Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Эпоха отшельника. Как изменились потребительские привычки? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Эпоха отшельника. Как изменились потребительские привычки?

30 октября 2023 The Economist
В некотором смысле COVID-19 оказался переломным моментом. После резкого роста в 2020 году безработица в богатых по уровню жизни странах мира быстро упала до допандемического минимума. Эти страны в короткие сроки вновь достигли уровня ВВП, существовавшего до пандемии коронавируса. Тем не менее, спустя два с лишним года после снятия ограничений, по крайней мере, одно до сих пор не меняется: потребительские привычки в богатых странах мира решительно изменились, и, возможно, навсегда. Добро пожаловать, в так называемую, эпоху отшельника.

До появления COVID-19 доля потребительских расходов, посвященных сектору услуг, неуклонно росла. По мере того как общества становились богаче, они стремились к более роскошным впечатлениям, качественному здравоохранению и финансовому планированию. Однако в 2020 году расходы на услуги, от проживания в отеле до стрижки, заметно упали. Поскольку люди стали проводить больше времени дома, резко повысился спрос на потребительские товары, а также вырос спрос на компьютерное оборудование и велотренажеры.

Даже спустя три года доля расходов на услуги остается ниже того уровня, который существовал до пандемии. При этом по сравнению с тенденцией, которая существовала до пандемии, снижение оказалось еще более стремительным. Потребители из богатых по уровню жизни стран мира тратят на услуги примерно на $600 млрд в год меньше, чем можно было ожидать в 2019 году. В частности, люди меньше интересуются досугом, который проводится вне дома, включая гостиничный бизнес и отдых. Деньги перенаправляются на товары, начиная от товаров длительного пользования, таких как стулья и холодильники, и заканчивая вещами, такими как одежда, еда и вино.

В странах, которые провели меньше времени в изоляции, привычки отшельников не укоренились, зато в остальных поведение выглядит патологическим. В Чехии, пострадавшей от COVID-19, доля услуг на три процентных пункта ниже тренда. Америка тоже недалеко ушла. В Японии между тем на 50% снизилось количество заказов на проведение в ресторанах мероприятий для развлечения клиентов и других деловых целей. Пожалейте пьяного служащего, шатающегося по увеселительным районам Токио: он - вымирающий вид.

На первый взгляд, цифры трудно сопоставить с реальностью. Разве не стало труднее, чем когда-либо, найти столик в ресторане? Тем не менее, истинным источником скученности является не заоблачный спрос, а ограниченное предложение. В наши дни меньше людей хотят работать в сфере обслуживания - в Америке занятость в этой отрасли остается ниже, чем в 2019 году. А пандемия означает, что многие новые отели и рестораны, которые должны были открыться в 2020 и 2021 годах, так и не открылись. Число отелей в Великобритании, составляющее около 10 000, не росло с 2019 года.

При этом компании видят эти изменения на $600 млрд. В недавнем отчете о прибылях и убытках руководитель компании Darden Restaurants, которая управляет одной из лучших сетей ресторанов Америки, Olive Garden, отметил, что по сравнению с доковидными временами посещаемость составляет порядка 80% от предыдущего трафика. У Home Depot, которая продает инструменты для строительства и ремонта домов, выручка между тем выросла примерно на 15% по сравнению с 2019 годом. Банк Goldman Sachs отслеживает стоимость акций компаний, которые получают выгоду от пребывания людей дома. В частности, это относится к фирмам электронной коммерции. Кроме того, он отслеживает и бумаги тех компаний, которые успешно процветают в других сферах. В частности, акции авиакомпаний. Тем не менее, на сегодняшний день фондовый рынок до сих пор благосклонно относится к фирмам, обслуживающим домохозяйства.

Почему же поведение отшельника сохранилось? Первая возможная причина заключается в том, что некоторые впечатлительные люди по-прежнему боятся заразиться, будь то ковид или что-то иное. В Британии, к примеру, использование автомобилей осталось на том же уровне, который был до пандемии, тогда как использование общественного транспорта значительно снизилось. Помимо этого, люди, похоже, менее заинтересованы в персональных услугах. В Америке расходы на парикмахерские услуги и уход за собой на 20% ниже, чем до пандемии, а расходы на косметику, парфюмерию и средства для ногтей выросли на четверть.

Вторая причина связана с особенностями работы. По словам Джевата Гирея Аксоя из Королевского колледжа Лондона и его коллег, во всех богатых странах мира люди сейчас работают дома примерно один день в неделю. Это снижает спрос на услуги, приобретаемые в офисе, включая обеды, и повышает спрос на товары для дома. В прошлом году итальянцы потратили на стеклянную посуду, а также на домашнюю утварь на 34% больше, чем в 2019 году.

Третья причина касается ценностей. COVID-19, возможно, сделал людей действительно более похожими на отшельников. По официальным данным из США, в прошлом году люди спали на 11 минут больше в день, чем в 2019 году. Кроме того, они тратили меньше средств на клубы, требующие членства, и другую общественную деятельность, но больше денег выделяли на уединенные занятия, такие как садоводство и домашние животные. Между тем, онлайн-запросы на карточную игру «Пасьянс» по всему миру увеличились примерно в два раза по сравнению с допандемическим уровнем. Похоже, что самым большим наследием COVID-19 стало разделение людей.

http://www.economist.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу