На Запад через Гжель » Элитный трейдер
Элитный трейдер


На Запад через Гжель

24 ноября 2023 ИХ "Финам" Братерский Александр
Россия надеется на защиту своих национальных брендов в Европе. Президенту Путину было доложено, что скорой регистрации в странах ЕС ожидает «Гжель». Москва в мае подписала Лиссабонское соглашение, которое позволяет регистрировать бренды с географической привязкой в десятках стран мира. Между тем известные российские бренды в текущих условиях стараются скрывать свое происхождение.

Отход от отношений с западным миром и европейские санкции не мешают России активно заниматься защитой своих брендов в международных юрисдикциях. Как рассказал глава министерства экономики Максим Решетников президенту Владимиру Путину 22 ноября, «Гжель» - первый региональный бренд, который ожидает международной регистрации в рамках Лиссабонского соглашения. Речь идет о народном промысле из Московской области, производящем бело-голубую керамику.

Лиссабонское соглашение позволяет регистрировать национальные бренды в нескольких юрисдикциях. Москва присоединилась к соглашению не так давно, в мае текущего года, когда ее отношения с Западом уже были в глубоком упадке. Благодаря присоединению к соглашению у Москвы появляется возможность упрощенной регистрации брендов, которые привязаны к конкретному месту. Для регистрации бренда нужно будет подать заявку и получить регистрацию в более чем 70 государствах.

Не исключено, что «Гжель», как и другие производители народных промыслов, будут получать необходимую регистрацию. Несмотря на то, что власти заявляют о «запрете» на Западе всего связанного с Россией, как такого запрета нет: русскую классику по-прежнему ставят в театрах, а музыка Чайковского и Рахманинова звучит в концертных залах. Однако представители известных российских брендов признаются, что после начала СВО им стало тяжелее продвигать свою продукцию на международных рынках. Так, например, сложности появились у «Лаборатории Касперского», производителя антивирусных программ, который многие годы был одним из самых узнаваемых российских брендов. В марте 2022 года компанию внесли в список фирм, чья продукция угрожает нацбезопасности США. Не так давно продукцию компании запретили использовать в госорганах Канады. Впрочем, частные пользователи по-прежнему могут приобрести антивирус компании онлайн. Чтобы не создавать проблем в связи с ситуацией, компания на сайте не указывает никакой связи с российским происхождением. «Мы — частная международная фирма в области кибербезопасности, головная компания которой находится в Великобритании», - говорится на сайте.

В свою очередь, производитель российских высокочувствительных микрофонов «Союз» Павел Баздырев рассказал Finam.ru, что несмотря на ситуацию американские партнеры и клиенты не прервали отношения, и продукция компании по-прежнему пользуется спросом. «Да, мы стоим перед серьезными вызовами: усложнилась логистика, санкции, кто-то отказался от нашей продукции, но осталось немало тех, кто по-прежнему верен нашей продукции», - рассказал предприниматель, продукцию которого использовали группы Coldplay и Radiohead.

Водка и икра больше не бренды
Cложности после санкций Запада возникли у производителей русской водки, которая многие годы была одним из главных экспортных брендов России. Многие западные поставщики отказались работать с российскими производителями, продажа русской водки и икры в ЕС была прекращена из-за санкций. Однако производители стали искать обходные пути. Так, российский водочный бренд Beluga открыл производство на территории Черногории.

Вскоре в ЕС собираются запретить экспорт российских алмазов. По данным Bloomberg, санкции могут коснуться и российских ювелиров, чьи марки хорошо известны за рубежом. Впрочем, хотя одна из них EPL Diamonds не скрывает, что берет свое начало из якутской лаборатории, свой сайт зарегистрировала в доменной зоне Новой Зеландии.

На слуху и история одного из самых известных интернет-брендов, компании Yandex. Аркадий Волож больше не упоминает на своем личном сайте о связи с Россией.

Компания дизайнера одежды из России Ульяны Сергиенко, продукция которой была активно представлена на Западе, сегодня предупреждает на сайте, что доставляет продукцию только в России, Казахстане, Армении и Киргизии. Впрочем, международный статус продукция Сергиенко сохраняет: в сентябре журнал Harpers Bazaar Arabia написал, что в платье от дизайнера была одета супруга эмира Катара Моза бинт Насер аль-Миснед.

«В современных условиях российские товары или услуги могут продаваться на ограниченном количестве рынков. На каждом из этих рынков возможны свои стратегии, и они будут разными. На этих рынках продвигать российские бренды возможно и сейчас, а на всех закрытых - бессмысленно», - говорит Finam.ru основатель брендингового агентства Mildberry Олег Бериев.

Пока российские международные бренды пытаются выжить в турбулентных условиях отношений России и Запада, Решетников докладывает президенту о том, что новые российские производители готовятся «заместить продукцию западных коллег». В доказательство министр рассказал, что 85% заявок, поступивших в Роспатент, это компании с «российской пропиской».

Все это не может не радовать, хотя на слуху из новых российских брендов сегодня, пожалуй, лишь «Вкусно и точка», появившийся после ухода всемирно известной сети быстрого питания из России. Компанию ему может составить еще один новый российский бренд - «Добрый Кола» - с похожей историей.

Возможно, будущее за возрождением советских брендов. Тем более, что пример есть: производство фактически китайского автомобиля под маркой «Москвич». Все это укладывается в тренд. Согласно опросу аналитического центра университета "Синергия" летом 2022 года, более 80% россиян мечтают о возрождении советских брендов - от автомобилей до одежды и обуви.

Все это представляется весьма сомнительным: ведь если советские марки конфет и так пользуются спросом, то ни советская обувь, ни советская одежда не пользовалась у граждан большой популярностью, а вожделенной мечтой советской дамы была югославская или финская обувь. В отличие от вечной гжели или павлопосадских платков большинство «советских брендов» не выдержало испытания временем.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter