Ограничения не бьют по доходам России, но повышают экологические риски
Мне не доставляет удовольствия это говорить, но пришло время отменить ограничение цен на российскую нефть.
Правда в том, что оно не работает, и, что еще хуже, поступает все больше российской нефти на ржавые старые танкеры, которые участвуют в рискованных операциях, таких как перевалка с корабля на судно, это повышает вероятность экологической катастрофы.
Еще в декабре страны «Большой семерки» и ряд других ввели ограничение цены на российскую нефть на уровне 60 долларов за баррель. Покупатели по-прежнему могут платить больше, но тогда они лишаются доступа к ключевым услугам, предоставляемым фирмами стран-подписантов. К ним относятся лучшая страховка от рисков, таких как столкновения и разливы, а также базирующийся в Европе танкерный флот, включающий суда, принадлежащие Греции и Кипру. Аналогичные ограничения на нефтепродукты были введены в феврале.
Цель заключалась в том, чтобы позволить российской нефти продолжать поступать на рынок, одновременно ударив по доходам Кремля, заставив его согласиться на более низкие цены.
Эффективность ограничения зависела от потребности России в западных судах и услугах для обеспечения поставок нефти на международные рынки, а также от ее готовности продавать нефть ниже установленной цены.
Инициатива, казалось, сработала на какое-то время. Основной экспортный сорт страны Юралс торговался ниже порогового значения в течение большей части первых восьми месяцев действия ограничения.
Цены на российскую нефть растут. Цена на нефть марки Юралс ближе к 100 долларам за баррель, чем к предельной цене в 60 долларов. Источник: ООО «Аргус Медиа».
Но это было больше связано с более широкой динамикой рынка нефти, чем с механизмом ограничения. Поскольку мировые цены на нефть в последние месяцы выросли, выросла и стоимость российской нефти. Сейчас цена на нефть марки Юралс ближе к 100 долларам за баррель, чем к 60 долларам, при этом большая часть нефти перевозится на судах, владельцы которых готовы игнорировать этот лимит.
Если мы посмотрим на дисконт к Brent, а не на абсолютные цены, мы увидим совсем другую картину.
Сокращающаяся скидка. Дисконт на нефть Urals сузился примерно до четверти от самого широкого спреда. Источник: Bloomberg, Argus Media Ltd.
Скидка продолжала увеличиваться после вступления в силу ценового ограничения, но никогда не превышала уровней, достигнутых в первые месяцы после начала СВО России, и вскоре она снова начала сужаться.
Самые большие скидки приходятся на периоды, когда не хватало судов, владельцы которых были готовы перевозить российскую нефть. Но после множество новых операторов танкеров накопили флот устаревших судов, многие из которых ранее были бы проданы на металлолом, для перевозки российской нефти. Эти ржавые старые танкеры вызвали в ООН обеспокоенность по поводу возросшего риска крупного разлива нефти. Чиновники ООН также обеспокоены практикой, которую некоторые корабли переняли, отключая транспондеры, сигнализирующие об их местонахождении, и перегружая партии с одного устаревшего судна на другое.
Поскольку этот теневой флот перевозит все большую и большую долю поставок нефти из Москвы, скидка на российские грузы по сравнению с международными эталонами (основной критерий успеха ценового ограничения) сократилась.
И хотя цель механизма ценового ограничения похвальна, ему не хватает остроты.
Судовладельцам просто необходимо подтверждение грузовладельца о том, что партия была приобретена по цене ниже предельной цены. Но желания проверять не было, и нет возможности определить, правда ли то, что написано в товарных документах. Не существует реального шанса, что продавец (российская нефтяная компания) или покупатель (скорее всего, недавно созданная торговая компания, созданная вдали от контроля Минфина США) будут обнаружены, если показания под присягой являются ложными.
В результате ограничение не соблюдается. Около 40% судов, перевозящих нефть из российских портов на Балтике и Черном море, принадлежали компаниям, базирующимся в странах, подписавших ограничение. У многих из них все еще есть страховка, оформленная через Лондон.
Пересмотр ценового предела до уровня, более близкого к рыночным ценам, может привести к тому, что некоторые грузы будут продаваться ниже нового лимита, но это никак не ограничит доходы Кремля. Усовершенствование правоприменения и запрет на ржавые старые суда могли бы снизить риск разлива нефти, но, похоже, нет желания делать что-либо, что могло бы препятствовать поставкам российской нефти.
Учитывая, что нефть торгуется около 95 долларов за баррель, что примерно на 27% выше с конца июня, это неудивительно.
Морская нефть России. Среднемесячные поставки нефти из России за четыре недели по пунктам назначения. Источник: данные отслеживания судов агентства Bloomberg.
Отмена ограничения не повлияет на количество российской нефти на рынке — она будет течь так же, как это было во время конфликта в Украине. Поскольку уже имеется достаточное количество судов для перевозки всей этой нефти, маловероятно, что это повлияет на цену. Это повлияет на качество судов, используемых для перевозки нефти, и на то, кто получает за это гонорары.
Если западным грузоотправителям будет разрешено перевозить и страховать российские грузы, значительная часть торговли, вероятно, вернется на суда, которые должным образом застрахованы, находятся в хорошем состоянии и тщательно проверяются. Власти, как правило, настороженно относятся к допуску устаревших судов в свои порты: нескольким судам пришлось неделями ждать, прежде чем им будет разрешено разгрузить российские грузы в Индии и Китае.
Самые старые танкеры, которые сейчас участвуют в торговле с Россией, скорее всего, окажутся на вервях Бангладеш, Индии и Пакистана, где их разрежут на металлолом, предотвращая то, что кажется неизбежной экологической катастрофой, чем дольше они будут продолжать перевозить сырую нефть.
Еще лучше то, что с учетом того, что Россия уже заплатила миллиарды долларов за эти старые корабли, это стало бы напрасной тратой денег для нее.
Джулиан Ли — нефтяной стратег Bloomberg First Word. Ранее он был старшим аналитиком Центра исследований глобальной энергетики.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Мне не доставляет удовольствия это говорить, но пришло время отменить ограничение цен на российскую нефть.
Правда в том, что оно не работает, и, что еще хуже, поступает все больше российской нефти на ржавые старые танкеры, которые участвуют в рискованных операциях, таких как перевалка с корабля на судно, это повышает вероятность экологической катастрофы.
Еще в декабре страны «Большой семерки» и ряд других ввели ограничение цены на российскую нефть на уровне 60 долларов за баррель. Покупатели по-прежнему могут платить больше, но тогда они лишаются доступа к ключевым услугам, предоставляемым фирмами стран-подписантов. К ним относятся лучшая страховка от рисков, таких как столкновения и разливы, а также базирующийся в Европе танкерный флот, включающий суда, принадлежащие Греции и Кипру. Аналогичные ограничения на нефтепродукты были введены в феврале.
Цель заключалась в том, чтобы позволить российской нефти продолжать поступать на рынок, одновременно ударив по доходам Кремля, заставив его согласиться на более низкие цены.
Эффективность ограничения зависела от потребности России в западных судах и услугах для обеспечения поставок нефти на международные рынки, а также от ее готовности продавать нефть ниже установленной цены.
Инициатива, казалось, сработала на какое-то время. Основной экспортный сорт страны Юралс торговался ниже порогового значения в течение большей части первых восьми месяцев действия ограничения.
Цены на российскую нефть растут. Цена на нефть марки Юралс ближе к 100 долларам за баррель, чем к предельной цене в 60 долларов. Источник: ООО «Аргус Медиа».
Но это было больше связано с более широкой динамикой рынка нефти, чем с механизмом ограничения. Поскольку мировые цены на нефть в последние месяцы выросли, выросла и стоимость российской нефти. Сейчас цена на нефть марки Юралс ближе к 100 долларам за баррель, чем к 60 долларам, при этом большая часть нефти перевозится на судах, владельцы которых готовы игнорировать этот лимит.
Если мы посмотрим на дисконт к Brent, а не на абсолютные цены, мы увидим совсем другую картину.
Сокращающаяся скидка. Дисконт на нефть Urals сузился примерно до четверти от самого широкого спреда. Источник: Bloomberg, Argus Media Ltd.
Скидка продолжала увеличиваться после вступления в силу ценового ограничения, но никогда не превышала уровней, достигнутых в первые месяцы после начала СВО России, и вскоре она снова начала сужаться.
Самые большие скидки приходятся на периоды, когда не хватало судов, владельцы которых были готовы перевозить российскую нефть. Но после множество новых операторов танкеров накопили флот устаревших судов, многие из которых ранее были бы проданы на металлолом, для перевозки российской нефти. Эти ржавые старые танкеры вызвали в ООН обеспокоенность по поводу возросшего риска крупного разлива нефти. Чиновники ООН также обеспокоены практикой, которую некоторые корабли переняли, отключая транспондеры, сигнализирующие об их местонахождении, и перегружая партии с одного устаревшего судна на другое.
Поскольку этот теневой флот перевозит все большую и большую долю поставок нефти из Москвы, скидка на российские грузы по сравнению с международными эталонами (основной критерий успеха ценового ограничения) сократилась.
И хотя цель механизма ценового ограничения похвальна, ему не хватает остроты.
Судовладельцам просто необходимо подтверждение грузовладельца о том, что партия была приобретена по цене ниже предельной цены. Но желания проверять не было, и нет возможности определить, правда ли то, что написано в товарных документах. Не существует реального шанса, что продавец (российская нефтяная компания) или покупатель (скорее всего, недавно созданная торговая компания, созданная вдали от контроля Минфина США) будут обнаружены, если показания под присягой являются ложными.
В результате ограничение не соблюдается. Около 40% судов, перевозящих нефть из российских портов на Балтике и Черном море, принадлежали компаниям, базирующимся в странах, подписавших ограничение. У многих из них все еще есть страховка, оформленная через Лондон.
Пересмотр ценового предела до уровня, более близкого к рыночным ценам, может привести к тому, что некоторые грузы будут продаваться ниже нового лимита, но это никак не ограничит доходы Кремля. Усовершенствование правоприменения и запрет на ржавые старые суда могли бы снизить риск разлива нефти, но, похоже, нет желания делать что-либо, что могло бы препятствовать поставкам российской нефти.
Учитывая, что нефть торгуется около 95 долларов за баррель, что примерно на 27% выше с конца июня, это неудивительно.
Морская нефть России. Среднемесячные поставки нефти из России за четыре недели по пунктам назначения. Источник: данные отслеживания судов агентства Bloomberg.
Отмена ограничения не повлияет на количество российской нефти на рынке — она будет течь так же, как это было во время конфликта в Украине. Поскольку уже имеется достаточное количество судов для перевозки всей этой нефти, маловероятно, что это повлияет на цену. Это повлияет на качество судов, используемых для перевозки нефти, и на то, кто получает за это гонорары.
Если западным грузоотправителям будет разрешено перевозить и страховать российские грузы, значительная часть торговли, вероятно, вернется на суда, которые должным образом застрахованы, находятся в хорошем состоянии и тщательно проверяются. Власти, как правило, настороженно относятся к допуску устаревших судов в свои порты: нескольким судам пришлось неделями ждать, прежде чем им будет разрешено разгрузить российские грузы в Индии и Китае.
Самые старые танкеры, которые сейчас участвуют в торговле с Россией, скорее всего, окажутся на вервях Бангладеш, Индии и Пакистана, где их разрежут на металлолом, предотвращая то, что кажется неизбежной экологической катастрофой, чем дольше они будут продолжать перевозить сырую нефть.
Еще лучше то, что с учетом того, что Россия уже заплатила миллиарды долларов за эти старые корабли, это стало бы напрасной тратой денег для нее.
Джулиан Ли — нефтяной стратег Bloomberg First Word. Ранее он был старшим аналитиком Центра исследований глобальной энергетики.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу