнообразие продуктов доступных для любой аудитории, даже самой маленькой. Вы можете продать одну книгу миллиону людей, но вы также можете продать им миллион разных книг. Однако проблема заключалась в том, что данная теория оказалась, по крайней мере в некоторых случаях, практически совершенно неверной. Столкнувшись с огромным выбором в Интернете, люди склоняются к чему-то привычному или же стекаются к последним тенденциям TikTok. В исследовании 2018 года эксперты обнаружили, что увеличение числа доступных фильмов всего на 1000 наименований уменьшило долю рынка, занимаемую 1 процентом DVD-дисков с наименьшим доходом - теми, которым эффект «длинного хвоста» должен принести наибольшую выгоду, - более чем на 20%. Получив доступ к еще большему количеству вариантов, люди просто сдались. «Когда вместо 20 000 DVD-дисков вы можете выбирать из 50 000, или 100 000, или 1 миллиона», - объяснил соавтор исследования, профессор Уортона Сергей Нетессин, — «происходит то, что спрос на все фильмы падает».

До того, как Netflix начал производить собственный контент, предложения компании в потоком сервисе представляли собой беспорядочную смесь «мусора» и «сокровищ». Но по мере того, как клиенты компании переходили с дисков на потоковое вещание (к 2012 году Netflix уже смотрело примерно в два раза больше людей через Интернет, чем через DVD-плееры), становилось все больше понятно поведение пользователей. Все больше приходило понимание того, что людям на практике интересно посмотреть только несколько из предложенных вариантов, при этом они не особенно разборчивы в том, что содержит эта горстка, хотя предполагалось, что им нравится идея иметь доступ к десяткам из тысяч вариантов на расстоянии одного клика. Фильмы, входящие в еженедельный Топ-10 Netflix, представляют собой такой набор последних хитов и справедливо забытых блокбастеров, что порой кажется, что это результат секретного поведенческого эксперимента, призванного проверить, сколько людей можно одновременно убедить в том, что они в настроении смотреть «Мы - Миллеры».

Netflix не сообщает, сколько фильмов одновременно находится на его сервисе, но, согласно оценкам, их количество составляет менее 4000, что эквивалентно менее 5% от того огромного количества фильмов, которые он когда-то предоставлял. В то время как служба доставки дисков по почте Netflix гарантировала, что вы можете посмотреть все, что захотите, потоковое воплощение лишь обещает, что вы ВСЕГДА сможете что-то посмотреть. В эпоху DVD очередь Netflix не только показывала вам, что было доступно, но и чего нет — если диск был утерян или поврежден, заголовок становился серым и опускался в конец страницы. Теперь же если заголовок из вашего списка исчезает с сайта, как это происходит с десятками фильмов каждый месяц, то он исчезает навсегда: как из Netflix, так и из памяти. «Я редко просматриваю свой список, но когда я это делаю, меня слегка раздражает то, что он полон вещей, которые я уже смотрел, как будто одного просмотра «Армии мертвецов» было недостаточно», - пишет автор статьи Сэм Адамс.

Когда в 2020 году голливудские конгломераты запустили собственные потоковые сервисы, они последовали первоначальной модели Netflix: одна низкая цена за гору контента. Менее чем за $10 в месяц вы могли получить доступ ко всем фильмам, когда-либо созданным Disney, а также ко всем специальным выпускам Marvel и NatGeo. Оплатите в два раза больше, и HBO Max от Worner Bros. представит огромную сокровищницу истории Голливуда, от Бэтмена до Касабланки, не говоря уже об «Игре престолов» и «Друзьях». Однако они следовали за стратегией Netflix в ускоренном темпе, и уже через два с половиной года после запуска HBO Max сервис начал массово сокращать количество сериалов, а шесть месяцев спустя Disney+ и Hulu последовали его примеру. «Вся эта идея хранения контента на Max, на потоковой платформе, в ретроспективе непостижима», - заметил финансовый директор материнской компании HBO, Warner Bros. Discovery. «Небольшой процент фильмов действительно привлекает подавляющее большинство зрителей». Любой другой, выходящий за пределы этого небольшого процента, рискует быть удаленным. И если раньше какой-либо фильм или телешоу, вышедшие из эфира, могли появиться у вас на диске, то теперь даже люди, создающие контент, не всегда владеют их копиями.

Из-за беспрепятственного потокового вещания может показаться, что у вас никогда не закончится все, что можно посмотреть, но это не значит, что вы можете смотреть все, что захотите. Когда в прошлом месяце умер режиссер Уильям Фридкин, многие были неприятно удивлены, обнаружив, что его культовый фаворит «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» стал недоступен в сервисах потокового вещания, даже для аренды или покупки. Фильм остался доступен на Blu-ray, но хотя у Netflix когда-то была копия в библиотеке дисков, в августе ее не оказалось.

Изначально предполагалось, что цифровая эра оставит ответ на вопрос «сколько вы хотите смотреть?», что будет зависеть от вашего усмотрения, а не на превратности лицензионных соглашений. Это как раз одна из причин, по которой Райан Годфри сохранил DVD-сервис Netflix, несмотря на то, что его важность сократилась. «Сейчас у нас взрывной рост количества доступных фильмов, и это не так важно», - говорит он. «Большинство вещей вы можете найти в Интернете, если подписались на достаточное количество услуг и/или готовы арендовать их. Но это еще не все». В свои последние месяцы работы с DVD-дисками Netflix Годфри уделял особое внимание фильмам, которые были недоступны в Интернете, таким как «Взгляд Улисса» греческого режиссера Тео Ангелопулоса с Харви Кейтелем в главной роли и «Зачем менять жену?» 1920 года с Глорией Суонсон в главной роли. Технически говоря, последний фильм доступен на YouTube, но в таком качестве, которое меркнет по сравнению с версией на DVD 2005 года. Физический каталог Netflix, возможно, резко сократился, но у компании до сих пор есть «все эти DVD 20-летней давности, которые, по определению «длинного хвоста, кому-то понадобятся», - говорит Годфри. «И это правда, потому что они мне нужны».

В эпоху потокового вещания резко возросло количество фильмов, которые легко доступны среднестатистическому зрителю. «Если бы вы сказали мне, подростку, что вместо того, чтобы стоять в очереди в пригородном магазине, чтобы проверить, появился ли «Синий бархат» в наличии, я мог бы когда-нибудь часами просматривать канал Criterion Channel, моя голова взорвалась бы на месте. И, несмотря на то, что шедевр Дэвида Линча о болезни маленького городка теперь можно найти в iTunes всего за $3,99, у меня такое ощущение, что для большинства людей это слишком длинный мост. При этом, даже несмотря на то, что цены на потоковые подписки постоянно растут, стоимость проката фильма по сути такая же, как и в 1990-е годы», - заявляет автор статьи. При таком большом выборе фильмов, за которые люди уже платят, зачем искать что-то еще? Наверняка они когда-нибудь появятся на Netflix, Hulu, Prime, Max или Disney+, при этом под рукой их уже столько, сколько один человек смог бы посмотреть лишь за несколько жизней.

Странным и неожиданным образом мы прошли полный круг. Поход в видеомагазин в пятницу вечером мог стать путешествием открытий, но если вы не думали позвонить заранее, чаще всего приходилось довольствоваться тем, что оказывалось под рукой, используя ограниченный выбор. Стриминговые сервисы теперь предлагают аналогичный опыт. В 1998 году в среднем видеомагазине было от 1500 до 2500 наименований, тогда как в сервисе Max сейчас насчитывается чуть более 2200. Некоторые могут соответствовать вашему списку желаний, другие же кажутся смутно знакомыми, а некоторые и вовсе выглядят достаточно многообещающе. А если вам по душе какой-то конкретный фильм, вы всегда можете взять его напрокат или просто спросить Райана Годфри.

При этом, как пишет издание Morning Brew, DVD бизнес Netflix больше не является дойной коровой, как раньше, и компания хочет сократить расходы там, где это возможно, в условиях дорогостоящих стриминговых войн. И все же Netflix не был бы тем, чем он является сегодня, без помощи DVD. Компания, которая сейчас влияет на решения Голливуда, была построена на этих блестящих серебряных дисках.

Теперь же это просто услуга, о которой мы знали. Несмотря на то, что закрытие бизнеса DVD было неизбежным, около миллиона клиентов были огорчены его закрытием. И для этих лояльных пользователей Netflix предложил прощальный подарок: они могут оставить себе свои последние диски.

http://www.finam.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу