Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Россия потратила $12 млрд на поддержку гражданской авиации и не зря: пассажиропоток вырос на 12% » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Россия потратила $12 млрд на поддержку гражданской авиации и не зря: пассажиропоток вырос на 12%

21 декабря 2023 Thomson Reuters
Технические возможности России, как ключевой авиационной державы с советских времен, не вызывают сомнений. Пассажиропоток российских авиакомпаний в ноябре 2023 года вырос почти на 9% в сравнении с тем же периодом прошлого года, до 7,6 млн человек, свидетельствует статистика Росавиации. За 11 месяцев года перевезено 97,7 млн человек (+12% г/г).

Россия выделила более 12 миллиардов долларов государственных субсидий и займов, чтобы удержать свой авиационный сектор на плаву, после того как западные санкции в связи с СВО на Украине перекрыли поставки ключевых запчастей и оказание услуг по техническому обслуживанию, показывает анализ Reuters.

Зависимая от самолетов иностранного производства, Россия сталкивается с непростой задачей развития своей авиационной промышленности в одиночку за счет комплектующих отечественного производства, одновременно покупая самолеты у иностранных арендодателей, чтобы избежать ареста большей части своего парка.

Западные производители самолетов Airbus и Boeing прервали поставки запасных частей и оказание услуг в марте 2022 года, прекратили регулярное техническое обслуживание флагманского авиаперевозчика "Аэрофлот" и других российских авиакомпаний.

С тех пор Россия потратила 1,09 трлн рублей (12,07 млрд долларов) на поддержку отрасли гражданской авиации, включая производство самолетов и финансовую помощь авиакомпаниям, показывают расчеты Reuters, основанные на данных Министерства финансов и Счетной палаты, которая контролирует исполнение бюджета.

Эти расходы почти вдвое превышают 547 миллиардов рублей выплат, произведенных в 2020-21 годах, когда пандемия COVID-19 привела к резкому сокращению авиаперевозок, и подчеркивают масштаб усилий Кремля по установлению контроля над важнейшей отраслью.

"Наш парк воздушных судов очень перегружен... самолетами иностранного производства", - заявил на прошлой неделе президент Владимир Путин. "К 2030 году мы планируем произвести более 1000 самолетов, наших собственных самолетов. Нужно проделать эту работу".

По данным швейцарского поставщика авиационной информации ch-aviation, российские авиакомпании в настоящее время эксплуатируют 991 самолет, в том числе 405 российского производства.

Но только 133 - это суперджеты государственного производителя Объединенной авиастроительной корпорации. Другие самолеты российского производства - "Туполев", "Яковлев" и "Ильюшин" - редко используются для коммерческих полетов.

Поддержка авиастроения, ключевой отрасли, будет сохраняться в ближайшие годы, заявило министерство промышленности и торговли в ответ на запросы Reuters.

"Основной упор делается на поддержку продаж, расширение производственных мощностей и создание системы послепродажного обслуживания", - говорится в сообщении министерства.

Важность надежной авиационной отрасли особенно важна для России, как для перевозки людей и грузов по ее огромной территории, так и для подкрепления утверждений Москвы о том, что санкции оказали лишь минимальное воздействие.

Поскольку избиратели придут на выборы через три месяца, крах авиакомпаний может оказать репутационное и электоральное давление на Путина, который снова баллотируется в президенты.

Технические возможности России, как ключевой авиационной державы с советских времен, не вызывают сомнений.

Западные авиационные аналитики говорят, что инвестиции в лучшем случае позволят авиапарку продолжать летать, но сомневаются, что российские самолеты вернутся на западные рынки в ближайшее время, даже если закончится конфликт на Украине. Это из-за затрат и бюрократии, связанных с восстановлением парка с чистыми и отслеживаемыми данными о безопасности полетов и одобренными запчастями.

Фонды на черный день
Согласно данным, Россия вложила средства в резервные фонды, потратив в 2022 году 110 миллиардов рублей на компенсацию авиакомпаниям убытков от резкого роста цен на авиатопливо.

В этом году Фонд национального благосостояния (ФНБ) сыграл большую роль в финансировании: Москва уже привлекла почти 400 миллиардов рублей на авиационные расходы в 2023 году.

Масштабы расходов в 2022-23 годах эквивалентны чуть менее 1% от прогнозируемого валового внутреннего продукта (ВВП) на 2023 год. Россия потратила дополнительно 2,3 трлн рублей в 2022-23 годах на развитие транспорта за пределами авиационного сектора.

Пассажиропоток на внутренних воздушных линиях страны начал восстанавливаться в конце 2022 года, поскольку авиакомпании нашли способы импортировать запасные части с помощью введенной правительством схемы серого импорта.

Российские авиакомпании сохранили свой парк западных реактивных самолетов в воздухе, частично за счет импорта запасных частей через третьи страны без согласия производителей - в основном Airbus и Boeing.

Количество пассажиров восстанавливается, но все еще отстает от уровня, существовавшего до COVID. Между тем, потеря зарубежных запчастей и опыта технического обслуживания вызвала опасения по поводу безопасности воздушных судов.

Некоторые авиакомпании разобрали самолеты на запчасти, сообщили Reuters источники в авиационной отрасли в прошлом году.

Москва поспешно локализовала регистрацию своего парка и использовала средства ФНБ для выкупа самолетов у иностранных арендодателей, чтобы избежать риска их конфискации при полетах за границу.

Министр транспорта Виталий Савельев заявил, что в 2023 году на покупку самолетов у иностранных лизингодателей может быть потрачено 300 миллиардов рублей.

На данный момент, согласно данным, было потрачено 190 миллиардов рублей, причем государственная страховая компания NSK удерживает самолеты от имени авиакомпаний.

В правительственном документе, излагающем стратегические планы расходов на авиацию, с которым Reuters ознакомилось прошлой осенью, говорилось, что России придется потратить не менее 711 миллиардов рублей на "достижение технологической независимости от иностранных поставщиков".

Аэрофлот, министерства транспорта и финансов не ответили на запросы о комментариях.

http://ru.reuters.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу