Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Неусвоенные уроки » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Неусвоенные уроки

Как хочется сказать: кризис закончился, забудьте. Но до этого еще далеко. Да и уроки кризиса не надо забывать, для России они оказались очень суровыми. И если мы не изменим свою политику, то следующее подобное испытание сокрушит нас окончательно
30 ноября 2009
Как хочется сказать: кризис закончился, забудьте. Но до этого еще далеко. Да и уроки кризиса не надо забывать, для России они оказались очень суровыми. И если мы не изменим свою политику, то следующее подобное испытание сокрушит нас окончательно.

Прошло больше года с начала активной фазы кризиса. И сейчас можно твердо сказать, что кризис произошел. Падение ВВП по итогам года может составить около 10%. Даже новый бюджет принят с прогнозной оценкой снижения ВВП в 2010 г. на 2,2%. Если сравнивать с другими странами и, прежде, всего со странами БРИК (Китаем, Индией, Бразилией), то показатели России самые худшие: только у нас минусовой рост. Даже в Бразилии он будет нулевым, не говоря о Китае (+8%) и об Индии (+7%). От такого кризиса мы бы не отказались. Пока же мы даже далеки от завершения своего, несмотря на заявления о том, что его конец уже близок.

Почему кризис в России оказался столь глубоким? Можно говорить о трех главных ошибках нашей антикризисной деятельности.
Первая — запоздалость и несистемность принимаемых решений. Антикризисная программа появилась только 19 июня 2009 г., через восемь месяцев после вступления страны в острую фазу кризиса, когда он уже потопил значительную часть экономики. Эта программа не давала адекватного ответа на вызовы. Все опросы показывали, что главная проблема, с которой столкнулся бизнес, – резкое снижение спроса. Но если спрос - главная проблема, то почему ставка сделана на другие меры? Почему на первом месте оказались задачи по повышению устойчивости финансовой системы и социальная поддержка населения? Это свидетельствует об отсутствии системного взгляда на общую ситуацию.

Вторая ошибка — неправильно выбранные приоритеты. В качестве основной задачей было решено спасать банковскую систему. За ней появился еще один — повышение социальной защищенности граждан. Но повышение социальной защищенности граждан не может быть антикризисной мерой. Экономика от такой стимуляции не заработает. Это меры по компенсации негативных социальных последствий. А это совсем разные вещи.

Наконец, третья и может быть главная ошибка — демотивация бизнеса по проведению собственной активной антикризисной деятельности. Принимаемые меры часто имели негативный характер. Ярким примером служит список системообразующих предприятий. В итоге главной задачей бизнес считал не реализацию антикризисной программы, а попадание в эти заветные скрижали. А они составлялись не только на федеральном, но и на региональном уровне. И всего в них вошло свыше тысячи предприятий.
В результате такой политики перспективы выхода из кризиса для России пока крайне туманны. Нет уверенности даже в том, что дно достигнуто и произошел разворот в сторону повышательной тенденции. Даже власти очень аккуратно говорят об экономическом росте. Правительство отслеживает по декадам промышленное производство. И настроение в его экономическом блоке очень умеренное, там не уверены, что спад закончился.

Нет сомнений, что антикризисная политика властей в целом оказалась провальной. Хотя по некоторым направлениям удалось избежать самого худшего. Но грустный вывод состоит в том, что мы не извлекаем нужные уроки. Это становится очевидным, если сравнивать Россию с другими странами. В первую очередь с Китаем. Там пытаются принимать меры для того, чтобы ошибки не повторялись. Не случайно прозвучали заявления, что в китайской экономике надуваются новые пузыри, поэтому будут приниматься меры по ограничению сталелитейного производства, вплоть до полной консервации. И они уже приняты. Так, экспорт железной руды из двух основных стран-поставщиков — Австралии и Бразилии — резко уменьшился. Для нас это означает, что поставки российской металлопродукции в Китай будут сокращаться, а цены на эту продукцию будут снижаться. А это значит, что нельзя просто сидеть и ждать, когда китайская экономика нас вывезет на буксире из кризиса, выходить следует самим.

После падения внешнеторгового оборота более чем на 50% некоторое восстановление мировой экономики, безусловно, окажет позитивное влияние на нашу экономику. Вопрос в том, насколько это влияние перекроет негативные факторы, которые будут продолжать действовать в нашей экономике? Надо иметь в виду, что экспорт нефти, газа, металлов вряд ли скоро восстановится до прежних величин.

Другой вопрос – на что будут использованы дополнительные поступления от экспорта, даже если цены на нефть будут оставаться высокими? Государство приняло явно завышенные социальные обязательства и будет вынуждено расходовать эти средства на их финансирование. Только пенсии в 2010 г. должны вырасти на 46%. И отступать уже нельзя.

Но можно ли надеяться на инвестиции частного сектора? Весьма показательна их структура в 2009 г. У нас, как известно, есть финансовые вложения и есть вложения в нефинансовые активы, прежде всего, в основной капитал. Все последние годы у нас финансовые вложения в 3–4 раза превышали вложения в нефинансовые активы. За первое полугодие 2009 г. эта цифра выросла до 4,7 раза. Таким образом, мы не извлекли должных уроков, потому что фундаментальная причина мирового, в том числе и российского кризиса вызвана перекапитализацией фондового рынка. И сейчас повторяется всё то же самое, в ускоренном темпе. К чему это, в конечном счете приведет, предугадать не сложно

Владимир Гурвич