Как государственная почта борется с убытками: опыт США и Европы » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Как государственная почта борется с убытками: опыт США и Европы

28 ноября 2023 Тинькофф Банк Шаболкин Сергей
Ищем дыры в почтах мира

Если сравнивать финансовые показатели почтовых служб в крупных странах, то российская почта выглядит не так плохо, как принято о ней говорить.

В 2022 году Почта России вошла в десятку самых убыточных компаний страны по версии Forbes. Чистый убыток превысил 31 млрд рублей.

На финансовую дыру в работе предприятия обратили внимание российские госчиновники. Последние полгода они активно обсуждают, как спасти компанию. Идея сделать это за счет маркетплейсов пока не нашла сторонников в правительстве: Почта предложила заставить их делиться прибылью, введя инфраструктурный платеж, но тогда это ляжет на плечи рядовых клиентов из-за неминуемого роста цен.

Вариант с финансированием из бюджета тоже маловероятен — с учетом рекордных расходов, которые запланировало государство на 2024 год.

Мы решили поискать выход из этого тупика за рубежом. Разберемся, как другие страны справляются с убытками своих почтовых служб и за счет чего пытаются увеличить их доходы.

Большим странам — большие издержки

В мире есть немало государственных почтовых компаний, которые сами зарабатывают деньги, а не требуют бесконечных дотаций. Так, например, работают службы в Японии, Германии или Швеции.

Но Почту России несправедливо сравнивать с аналогами в несопоставимых по площади странах. В условиях российских просторов ей приходится обслуживать большое количество подразделений в удаленных уголках страны: почтовые отделения работают в 26 тысячах населенных пунктов, в том числе малодоступных. А это сопряжено с большими расходами.

Если же сравнивать финансовые показатели почтовых служб в крупных странах с невысокой плотностью населения, то российская почта уже не выглядит так плохо. Три из четырех национальных операторов, с которыми можно сравнить Почту России, закончили прошлый год с убытками. И тем не менее в РФ они выглядят самыми внушительными в сравнении с выручкой.

Характеристики стран

Как государственная почта борется с убытками: опыт США и Европы


Финансовые показатели национальных почтовых служб за 2022 год, млрд рублей



Сокращать свои убытки зарубежным компаниям помогают проекты, которые не связаны напрямую с почтовыми услугами. Почты зарабатывают деньги на цифровых продуктах, банковских транзакциях и других непрофильных проектах.

Так, в 1990-х годах почтовая служба США выпустила коллекционные марки с мультперсонажем Багзом Банни, которые продавались по 0,32 цента за штуку. Мерч разошелся тиражом в 365 млн штук.

Neither Snow nor Rain: A History of the United States Postal Service, Devin Leonard, гл. 11, You’ve Got Mail!

При этом некоторым компаниям удается проводить инициативы, которые сокращают убытки даже по услугам почты. Я отобрал успешные проекты по финансовому оздоровлению госпредприятий и разделил их на три крупных блока.

Вот что можно сделать, чтобы почта не просила денег, а приносила их сама.

Вариант 1
Доставлять товары из интернет-магазинов

В 2013 году крупнейший онлайн-ретейлер Amazon договорился с почтовой службой США (USPS), что будет привозить ей часть заказов со своих складов, а она будет доставлять их до дверей клиентов.

Компании не раскрывают детали сотрудничества, но из опубликованных USPS в 2020 году данных

следует, что за 2019 год почтовая служба получила от сотрудничества с Amazon выручку в 3,9 млрд долларов и чистую прибыль в 1,6 млрд.

Amazon мог бы и самостоятельно доставлять все свои товары, но это требует колоссальных инвестиций в расширение инфраструктуры: строительство сортировочных центров, закупку или аренду грузовиков, наем персонала. А у USPS вся система уже выстроена и есть отделения в сельской местности, куда частным компаниям заходить невыгодно. Так что сотрудничество выглядит взаимовыгодным.

Но нужно понимать, что это не просто приток денег в компанию, но еще и дополнительные издержки. Работа с крупными интернет-магазинами приводит к росту нагрузки на сотрудников. Если его не компенсировать расширением штата или увеличением оплаты труда, то это может негативно сказаться на работоспособности коллектива. Так, сотрудники USPS регулярно жалуются на переработки и низкую зарплату, а некоторые конфликты с работодателем доходят аж до Верховного суда.

В целом объем доставляемых почтой посылок в последние десятилетия стабильно растет — как со стороны бизнеса, так и от простых граждан, — тогда как количество писем падает. Эта тенденция характерна не только для США. У канадской почтовой службы нет прибыли от доставки писем, но ее дочернее предприятие Purolator, которое специализируется на посылках, работает в плюс, выигрывая от роста спроса на свои услуги.

Вариант 2
Сокращать инфраструктуру и персонал

В Германии в 2000-е годы на порядок сократили количество сортировочных центров. К 2011 их осталось около 60, тогда как еще в конце 1990-х было 700. Новые центры в это время тоже строили, но уже не рядом с железными дорогами, а вблизи автомагистралей, что обеспечивало удешевление логистики.

В Австрии также кратно сократили сортировочные центры — с 36 до 6, а распределительные базы — с 1880 до 320. За это же время в обеих странах закрыли до 40% почтовых отделений. Перевозку почты между сортировочными и распределительными центрами частично отдали на аутсорс частным транспортным компаниям. А доставкой в местные отделения занимаются таксисты.

А еще немецкие почтовые службы нанимали сотрудников на неполный рабочий день, что позволяло экономить деньги на социальных взносах. Обычно на такую работу соглашаются студенты, пенсионеры и домохозяйки.

The Liberalization of European Postal Markets: The Response of Firms and Impacts on Employment and Services, Christoph Hermann. Competition and change, Vol. 15, No. 4, November, 2011, стр. 260—265

В Швеции, Великобритании и ЮАР тоже устойчивый тренд на наем сотрудников на неполный рабочий день. Консалтинговая фирма Syndex считает, что в основном почтовые службы используют труд студентов, которые работают по выходным. При этом стоимость их труда едва превышает минимальную почасовую оплату. Временные сотрудники позволяют почтовым службам экономить и на качестве рабочего места: студенты к этому не слишком требовательны. А еще с ними меньше издержек на пенсионное и медицинское обеспечение.

Во Франции и Бельгии штат почты сокращали за счет того, что пожилые сотрудники уходили на пенсию, а новых на их место не нанимали. В Бразилии сотрудникам почтовой службы даже платили деньги, чтобы те покинули работу, — так удалось сократить 5,5 тысячи человек.

The economic and social consequences of postal services liberalization, Syndex / Uni Global Study, стр. 11, 14, 17, 28—30

Количество персонала в почтовых службах



Вариант 3
Реорганизовать отделения

В 2001 году шведская Posten AB заменила традиционные почтовые отделения на точки в крупных магазинах, в которых сотрудники тратят на предоставление почтовых услуг лишь часть рабочего дня, а остальное время продают непочтовые товары. При этом отделами в магазинах управляют частные лица через почтовую франшизу — точно так же, как в РФ устроены пункты выдачи товаров крупных маркетплейсов.

В 2002 году немецкая Deutsche Post AG запустила посылочные терминалы, в которых хранятся оплаченные товары. Сейчас компания предоставляет этот сервис в 12 тысячах локаций по всей Германии. Постаматы обычно размещают в общественных местах с интенсивным потоком людей и хорошей транспортной доступностью. Такой способ доставки позволяет компании экономить деньги на почтальонах, которые должны доставлять посылки по конкретным адресам.

В Австралии почтовые отделения также разместили в торговых центрах и прочих коммерческих зонах с большой проходимостью. Это не только снижает издержки бизнеса, но и позволяет сэкономить время клиентов, которым теперь не приходится специально ехать на почту. В самой службе посчитали, что такое решение помогло сократить эксплуатационные расходы на 20%.

Foreign Posts’ Strategies Could Inform U. S. Postal Service’s Efforts to Modernize, United States Government Accountability Office, февраль 2011 года, стр. 14, 19—21

Что не получилось

Не все инициативы почтовых компаний по сокращению расходов удалось претворить в жизнь.

Оптимизировать график. В 2013 году почтовая служба США предложила парламенту внести поправки в законодательство, которые бы позволили компании не работать по субботам. Исследователь Джеймс Гаттузо тогда подсчитал, что эта инициатива могла бы сберечь для почты 8,3 млрд долларов за 5 лет. Сами американцы, судя по опросу, поддерживали инициативу, но реформа все же не состоялась, встретив скепсис парламентариев.

Аналогичная история случилась в Австралии, где глава национальной почтовой службы Пол Грэм также запросил у властей разрешение на сокращение графика работы. По словам топ-менеджера, граждане страны не восприняли бы это как ухудшение качества сервиса, потому что услугами почты стали пользоваться реже, а многие даже не знали, что почта обязана доставлять письма пять дней в неделю.

При этом регулярная доставка увеличивает расходы госкомпании, не принося ей прибыли. Но и здесь законотворцы выступили против, посчитав, что могут пострадать сельские жители, для которых почта остается важным каналом связи.

Заработать на внедрении новых технологий. С проникновением технического прогресса в работу почты тоже не всегда ладилось. Девин Леонард в своей книге об истории почтовой службы США рассказывает, что еще в 1971 году USPS наняла специалиста, который должен был придумать, как интегрировать в бизнес-процессы новые технологии.

Эти усилия привели к тому, что в 1982 году в компании разработали сервис E-COM, который позволял банкам и другим крупным клиентам передавать данные через электронные сообщения взамен обычной доставки документов. После получения заказа почта определяла подходящее отделение, печатала там документ и доставляла конечному адресату.

Neither Snow nor Rain: A History of the United States Postal Service, Devin Leonard, гл. 11, You’ve Got Mail!

Но Комиссия по почтовым тарифам США запретила службе создавать собственную электронную сеть сообщений. Судя по всему, сыграло роль лобби крупных частных корпораций: в этом случае им пришлось бы конкурировать с государственной компанией, которой не нужно заботиться о прибыли. Платной передачей электронных сообщений в итоге занялись эти самые частные компании, а почте досталась лишь доставка распечатанных документов по почтовым ящикам.

Государственная служба закрыла проект в 1985 году, успев потратить на него 40 млн долларов. А его автор Джин Джонсон ушел в частную компанию, где принял участие в разработке аналогичного сервиса, который впоследствии продали службе доставки UPS за 100 млн долларов.

Бывший генеральный почтмейстер Энтони Фрэнк впоследствии признался, что он потратил больше времени на убеждение общественности и бизнеса использовать электронную систему, чем, собственно, на ее разработку. Выходит, что почта просто опередила время, а частный бизнес, напротив, среагировал вовремя, смог внедрить продукт на рынок и заработать на этом деньги.

Что в итоге

Приведенные примеры доказывают, что финансовые проблемы, которые есть у Почты России, характерны и для других государственных почтовых сервисов, особенно в крупных странах.

Даже американская почта, работающая уже 2,5 века и пережившая кучу кризисов, сейчас выглядит медленной и архаичной на фоне частных сервисов. Из-за снижения объемов почтовых отправлений, которое влияет на доходы госкомпаний, им приходится сокращать работников и закрывать почтовые отделения.

Еще в 1977 году тогдашний председатель Национальной комиссии по почтовой связи США Гейлорд Фримен предупредил, что почту ждут непростые времена, когда люди начнут общаться друг с другом на подключенных к сети компьютерах и будут оплачивать свои счета электронным способом.

Но, несмотря на то что национальные почтовые сервисы несут убытки и их хоронят уже не один десяток лет, они продолжают работать, опровергая мрачные прогнозы. А их менеджмент ищет варианты финансового оздоровления компаний и находит их, пусть и с переменным успехом.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter