Беспилотники: непростой период » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Беспилотники: непростой период

30 октября 2023 giovanni1313

”Cruise” приостанавливает на неопределенный срок поездки своих робо-такси без страхующих водителей. Решение принято после серьезнейшей аварии, в которой получил увечья пешеход, и отзыва лицензии на беспилотные поездки властями Калифорнии.

Авария случилась ночью 2 октября в Сан-Франциско. Беспилотник ”Cruise” и еще один автомобиль, находящийся на соседней полосе, ждали зеленого сигнала светофора на перекрестке. Когда зеленый свет загорелся, автомобили начали движение. В это время по перекрестку шла женщина (на красный свет).

Автомобиль, двигавшийся по соседней полосе, сбивает женщину, от удара ее отбрасывает вбок, на траекторию движения беспилотника ”Cruise”. Беспилотник экстренно тормозит, ударяет женщину, переезжает ее передней осью и останавливается. Женщина зажата под машиной между передними и задними колесами. Затем — и это самый скверный эпизод в данной тяжелой истории — беспилотник начинает маневр «прижаться к обочине». Машина протаскивает женщину около 6 метров и останавливается, уже окончательно, наехав задним колесом на ее ногу.

Беспилотники: непростой период

Место происшествия

Водитель машины, совершившей первый удар, сразу скрылся с места происшествия. Прибывшие на место аварии спасатели приподняли беспилотник и доставили женщину в больницу в критическом состоянии. Медики спасли пострадавшую. Сейчас ее жизни ничто не угрожает.

Этот трагический случай уже оказал большое влияние на восприятие беспилотных автомобилей. Как в США, так и за их пределами. Теперь мы видим конкретные шаги — и от властей, регулирующих эту сферу, и от компаний, пытающихся внедрять беспилотные технологии.

Решение об отзыве лицензии, на мой взгляд, полностью оправдано. Мы видим, что робо-такси совершило грубейшую ошибку, начав движение, когда под ним находился пострадавший человек. Эта ошибка вполне могла закончиться смертью пешехода. Это непозволительная ошибка. Это ошибка, которая говорит о неготовности алгоритмов к работе в условиях тех рисков, которые создаёт дорожное движение. Более того, она говорит о неудовлетворительном качестве разработки, о том, что ”Cruise” не уделяет должное внимание вопросам безопасности при разработке автономных технологий.


Презентация автомобиля "Cruise Origin". Увы, по-видимому, маркетологи "Cruise" гораздо лучше знают свою работу, чем ее инженеры

Теоретически, беспилотник должен был заранее просчитать траектории движения и спланировать, что соседняя машина ударит пешехода. И заранее начать экстренное торможение. Такие возможности уже реализованы некоторыми конкурентами ”Cruise” в области беспилотного транспорта.

Но случившаяся авария бросает тень на всю сферу автономных автомобилей, вне зависимости от степени технологической зрелости и тщательности проработки безопасного поведения у того или иного проекта. Изменившееся восприятие будет означать большую осторожность властей в выдаче разрешений на эксплуатацию беспилотников. Это означает более затяжные сроки развертывания этой технологии. Наивный оптимизм в отношении «миллионов робо-такси» уступает место банальному страху перед этой разработкой.

И, может, в чем-то это правильно — излишняя наивность в области дорожной безопасности вредна. Но страх является плохой атмосферой для инвестиций. А без финансовых вливаний беспилотников не будет никогда.



Возьмём виновника событий — ”Cruise”. Убытки проекта только за 3 квартал этого года составили гигантские 732 млн. долларов. Вместе с этими убытками владелец бизнеса, «Дженерал Моторс» получает только репутационные потери, которые с недавней аварией переросли все разумные рамки. Тем временем, профсоюз выкручивает корпорации руки в основном направлении деятельности, производстве автомобилей. Экономическая ситуация в США грозит ухудшиться. Не успеешь моргнуть глазом, и компания растеряет всю прибыль. Так стоит ли тащить этот беспилотный чемодан без ручки?

Уверен, что разговоры подобного толка сейчас идут на корпоративных собраниях топ-менеджмента и директоров компании. Шаг по остановке эксплуатации беспилотников мало повлияет на величину убытков — основные затраты генерирует разработка и тестирование с «запасными» водителями.

Но тучи сгустились не только над ”Cruise” — все беспилотные проекты зависимы от финансирования извне. Венчурная сфера сейчас вообще переживает нелегкие времена — эпоха лёгких денег закончилась. И ни один инвестор не захочет таких же репутационных рисков, которые коснулись ”Cruise”.

Разработку автономных автомобилей сейчас ждет непростой период. Она всё время висела на волоске — стоило случиться хоть одной трагедии, стоило сломаться хоть одному «слабому звену», и это могло перечеркнуть планы всей индустрии. И вот сейчас мы оказались в опасной близости от такой трагедии.

Будем надеяться, что индустрия усвоит этот урок. И больше таких уроков нам не нужно. Нам нужна безопасность. Пускай цена этой безопасности измеряется сотнями миллионами долларов убытка — но это стоит того, чтобы люди больше не оказывались под колесами беспилотников.

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter