Европейский союз пережил свое 30-летие » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Европейский союз пережил свое 30-летие

1 ноября 2023 ИХ "Финам" Братерский Александр
1 ноября исполняется 30 лет со дня вступления в силу Маастрихтского договора, который лег в основу создания Европейского союза. Несмотря на противоречия и кризисы, а также критикуемую бюрократию, ЕС устоял, и после Brexit другие страны-члены союза остались на своем месте. Экономические связи между государствами оказались сильнее, чем политические противоречия, несмотря на то, что единой Европе предрекали судьбу СССР.

Вступивший в действие 1 ноября 1993 года Маастрихтский договор, названный в честь голландского города, где он был подписан, трансформировал Европейские сообщества в полноценный Европейский союз. В основе объединения лежала экономика: государства-учредители ЕС Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция и ФРГ были связаны между собой крепкими экономическими нитями.

Подписанты договора договорились о соблюдении принципов, которые получили название «Маастрихтские критерии». Государства брали на себя обязательства, что дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП, госдолг - не превышать 60% ВВП. Государство-член договора также брало на себя обязательство поддерживать курс национальной валюты, поддерживать уровень инфляции на уровне, не превышающем более чем на 1,5% среднее значение инфляции трёх стран-участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами. Что же касается долгосрочных процентных ставок по гособлигациям, они не должны были превышать более чем на 2% среднее значение ставок в странах с самой низкой инфляцией.

Несмотря на кризисные явления ЕС долгое время удавалось поддерживать экономическую стабильность. Однако после того как к ЕС начали присоединяться более слабые в экономическом отношении страны Восточной Европы, союз встал перед первыми вызовами. Расширение ЕС требовало выделения большого количества средств на улучшение экономической ситуации в новых государствах-членов. Что же касается плюсов для вступивших в союз новых стран, они не сразу стали очевидными. «Совершенно очевидно, что, хотя выгоды от присоединения достаточно велики, они не стали полностью универсальными. В частности, для стран с относительно высоким уровнем экономического развития, включая достойную инфраструктуру, выигрыш довольно невелик. Это случай Чехии и Словении. Но выгоды от членства в ЕС кажутся долгосрочными и увеличиваются в течение времени», - пишут авторы статьи в академическом издании Сentral Europian Economic Journal, опубликованной в 2021 году.

Пожалуй, ключевым экономическим достижением ЕС стало введение в обращение евро, сначала безналичного - в 1999 году, а затем и наличного - в январе 2002 года. Введение евро значительно укрепило общеевропейскую экономику. «Евро положил конец дорогостоящим изменениям в ставке европейского обмена, которые часто были вызваны валютными проблемами за пределами Европы. Инфляционная деятельность зоны евро ясно свидетельствует об эффективности ее институциональной системы: средняя инфляция за первые 10 лет существования евро в целом находится на одном уровне с эталоном ценовой стабильности Европейского центрального банка (ЕЦБ) с годовой инфляцией около 2%», - отмечалось в рабочих документах Европейского союза в 2010 году.

Впрочем, именно в том году ЕС перенес свой первый серьезный кризис, когда член союза Греция оказалась в сложнейшем долговом кризисе. Страна была вынуждена пойти на жесткие меры финансовой экономии в обмен на предоставление ЕС многомиллиардных кредитов. Ключевую роль в «спасении Греции» играла Германия, главный экономический локомотив европейского союза. «Греки поставили Европу в очень сложное положение», - говорит Finam.ru ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский. Сегодня многие задумываются, была ли адекватной цена спасения. «Выход Греции из еврозоны изображался как худший выбор, чем отказ от суверенитета, и в то же время как выбор, который повлечет за собой тяжелые экономические потери. Таким образом, соглашения о финансовой помощи были представлены как акт солидарности по отношению к охваченным кризисом странам, но на самом деле они возложили большую часть финансового бремени по спасению европейских банков на государственные бюджеты стран-должников, таких как Греция», - писали авторы статьи, опубликованной в европейском издании Journal of Common market Studies к 10-летию кризиса.

Через почти десять лет после греческого ЕС потряс уже новый, теперь уже ковидный кризис, который также нанес серьезный удар по экономике. Пандемия привела к беспрецедентному экономическому спаду в 2020 году: реальный ВВП ЕС упал на 6,1%, что больше, чем во время мирового финансового кризиса 2008 года. По данным МВФ, государственный дефицит еврозоны достиг нового максимума в 10,1% ВВП в 2020 году. При этом долг впервые превысил 100% ВВП.

Серьезно пострадала и главная экономика ЕС - Германия. По данным Федерального статистического управления (Destatis), объем экономического производства Германии в 2020 году резко упал, при этом ВВП с учетом цен снизился на 5% по сравнению с предыдущим годом.

Несмотря на потери, европейская экономика постепенно выходит из пике, хотя о возвращении на докризисные показатели пока говорить рано. По данным парламента ЕС, экономический рост в союзе замедлился с середины 2022 года и практически остановился, в этом же году годовая инфляция в ЕС достигла самого высокого уровня — 9,2%, что более чем в три раза превышает уровень 2021 года (2,9%). Это вынудило ЦБ европейских стран пойти на беспрецедентное повышение процентных ставок.

В отличие от экономики, которая по-прежнему является главной «скрепой» ЕС, его политическая система неоднократно подвергалась эрозии. Кризис в системе Европейского союза был заложен изначально, говорит Офицеров-Бельский из ИМЭМО, напоминая о провальном референдуме о европейской конституции в 2006 году. Во время общеевропейского референдума по конституции единой Европы она была отвергнута гражданами таких ключевых стран членов ЕС, как Франция и Германия, что заставило говорить о призрачности европейского единства.

Не удалось Европе создать и единую европейскую армию, о которой так мечтал президент Франции Эмманюэль Макрон. На фоне кризиса НАТО эта идея казалась вполне привлекательной некоторым членам ЕС и даже высшей бюрократии. «Общая европейская армия показала бы миру, что между странами-членами ЕС никогда больше не будет войны. Такая армия помогла бы нам осуществлять общую внешнюю политику и политику безопасности", — говорил тогдашний глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Впрочем, идея, которая активно обсуждалась во время кризиса отношений ЕС и США при президентстве Дональда Трампа, впоследствии постепенно исчезла из повестки, а начавшиеся военные действия на Украине заставили вспомнить о «старом-добром» НАТО.

Политический удар по единству ЕС нанес Brexit, выход из ЕС Великобритании по итогам референдума 2016 года. Впрочем, Великобритания, сохранявшая значительную независимость и собственную национальную валюту, всегда хотя и была частью Европы, но вела себя подчеркнуто обособлено.

Для многих с высоты сегодняшнего дня решение уйти из ЕС выглядит непродуманным и экономически негативным. По данным академических исследований, «Брекзит» стоил экономике страны 1,2–4,5% ВВП. Возможно поэтому, несмотря на угрозы, никаких новых «экзитов» не последовало. Причины «Брекзита» были внешнеполитическими, напоминает Офицеров-Бельский из ИМЭМО. «Великобритания и США хотели поставить ЕС в кризисную ситуацию но тогда у них не получилось», - говорит эксперт, который отмечает, что это удалось позже, с началом конфликта на Украине.

Военные действия на Украине, действительно, стали большим политическим испытанием для ЕС, учитывая серьезное экономическое партнерство Москвы и Брюсселя в экономической сфере. Выстроенная годами система отношений рухнула в одночасье, и ее вероятно придется выстраивать заново, вряд ли она будет прежней. Пока же особенного конструктива не видно: ЕС обвиняет Москву в подрыве европейской системы безопасности, Москва выступает с зеркальными обвинениями, а на экранах российского телевидения телеведущие склоняют европейских чиновников, вроде президента Европейской Комиссии Урсулы фон дер Ляйен и главы европейской дипломатии Жозепа Борреля. ЕС на все лады предрекают судьбу СССР. Об этом ранее говорил даже «любимец» российской пропаганды международный инвестор Джордж Сорос. В 2019 году в своей нашумевшей статье «Европа, пожалуйста, проснись» он предостерегал об опасности «евроскептиков»-националистов, которые набирали силу в Европе.

Впрочем, сравнения ЕС и СССР выглядят натянуто. Да, в СССР были свои экономические тигры, вроде России и Украины, и свои аутсайдеры, вроде республик Центральной Азии, но СССР управляла не назначенная республиками бюрократия, а фактически главная республика страны, «сплотившая навеки» все остальные. В ЕС, несмотря на силу Франции и Германии, таких «республик» не просматривается. Впрочем, научный сотрудник ИМЭМО РАН Офицеров-Бельский полагает, что от серьёзного кризиса ЕС не застрахован и приводит в пример слова американского политолога Ганса Моргентау, который перефразировал известное стихотворение Свифта: «Дом был построен с таким учетом равновесия, что рухнул, когда на него сел воробей». Эксперт отмечает, что эти слова можно по-своему применить и к ЕС: «Распада не случилось, но коллапс развития произошел».

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter