Индия сделала в последнее время значительный прорыв в технологиях производства собственных электрических транспортных средств. Это делается в рамках выполнения задачи добиться международного статуса «зеленой экономики», поскольку электромобили имеют нулевой выброс в атмосферу парникового газа. Обнаружение в кашмирских горах богатых запасов лития, используемого в аккумуляторах EV, может изменить картину динамики акций связанных с этим сегментом предприятий на индийском фондовом рынке в сторону еще большего повышения.
Предыстория вопроса, геополитика и состояние отрасли
Одной только союзной территорией Джамму и Кашмир дело, в действительности, не исчерпывается, существует информация о том, что геологоразведочные работы ведутся на предполагаемом крупном месторождении лития в штате Раджастан. Несмотря на то, что там пока все в стадии исследования, информация вызвала дополнительный оптимизм среди инвесторов в акции индийских компаний, производящих электромобили, литий-ионные аккумуляторы для них, комплектующие и запчасти для электромобилей, операторов сетей зарядных станций и, естественно, добывающих компаний, получивших или теоретически могущих получить тендеры на разработку кашмирского месторождения.
Джамму и Кашмир – спорная территория, на которую с момента предоставления Великобританией индийским колониям независимости претендует Пакистан, одно из четырех государств, на которые распалась Британская Индия. Свои претензии Пакистан обосновывает преобладанием в регионе мусульманского населения, а экономически для расположенного преимущественно в пустынной зоне Пакистана роль всегда играли огромные запасы в горном Кашмире пресной воды из рек, озер и ледников. Теперь добавился еще и литий. Очевидно, опасаясь очередного обострения отношений с западным мусульманским соседом, правительство Нарендры Моди приняло решение сначала допустить частные компании, в том числе, и иностранные, к разработке индийских месторождений стратегически важных полезных ископаемых, затем разрешило сдавать кашмирское месторождение в аренду любым частным структурам, включая нерезидентов, а месяц назад вообще односторонним решением без всяких референдумов аннулировало особый статус Джамму и Кашмира. Ранее, в 2019 году, власти Индии также односторонним решением сверху упразднили штат Джамму и Кашмир, разделив его на две союзные территории, Джамму и Кашмир, тогда еще сохранявших особый статус, и Ладакх, которой особый статус не был предоставлен. Именно тогда как раз начались исследовательские работы для проверки гипотезы о наличие залежей лития в недрах кашмирских отрогов Гималаев. Естественно, в Пакистане такое решение вызвало негодование, да и пакистанская разведка не могла не знать о постоянных визитах научных сотрудников и геологоразведочных бригад в Кашмир.
Каким бы зашкаливающим не был оптимизм инвесторов индийского фондового рынка, и какие бы виражи не выписывало ралли ценных бумаг на биржах Мумбаи и Нью-Дели, следует признать, что кроме геополитических существует среднесрочный отложенный риск того, что, в случае если сроки выхода месторождения на проектную мощность добычи затянутся, выросшие сегменты индийского рынка начнут восприниматься инвесторами как находящиеся в состоянии перекупленности пузыри. Пока не будет окончательно разработано месторождение лития в Кашмире (по оценкам экспертов, его хватит, чтобы перевести на аккумуляторный постоянный ток все автосредства, которыми располагает Индия, учитывая, что для одного аккумулятора нужно 10 кг лития), не выйдет оно на проектную мощность, индийское производство электромобилей будет зависеть от внешних поставок и конъюнктуры мирового рынка. В настоящее время Индия импортирует весь необходимый литий из Австралии и Аргентины. Кроме того, производители импортируют 70% готовых литий-ионных элементов из Китая и Гонконга, специализирующихся на переработке. Поскольку Индия заключила соглашение о свободной торговле с Австралией, на импорт лития не взимаются пошлины, тем не менее, в любом случае наличие собственных запасов лития в корне изменит инвестиционную картину в индийском сегменте электромобилей и аккумуляторов для них за счет снижения расходов, в том числе, и транспортных.
В 2022 финансовом году Индия потратила $1,83 млрд на импорт литий-ионных батарей. За восемь месяцев 2023 финансового года было импортировано литий-ионных батарей на сумму $1,79 млрд. По оценкам экспертов, стоимость производства литий-ионных аккумуляторов снизится на 7%, если металл будет доступен на месте.
Тем не менее, чтобы хеджировать риск затягивания процесса разработки кашмирского месторождения, Индия по-прежнему изучает возможность инвестирования в литиевые рудники за рубежом, а также коммерческих соглашений с правительствами и странами других стран. Вероятнее всего, они будут осуществляться через компанию Khanij Bidesh India Ltd. – совместное предприятие министерства горнодобывающей промышленности Индии, National Aluminium Company Ltd (NALCO), Mineral Exploration and Consultancy Ltd., Hindustan Copper Ltd.
Акции добывающих компаний – бенефициаров проекта
Добыча лития – новое для индийских горнодобывающих компаний занятие. Несмотря на то, что правительство Моди рассматривает вариант с привлечением иностранных добытчиков, есть ряд индийских операторов горной промышленности, которые давно успешно работают в отрасли, добывая другие полезные ископаемые и готовы перепрофилировать добывающие мощности под литиевое месторождение. Оптимизм участников индийского фондового рынка по поводу их перспектив диверсификации бизнеса может добавить повышательных тенденций к динамике их акций, которая нередко бывает неоднозначной.
Акции Hindustan Copper Ltd. отличаются повышенной волатильностью на фоне нестабильности финансовых результатов. Топ-менеджмент компании не может не видеть этого и не может не понимать, что добыча лития, современного «белого золота», может оздоровить финансовое положение компании. Цены на медь в начале года упали и не восстановились до первоначального уровня до сих пор, находясь с начала лета в боковом тренде. Цены на литий тоже склонны к падению, но только из-за новых разведанных месторождений во всем мире, которые повысили его предложение на мировом рынке. Наличие возможности добычи лития внутри страны и его поставок индийским производителям электромобилей и аккумуляторов может быть положительным фактором на фоне низких цен на сырье.
Пример такой волатильности – августовские события, когда акции компании упали более чем на 8% только за одну торговую сессию сразу после публикации данных о снижении ее прибыли в первом квартале. Согласно биржевым данным, чистая прибыль государственного производителя меди упала на 17% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года до 47,28 крор рупий за квартал, завершившийся в июне. Расходы выросли до 322,53 крор рупий в июньском квартале по сравнению с 280,76 крор рупий в аналогичном периоде предыдущего года.
Еще один возможный бенефициар обнаружения запасов лития в Кашмире – один из лидеров цементной отрасли Индии компания Shree Cement, чьи акции причисляются к голубым фишкам. Компания планирует подать заявку на получение прав на добычу лития в Джамму-Кашмире. Вполне возможно, это поможет выйти ее акциям из среднесрочного нисходящего канала. После известия о возможном начале разработки компанией месторождения лития возникли технические признаки возможного пробоя уровня сопротивления канала, по крайней мере, краткосрочный тренд сейчас бычий.
Сейчас Shree Cement – вторая по величине цементная компания Индии по рыночной капитализации. Добыча кашмирского лития станет первым шагом Shree Cement в сфере горнодобывающей промышленности. Расходы, правда, будут значительными: только услуги австралийских консультантов обойдутся эмитенту примерно в $600-700 млн.
Акции переработчиков лития – бенефициаров проекта
Среди переработчиков, в первую очередь, можно отметить Indo Borax & Company Chemicals Limited, производитель и продавец продуктов из бора и лития, который может получить выгоду как от перехода на отечественное сырье с кашмирского месторождения, так и от повышения спроса на литиевые батареи. Именно по второй причине за последние пять лет Indo Borax продемонстрировала значительный рост прибыли: на 243%. Денежный поток демонстрирует рост на 183% за упомянутый период, что соответствует среднегодовому темпу роста 23%. Выручка компании за последние пять лет выросла на 75%, продемонстрировав среднегодовой темп роста 11,89%.
Компания Himadri Specialty Chemical рассматривается инвесторами как один из наиболее перспективных переработчиков лития. Ее акции взлетели почти на 6% до рекордной отметки в 307 рупий уже в первую сессию после того как компания заявила, что построит завод по производству компонентов литий-ионных аккумуляторов. Ориентировочная стоимость проекта составит 48 млрд рупий ($576,12 млн).
Himadri Specialty была среди более чем 10 индийских и иностранных компаний, принявших участие в правительственном аукционе на строительство завода литиевых комплектующих в этом году. Предполагается, что завод будет производить фосфат железа лития, один из ключевых материалов, используемых в производстве литий-ионных аккумуляторных элементов, строительство и выход на проектную мощность будут завершены поэтапно в течение следующих пяти-шести лет. По мнению руководства компании, при полной загрузке завода ожидается доход, примерно в 4 раза превышающий капитальные затраты. Завод будет располагаться в восточно-индийском штате Одиша.
Акции индийских производителей литий-ионных аккумуляторов – бенефициаров проекта
Одними из ведущих производителей аккумуляторов в Индии являются Exide Industries, Amara Raja Batteries и Eveready Industries India Ltd. Эти компании продемонстрировали устойчивый рост в последние несколько лет и имеют сильное присутствие на индийском рынке.
Самые прибыльные на индийском фондовом рынке акции в сегменте производства литиево-ионных аккумуляторов – Exide Industries, далее следуют Amara Raja Batteries, на третьем месте HBL Power Systems, на четвертом – Eveready Industries India Ltd.; № 5 – Indo National Ltd., № 6 – Goldstar Power Ltd, № 7 – Panasonic Energy India Co Ltd. Но в действительности, в краткосрочном и среднесрочном временных масштабах ситуация быстро меняется, и на первый план могут выйти компании, которые в вышеизложенном списке могут и не присутствовать, но в течение этого года проявляли на рынке активность, представляя бизнес-среде новые проекты.
Exide Industries Ltd. Производитель аккумуляторов, которые используются в «обычных», углеводородных транспортных средствах. Теперь они приступили к производству литиево-ионных аккумуляторов для электромобилей. Акции показывают стабильный рост, аналитиками прогнозируется более высокий рост доходов компании, что отразится на дальнейшей динамике акций, безусловно, положительно. С начала года акции эмитента выросли с 190.50 рупий до 304.40 рупий.
Подобные результаты обусловлены ростом финансовых показателей эмитента. В начале ноября производитель аккумуляторов сообщил о росте консолидированной чистой прибыли за второй квартал на 12,11% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года до 270,32 крор рупий с 241,12 крор рупий. Выручка компании от операционной деятельности во 2-м квартале 2024 финансового года выросла на 13,81% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составила 4 371,52 крор рупий по сравнению с 3 841,13 крор рупий за 2-й квартал 2023 финансового года. Динамика продаж аккумуляторов для электромобилей была оптимистичной, поскольку операционная выручка выросла во втором квартале и первом полугодии 2024 финансового года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 10% и 7% соответственно. EBITDA и PBT увеличились на 17% оба. Маржа EBITDA и PBT соответственно составила 11,8% и 9,4% в текущем квартале по сравнению с 11,1% и 8,8% в аналогичном периоде предыдущего года.
В конце лета осенний всплеск покупок акций эмитента на биржах Мумбаи и Нью-Дели был обусловлен публичной информацией компании о планах строительства новых производственных мощностей. К концу 2025 финансового года Exide Industries осуществит коммерческий запуск первой фазы проекта по производству литий-ионных аккумуляторов. Мощность завода составит 12 гигаватт-часов. Сейчас строительство нового проекта Exide Industries по производству литий-ионных элементов в Бангалоре идет полным ходом. Первый этап строительства мощностью 6 ГВтч потребовал инвестиций в размере около 4000 крор рупий. Общая стоимость проекта в 6000 крор рупий будет покрыта за счет внутренних начислений, а также промежуточных кредитов. Также реализуются два проекта компании. Завод в Карнатаке находится в стадии строительства, тогда в Гуджарате под управлением дочерней компании Exide уже работает производство литий-ионной технологии. Дочка концерна Exide Energy Private Limited производит бренд Nexcharge, поставляя модули и блоки литий-ионных аккумуляторов. У бренда есть портфель заказов на сумму около 700 крор рупий, которые будут выполнены в течение следующих 12-15 месяцев. Планируется слияние дочерних компаний. EEPL будет объединена с Exide Energy Solutions, оператором производства литий-ионных элементов в Карнатаке.
Проект Exide Energy Solutions Limited в Бангалоре получил от банков кредитную линию в размере 2000 крор рупий. Exide предоставила корпоративную гарантию в пользу пяти банков по этой кредитной линии. Это банки ICICI Bank, HDFC Bank , Axis Bank, HSBC Bank и Kotak Mahindra Bank. Exide Energy Solutions Limited будет использовать средства траншами. Всего на 2023–2024 годы Exide Industries запланировала капитальные затраты в размере 700 крор рупий на увеличение мощностей, модернизацию технологий и соответствие продукции и производства международным нормам.
Amara Raja Batteries Ltd. Второй по величине производитель автомобильных аккумуляторов в Индии, планирует построить гигафабрику с инвестициями от $800 млн до $1 млрд в течение следующих пяти-восьми лет. Компания создала единственный в стране технологический центр по развитию литий-ионных элементов. По состоянию на 21 ноября 2023 года рыночная цена акций этой компании с малой капитализацией за последние 12 месяцев выросла на 35,69%.
Гигафабрика будет построена с основным упором на производство литий-ионных элементов и аккумуляторных блоков, оптимизированных для природных условий Индии. Планируется дальнейшее развитие центра литиевых технологий «Amara Raja E +ve» в Телангане. Гигафабрика в штате Телангана будет иметь проектную мощность около 16 ГВтч. Первая очередь завода (до 2 ГВтч) будет введена в эксплуатацию к апрелю 2026 года.
Акции индийских производителей электрических транспортных средств – бенефициаров проекта
Olectra Greentech Ltd. Дочерняя компания Megha Engineering and Infrastructures Ltd, ее акции по состоянию на начало декабря оцениваются в 1 268,75 рупий, что показывает рост на 141,65% с прошлого года. Компания специализируется на производстве электробусов, являясь их единственным в Индии производителем используемых в индийских аэропортах электробусов для местной транспортировки Tarmac . Новейшая модель K9 имеет систему рекуперативного торможения, которая экономит 30% энергии, и более быстрыми системами зарядки.
В число крупнейших заказов, поступивших за этот год эмитенту от транспортных компаний, входят 550 автобусов от Государственной дорожно-транспортной корпорации Теланганы, 2100 электробусов от Brihanmumbai Electric Supply and Transport Enterprise и 5150 электробусов от Государственной корпорации Махараштры. Компания также рассматривает тендер по программе PM e-Bus на поставку 10 тыс. автобусов, который, как недавно объявило правительство Индии, вероятно, будет объявлен перед новым годом. В настоящее время компания занимает 27% рынка в этом сегменте. Olectra Greentech в настоящее время имеет 9 тыс. заказов на электробусы, которые будут доставлены в ближайшие 12–24 месяца. В результате компания усердно работает над созданием нового завода по производству электромобилей Greenfield в Телангане с первоначальной мощностью 5 тыс. автомобилей в год и возможностью расширения до 10 тыс. автомобилей в год. Этот объект должен быть введен в эксплуатацию к 4-му кварталу 2024 финансового года. Электробусы компании работают на линиях в Мумбаи, Пуне, Хайдарабаде, Гоа, Дехрадуне, Сурате, Ахмедабаде, Силвассе и Нагпуре.
Компания расширяет свою линейку продуктов в сегменте электронной мобильности. для трехколесных электромобилей и электрических самосвалов.
Tata Motors Ltd. Один из старейших производителей автомобилей на индийском рынке. На данный момент компания предлагает 3 модификации: Tata Nexon EV Prime, Tata Nexon EV Max и Tata Tigor EV. Эти акции, по мнению аналитиков, в настоящее время недооценены, даже несмотря на то, что выросли с начала года с 418 рупий до 734,10 рупий, это исторический максимум.
О серьезных претензиях компании на кашмирский литий стало понятно уже в июне, когда вопрос о разработке литиевого месторождения вошел в активную фазу решения. В июне этого года Tata Group подписала предварительное соглашение о строительстве завода по производству литий-ионных элементов с инвестициями в размере около 130 миллиардов рупий ($1,58 млрд). В ноябре, когда вопрос о лишении союзной территории Джамму и Кашмир особого статуса еще был в стадии обсуждения в индийском парламенте, она поставила в кашмирскую столицу Сринагар первую партию электробусов. Дело в том, что решение о начале разработки лития встретило агрессивную реакцию как кашмирских экологических активистов, так и простых крестьян и работников туристического бизнеса, которые могут в результате загрязнения окружающей среды (а в результате открытой добычи лития это неминуемо) лишиться значительной части ресурсов, обеспечивающих им доход. Поэтому перед компаниями, прямо или косвенно имеющих отношение к добыче, переработке и использованию лития, стоит задача задобрить местное население и показать им, что уникальную природу Кашмира они постараются сохранить. Электробусы, как известно, самый экологически чистый вид общественного транспорта.
Tata Motors поставила первую партию электрических автобусов Ultra EV с кондиционером компании Srinagar Smart City Limited в рамках более крупного соглашения на поставку и эксплуатацию 100 электрических автобусов в Сринагаре и еще 100 в Джамму, втором по величине городе союзной территории. Ultra EV оснащен литий-ионным аккумулятором емкостью 124 кВтч. Благодаря времени зарядки до 2,5 часов с использованием установки быстрой зарядки эти автобусы обеспечивают заявленный запас хода в 150 км на одной зарядке, развивая максимальную скорость 75 км/ч. Известие вызвало начало очередного краткосрочного бычьего тренда после наблюдавшейся некоторое время консолидации.
Практически одновременно с вышеупомянутой вышла новость о финансовых результатах компании за 2-й квартал, после чего акции ее подскочили еще выше. Tata Motors сообщила о прибыли в размере 3783 крор рупий за квартал, завершившийся в сентябре 2023 года, по сравнению с убытком в 1004 крор рупий за тот же период год назад. Акции Tata Motors Ltd подскочили в ту же сессию более чем на 4%. Тем более положительная чистая прибыль наблюдается четвертый квартал подряд.
Катализатором продолжения ралли выступили дальнейшие новости. В начале декабря компания объявила о рекордных ежемесячных розничных продажах в ноябре. За 47-дневный праздничный период в октябре-ноябре этого года: было продано около 79 374 единиц, что на 18% больше, чем за тот же период прошлого года. В ноябре автопроизводитель продал в розницу около 53 тыс. единиц, что на 8% выше по сравнению с октябрем этого года и на 30% по сравнению с продажами в ноябре 2022 года. За 47-дневный праздничный период в этом году было продано на 18% больше автомобилей, чем за аналогичный период предыдущего года. Хотя речь идет в целом обо всей продукции компании, но налицо снижение спроса на нижний сегмент автомобилей компании, работающих на ДТ, тогда как на экологичные электромобили и автомобили на КПГ спрос стабильно растет.
О том, что электромобили на волне оптимизма по поводу наличия в Индии собственных запасов лития становятся профильной продукцией Tata Motors, говорит еще одна декабрьская новость, усилившая краткосрочный рост акций эмитента. Дочернее предприятие корпорации, Tata Passenger Electric Mobility Ltd, заявила, что вступила в сотрудничество с сетью заправочных станций Bharat Petroleum Corporation Ltd для установки 7 тыс. зарядных устройств для электромобилей на ее заправки. При этом компания пошла явно на лоббирование собственных интересов в ущерб интересам других производителей электромобилей, поскольку предусматривается сбор информации о более чем 1,15 тыс. электромобилей Tata на индийских дорогах для установки зарядных устройств в местах, которые часто посещают владельцы Tata EV. Всего Bharat Petroleum Corporation Ltd планирует установить 7 тыс. зарядных станций к следующему году.
Mahindra & Mahindra Ltd. Компания появилась на рынке электромобилей в 2022 году со своим XUV400. Продажи этого электромобиля начались в январе 2023 года. Акции компании имеют показатель рентабельности 6,9/10. Сейчас они торгуются на историческом максимуме, с начала года вырастя с 1273,29 рупий до 1695,70 рупий. Последние новости исключительно положительные для динамики акций эмитента. Сейчас Mahindra & Mahindra находится в процессе разработки современного электромобиля с расширенными функциями. В своей исследовательской долине Mahindra Research Valley в Ченнаи компания строит «электрическую платформу» с облачным подключением при использовании 5G и сети Ethernet.
На стоимость акций компании также положительно повлиял выход новости о том, что она скоро выпустит на рынок электромобиль нового поколения, революционный не только для индийского рынка электрических транспортных средств, но и для их мирового рынка в целом. Этот электромобиль будет оснащен ADAS (усовершенствованной системой помощи водителю). Наиболее примечательные функции включают возможность автономной парковки, чему способствуют пять радаров и 11 датчиков, способность автомобиля чувствовать настроение водителя и реагировать на него (датчики и радары автомобиля могут распознавать до пяти различных настроений, в частности ИИ автомобиля может включать воодушевляющие песни или шутить, если водитель расстроен). Также датчики могут обнаруживать признаки ухудшения состояния из-за опьянения или усталости, предлагая такие меры, как замедление скорости, подачу предупреждений, отображение символов кофе в информационно-развлекательной системе и контроль угла поворота руля. Технология распространяется на мониторинг движения ноги водителя на акселераторе, глазных яблок водителя, чтобы определить, сосредоточен ли он или отвлечен. Если руки не на руле, датчики предупредят водителя.
Еще одна положительная новость для акций компании – контракт с транснациональной корпорацией Valeo. Эта всемирно известная своими передовыми разработками в области мобильных технологий компания обеспечивает питанием дочку Mahindra «Born Electric», поставляя ей системы электропривода для платформы пассажирских автомобилей под ее брендом. Также был заключен контракт на поставку корпорацией бортового зарядного устройства новейшего поколения на сумму около $1 млрд.
Hero MotoCorp Ltd. Крупнейший игрок на рынке двухколесных электромобилей (электромопедов и электросамокатов). Они предлагают 8 моделей: Photon, Optima, NYX, Eddy, Flash, Atria, AE-29 и AE-3. Эта акция со средней капитализацией имеет показатель рентабельности 7,2 из 10.
С начала года акции компании выросли с 2139,00 рупий до 3876,05 рупий. Между тем, совокупность последних обстоятельств такова, что бычьему тренду может прийти конец. За финансовый год, закончившийся в августе 2023 года Hero Motocorp Limited продала 2 232 601 единиц против 2 298 381 единиц год назад. То есть на фоне роста продаж электромопедов и электросамокатов, ставших популярными во всем мире, компании не только не удалось нарастить продажи, но и удержать их на прежнем уровне.
В довершение всего, компания попала в октябре в неприятную историю с судебным преследованием. Полиция Нью-Дели возбудила дело о подделке документов, совершенной группой лиц по предварительному сговору, на основании жалобы, в которой утверждалось, что Hero Motocorp изготавливала фальшивые ежемесячные счета на общую сумму 59 452 525 рупий, а также получила инвестиционный налоговый кредит на сумму более 55 лакх рупий. Жалоба была подана компанией Brains Logistics Pvt Ltd. Hero MotoCorp считает, что это сведение личных счетов, а заявитель – недовольный условиями уже состоявшейся, тем не менее, сделки, поставщик услуг. Заявитель же стоит на своем, утверждая, что компания создала ложный дебетовый баланс с целью получения кредита. Хоть дело было еще в 2009-2010 годах, и срок давности уже истек, в любом случае, по репутации компании нанесен серьезный удар, который может застопорить ралли ее акций.
Еще одно обвинение против Hero MotoCorp состоит в том, что она заключила контрактные соглашения с Brains Logistics на рабочую силу и сопутствующие услуги по подложным документам.
Подобные перипетии не мешают компании прибегать к новым инвестициям в производство двухколесных электрических транспортных средств, хотя у компании нет роста продаж, и совершать дополнительные инвестиции в такой ситуации было бы рискованно. Так, в декабре Hero MotoCorp сообщили, что увеличивают долю в Ather Energy, производителе электромобилей из Бангалора, приобретя акции на сумму 140 крор рупий. Теперь Hero MotoCorp будет владеть самой большой по сравнению с другими акционерами частью Ather Energy, повысив долю на 3%. В общей сложности, доля Hero MotoCorp в активах Ather Energy составит 39,7%. Этот шаг последовал за предыдущим раундом финансирования Ather Energy на сумму 900 крор рупий, который включал инвестиции Hero MotoCorp и сингапурской GIC. Недавно обе компании подписали договор о совместном создании сети быстрой зарядки для электрических двухколесных транспортных средств по всей стране. В рамках этого партнерства компании намерены открыть более 1900 точек быстрой зарядки в более чем 100 городах.
Таким образом, перспективы акций компании довольно туманны, если не сказать, что их рост находится под угрозой. Как ни парадоксально, но спасти ситуацию может Ather Energy, у которой дела идут намного лучше, чем у ее основного акционера, хоть и инвестиции в нее вылились для Hero MotoCorp в копеечку, которая может значительно снизить показатель чистой прибыли компании. В ноябре Ather Energy продала в Индии 9 344 электромобиля, что на 22,5% больше, чем количество проданных единиц в аналогичном периоде предыдущего года. В месячном исчислении продажи компании также выросли на 9 процентов по сравнению с 8 410 единицами, проданными в октябре 2023 года.
Акции индийских сетей зарядных станций – бенефициаров проекта
Если отбросить в сторону собственные зарядные сети производителей электрических транспортных средств и аккумуляторов для них, которые ориентируются нередко только на собственные бренды EV, а сконцентрироваться на крупных игроках, то можно выделить среди них главного, фактически, монополиста рынка распределения электроэнергии в Индии. Здесь птицы не поют, деревья не растут, и лишь «зарядки» PowerGrid, плечом к плечу, врастают в землю тут. Power Grid Corporation of India Ltd – крупнейшая в Индии компания по передаче электроэнергии, у которой есть зарядные станции для электромобилей в 7 разных городах Индии. Акции характеризуются волатильностью 2,16x по сравнению с индийским фондовым индексом NIFTY 500, демонстрируют рентабельность 9,3 из 10, что является исключительным показателем даже для быстрорастущих развивающихся азиатских рынков.
С начала года акции эмитента выросли с 164,18 рупий до 235,06 рупий. Налицо корреляция с повышением активности компании в сфере строительства зарядных станций для электромобилей и ростом количества и процентного соотношения электромобилей в Индии, поскольку до бума электротранспорта на индийских автодорогах и развития зарядной сети акции находились в стадии бокового тренда.
Этой весной правление корпорации одобрило привлечение до 900 крор рупий посредством выпуска неконвертируемых облигаций на основе частного размещения. Комитет директоров по облигациям на своем заседании, состоявшемся 9 марта 2023 года, одобрил выпуск необеспеченных, неконвертируемых, некумулятивных, погашаемых, облагаемых налогом облигаций POWERGRID Bonds-LXXI (71-й) на 2022-2023 годы. частное размещение на сумму до 900 крор рупий путем секьюритизации денежных потоков сроком на 10 лет до 2032-2033 финансового года. Эмитентом выступил операционная SPV корпорации POWERGRID Mithilanchal Transmission Ltd. Базовый размер выпуска составил 300 крор рупий, зеленые облигации – 600 крор рупий.
Акции индийских производителей комплектующих для электромобилей – бенефициаров проекта
Толчок к ралли в результате оптимизма инвесторов по поводу открытия запасов лития в Кашмире получили акции индийских производителей комплектующих для аккумуляторов электромобилей, не связанных с литием. Например, в начале декабря акции алюминиевой компании Hindalco Industries Ltd достигли нового 52-недельного максимума после того, как компания заявила, что инвестирует 800 крор рупий ($96 млн) в строительство завода по производству аккумуляторной фольги, чтобы выйти на растущий индийский рынок электромобилей. Акции Hindalco Industries только за одну торговую сессию после официального заявления выросли на 2,47% до 535,45 рупий по сравнению с предыдущим закрытием в 522,50 рупий на BSE. Оборот за сессию составил 9,32 крор рупий. Рыночная капитализация Hindalco Industries на BSE выросла до 1,20 крор рупий. С технической точки зрения компания торгуется ни в зоне перекупленности, ни в зоне перепроданности, цену ее можно назвать справедливой.
Завод компании, который будет открыт в Одише, должен быть введен в эксплуатацию к июлю 2025 года и будет производить 25 000 тонн алюминиевой фольги, ключевого компонента литий-ионных элементов, необходимых для батарей электромобилей.
В связи с мощным импульсом для развития производства аккумуляторных батарей для электромобилей, выразившемся в кашмирских событиях, аналитики ожидают, что к 2030 году спрос на алюминиевую фольгу аккумуляторного стандарта в Индии вырастет в несколько раз до 40 тыс. тонн. На волне оптимизма по этому поводу можно ожидать рост акций по примеру Hindalco Industries также производителей сырья, например NALCO, индийского алюминиевого гиганта, тем более, в планах компании диверсификация бизнеса при помощи добычи лития.
Впрочем, и без лития компания с момента возникновения импульса для роста производства батарей для электромобилей показывала рост финансовых результатов, что, естественно, положительно сказалось на динамике ее акций. Во 2-м квартале она сообщила о 50-процентном росте прибыли на фоне высокого спроса на алюминий, в том числе, со стороны производителей литиево-ионных аккумуляторов. Консолидированная прибыль за квартал, завершившийся 30 сентября, выросла до 1,87 миллиарда рупий ($22,45 млн) с 1,25 миллиарда рупий за аналогичный период предыдущего года. NALCO зафиксировала рост прибыли до налогообложения почти на 14% в основном алюминиевом сегменте, на долю которого пришлось около 80% этого показателя. Правда, выручка от операционной деятельности упала на 12,8% до 30,43 млрд рупий на фоне роста цен на сырье на 2%.
Motherson Sumi Systems Ltd. Один из крупнейших производителей автозапчастей в Индии. С ростом спроса на электромобили они начали производить детали, необходимые для электромобилей. Несмотря на масштабы производства, динамика акций компании по сравнению со многими другими акциями сегмента не очень впечатляет: цена акций Motherson Sumi Systems с начала года выросла с 74,79 рупий до 96,36 рупий, при этом в долгосрочном плане на графике видна двойная вершина, что говорит о риске долгосрочного падения. В настоящее время ее акции показывают прибыльность 7,4/10.
Но есть и положительные факторы, которые могут дать инвесторам надежду, что акции компании выйдут из периода долгосрочной консолидации с повышенной волатильностью. Вероятно, рост финансовых показателей за 2-й квартал 2024 финансового года связан с общим бумом на индийском рынке электромобилей, связанным с обнаружением запасов лития в Кашмире. Так или иначе, компания сообщила о прибыли в размере 451 крор рупий за упомянутый отчетный период. В течение квартала компания зарегистрировала 22% автомобильного бизнеса, связанного с электромобилями из всего имеющегося на настоящий момент ее производства в этом сегменте. Компания сообщила о выручке за отчетный период в размере 23 474 крор рупий, что на 28% выше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, EBITDA на уровне 2 001 крор рупий, выросла на 34% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, нормализованная чистая прибыль составила 451 крор рупий, что на 39% превышает показатель аналогичного периода предыдущего года. Всего зарегистрированный бизнес компании по состоянию на ноябрь имеет стоимость более $77 млрд. Компания также инвестирует в открытие 10 новых объектов в Индии.
В планах на 2025 год у компании достичь выручки в размере $35 млрд с высоким показателем RoCE в 40%. В дальнейшем компания планирует диверсифицировать свою деятельность таким образом, чтобы ни один клиент, компонент или регион не приносили более 10% от общего дохода. Кроме того, Motherson планирует еще больше масштабировать бизнес своих новых подразделений, чтобы он приносил компании 25% дохода. Что касается распределения прибыли, руководство ожидает, что почти 40% консолидированной прибыли будет распределено в виде дивидендов за 2025 финансовый год.
Конкурирующие соседи: что ждать?
Соседний с Индией Китай является крупнейшим в мире переработчиком лития, собственных запасов которого он не имеет и вынужден закупать его за рубежом, в частности, в Австралии. При этом, хоть Индия и Китай состоят в БРИКС и ШОС и достаточно плодотворно сотрудничают во внешней торговле, отношения у них весьма натянутые из-за взаимных территориальных претензий. В 2020 году пограничный конфликт в Аксайчине привел к кровопролитию. Как себя поведет в данной ситуации Китай, пока не ясно, но логически можно предположить, что ему было бы выгоднее закупать литий в находящейся рядом коллеги по БРИКС, чем в Австралии. Акции китайских производителей аккумуляторов и электромобилей и так демонстрируют достаточно стабильный рост, возможность же дальнейшего его ускорения за счет удешевления поставок сырья, видимо, будет зависеть от дипломатических и внешнеторговых решений на высшем уровне обоих государств, возможно, что при посредничестве других членов БРИКС и ШОС. Естественно, индийская сторона не преминет потребовать от северо-восточного соседа отказа от претензий на Аруначал-Прадеш, который Китай считает частью Южного Тибета, и демилитаризации Аксайчина, а китайцы, в свою очередь – потребовать от Индии прекратить поддержку тибетского сепаратизма.
Сейчас cреди мировых продаж электромобилей 59% приходится на Китай, который, помимо лидерства в переработке лития, является крупнейшим в мире производителем электромобилей и литиевых аккумуляторов для них с 64% мирового объема. В первой половине этого года китайский бренд электромобилей BYD продемонстрировал рекордный рост совокупных продаж на 95,8% по сравнению с прошлым годом, став мировым лидером продаж. В прошлом месяце в стране сошел с конвейера юбилейный 20-миллионный электромобиль.
В ноябре немецкий производитель автомобилей Volkswagen инвестировал $700 млн в ведущую китайскую компанию по производству умных электромобилей XPENG, получив по условиям сделки 4,99% ее акций. Компании объявили о начале совместной разработки двух моделей электромобилей B-класса и сотрудничестве в сфере программных технологий и цепочек поставок. В свое время после того, как Audi, дочерняя компания концерна Volkswagen начала совместную работу с китайской SAIC Motor по разработке подключенных транспортных средств, некоторые автоэксперты посчитали, что для автомобильного сектора Китая наступил переломный момент в переходе от импорта технологий к экспорту.
Ряд китайских компаний, таких как BAIC, Changan, JAC Motors, Great Wall Motors, MG, FAW и Chery Automobile за последнее время создали представительства и совместные предприятия в Пакистане. Это дает возможность претендующему на развитие автопрома до заметного на мировом рынке уровня Пакистану получить в пользование передовые технологии, по которым в сфере производства электромобилей Китаю во многом нет равных. В частности, бросается в глаза рекорд по быстроте сборки. На китайских заводах электромобиль может быть произведен в течение четырех часов с использованием чипов и программного обеспечения из Шанхая, аккумуляторов из Чанчжоу, провинция Цзянсу, машин для литья под давлением из Нинбо, провинция Чжэцзян.
Пакистан тоже активно рвется осваивать мировой рынок электромобилей, хотя пока его доля на нем невелика. Мешает нехватка воды для заполнения бассейнов-отстойников и нехватка возобновляемой электроэнергии в пустынных регионах страны, где находятся пакистанские литиевые месторождения. Потому Пакистан стоит перед выбором: либо продолжать добывать собственный литий с чудовищными затратами, либо пойти на сделку с собственными территориально-конфессиональными амбициями и проглотить тот факт, что сырье будет поставляться из главной для Пакистана болевой точки – Кашмира.
Ноябрь ознаменовался еще до индийских событий проникновением ряда брендов на пакистанский рынок. В частности, автомобильный бренд Huazi Green Energy, совместное пакистано-китайское предприятие, объявил о плане представить в декабре первый электромобиль. Ранее, еще в мае этого года, когда уже было известно об открытии в Кашмире месторождения лития, китайская компания-производитель автомобилей Huaihai в сотрудничестве со своим пакистанским партнером объявила, что стремится расширить свой существующий бизнес, инвестируя $10 млн в производство электромобилей, электромопедов и электросамокатов в Пенджабе.
Поведение Пакистана пока непредсказуемо (по поводу лишения Кашмира особого статуса в Исламабаде уже высказали протест). Реакцию акций местных производителей электромобилей и аккумуляторов предсказать тоже пока трудно.
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Предыстория вопроса, геополитика и состояние отрасли
Одной только союзной территорией Джамму и Кашмир дело, в действительности, не исчерпывается, существует информация о том, что геологоразведочные работы ведутся на предполагаемом крупном месторождении лития в штате Раджастан. Несмотря на то, что там пока все в стадии исследования, информация вызвала дополнительный оптимизм среди инвесторов в акции индийских компаний, производящих электромобили, литий-ионные аккумуляторы для них, комплектующие и запчасти для электромобилей, операторов сетей зарядных станций и, естественно, добывающих компаний, получивших или теоретически могущих получить тендеры на разработку кашмирского месторождения.
Джамму и Кашмир – спорная территория, на которую с момента предоставления Великобританией индийским колониям независимости претендует Пакистан, одно из четырех государств, на которые распалась Британская Индия. Свои претензии Пакистан обосновывает преобладанием в регионе мусульманского населения, а экономически для расположенного преимущественно в пустынной зоне Пакистана роль всегда играли огромные запасы в горном Кашмире пресной воды из рек, озер и ледников. Теперь добавился еще и литий. Очевидно, опасаясь очередного обострения отношений с западным мусульманским соседом, правительство Нарендры Моди приняло решение сначала допустить частные компании, в том числе, и иностранные, к разработке индийских месторождений стратегически важных полезных ископаемых, затем разрешило сдавать кашмирское месторождение в аренду любым частным структурам, включая нерезидентов, а месяц назад вообще односторонним решением без всяких референдумов аннулировало особый статус Джамму и Кашмира. Ранее, в 2019 году, власти Индии также односторонним решением сверху упразднили штат Джамму и Кашмир, разделив его на две союзные территории, Джамму и Кашмир, тогда еще сохранявших особый статус, и Ладакх, которой особый статус не был предоставлен. Именно тогда как раз начались исследовательские работы для проверки гипотезы о наличие залежей лития в недрах кашмирских отрогов Гималаев. Естественно, в Пакистане такое решение вызвало негодование, да и пакистанская разведка не могла не знать о постоянных визитах научных сотрудников и геологоразведочных бригад в Кашмир.
Каким бы зашкаливающим не был оптимизм инвесторов индийского фондового рынка, и какие бы виражи не выписывало ралли ценных бумаг на биржах Мумбаи и Нью-Дели, следует признать, что кроме геополитических существует среднесрочный отложенный риск того, что, в случае если сроки выхода месторождения на проектную мощность добычи затянутся, выросшие сегменты индийского рынка начнут восприниматься инвесторами как находящиеся в состоянии перекупленности пузыри. Пока не будет окончательно разработано месторождение лития в Кашмире (по оценкам экспертов, его хватит, чтобы перевести на аккумуляторный постоянный ток все автосредства, которыми располагает Индия, учитывая, что для одного аккумулятора нужно 10 кг лития), не выйдет оно на проектную мощность, индийское производство электромобилей будет зависеть от внешних поставок и конъюнктуры мирового рынка. В настоящее время Индия импортирует весь необходимый литий из Австралии и Аргентины. Кроме того, производители импортируют 70% готовых литий-ионных элементов из Китая и Гонконга, специализирующихся на переработке. Поскольку Индия заключила соглашение о свободной торговле с Австралией, на импорт лития не взимаются пошлины, тем не менее, в любом случае наличие собственных запасов лития в корне изменит инвестиционную картину в индийском сегменте электромобилей и аккумуляторов для них за счет снижения расходов, в том числе, и транспортных.
В 2022 финансовом году Индия потратила $1,83 млрд на импорт литий-ионных батарей. За восемь месяцев 2023 финансового года было импортировано литий-ионных батарей на сумму $1,79 млрд. По оценкам экспертов, стоимость производства литий-ионных аккумуляторов снизится на 7%, если металл будет доступен на месте.
Тем не менее, чтобы хеджировать риск затягивания процесса разработки кашмирского месторождения, Индия по-прежнему изучает возможность инвестирования в литиевые рудники за рубежом, а также коммерческих соглашений с правительствами и странами других стран. Вероятнее всего, они будут осуществляться через компанию Khanij Bidesh India Ltd. – совместное предприятие министерства горнодобывающей промышленности Индии, National Aluminium Company Ltd (NALCO), Mineral Exploration and Consultancy Ltd., Hindustan Copper Ltd.
Акции добывающих компаний – бенефициаров проекта
Добыча лития – новое для индийских горнодобывающих компаний занятие. Несмотря на то, что правительство Моди рассматривает вариант с привлечением иностранных добытчиков, есть ряд индийских операторов горной промышленности, которые давно успешно работают в отрасли, добывая другие полезные ископаемые и готовы перепрофилировать добывающие мощности под литиевое месторождение. Оптимизм участников индийского фондового рынка по поводу их перспектив диверсификации бизнеса может добавить повышательных тенденций к динамике их акций, которая нередко бывает неоднозначной.
Акции Hindustan Copper Ltd. отличаются повышенной волатильностью на фоне нестабильности финансовых результатов. Топ-менеджмент компании не может не видеть этого и не может не понимать, что добыча лития, современного «белого золота», может оздоровить финансовое положение компании. Цены на медь в начале года упали и не восстановились до первоначального уровня до сих пор, находясь с начала лета в боковом тренде. Цены на литий тоже склонны к падению, но только из-за новых разведанных месторождений во всем мире, которые повысили его предложение на мировом рынке. Наличие возможности добычи лития внутри страны и его поставок индийским производителям электромобилей и аккумуляторов может быть положительным фактором на фоне низких цен на сырье.
Пример такой волатильности – августовские события, когда акции компании упали более чем на 8% только за одну торговую сессию сразу после публикации данных о снижении ее прибыли в первом квартале. Согласно биржевым данным, чистая прибыль государственного производителя меди упала на 17% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года до 47,28 крор рупий за квартал, завершившийся в июне. Расходы выросли до 322,53 крор рупий в июньском квартале по сравнению с 280,76 крор рупий в аналогичном периоде предыдущего года.
Еще один возможный бенефициар обнаружения запасов лития в Кашмире – один из лидеров цементной отрасли Индии компания Shree Cement, чьи акции причисляются к голубым фишкам. Компания планирует подать заявку на получение прав на добычу лития в Джамму-Кашмире. Вполне возможно, это поможет выйти ее акциям из среднесрочного нисходящего канала. После известия о возможном начале разработки компанией месторождения лития возникли технические признаки возможного пробоя уровня сопротивления канала, по крайней мере, краткосрочный тренд сейчас бычий.
Сейчас Shree Cement – вторая по величине цементная компания Индии по рыночной капитализации. Добыча кашмирского лития станет первым шагом Shree Cement в сфере горнодобывающей промышленности. Расходы, правда, будут значительными: только услуги австралийских консультантов обойдутся эмитенту примерно в $600-700 млн.
Акции переработчиков лития – бенефициаров проекта
Среди переработчиков, в первую очередь, можно отметить Indo Borax & Company Chemicals Limited, производитель и продавец продуктов из бора и лития, который может получить выгоду как от перехода на отечественное сырье с кашмирского месторождения, так и от повышения спроса на литиевые батареи. Именно по второй причине за последние пять лет Indo Borax продемонстрировала значительный рост прибыли: на 243%. Денежный поток демонстрирует рост на 183% за упомянутый период, что соответствует среднегодовому темпу роста 23%. Выручка компании за последние пять лет выросла на 75%, продемонстрировав среднегодовой темп роста 11,89%.
Компания Himadri Specialty Chemical рассматривается инвесторами как один из наиболее перспективных переработчиков лития. Ее акции взлетели почти на 6% до рекордной отметки в 307 рупий уже в первую сессию после того как компания заявила, что построит завод по производству компонентов литий-ионных аккумуляторов. Ориентировочная стоимость проекта составит 48 млрд рупий ($576,12 млн).
Himadri Specialty была среди более чем 10 индийских и иностранных компаний, принявших участие в правительственном аукционе на строительство завода литиевых комплектующих в этом году. Предполагается, что завод будет производить фосфат железа лития, один из ключевых материалов, используемых в производстве литий-ионных аккумуляторных элементов, строительство и выход на проектную мощность будут завершены поэтапно в течение следующих пяти-шести лет. По мнению руководства компании, при полной загрузке завода ожидается доход, примерно в 4 раза превышающий капитальные затраты. Завод будет располагаться в восточно-индийском штате Одиша.
Акции индийских производителей литий-ионных аккумуляторов – бенефициаров проекта
Одними из ведущих производителей аккумуляторов в Индии являются Exide Industries, Amara Raja Batteries и Eveready Industries India Ltd. Эти компании продемонстрировали устойчивый рост в последние несколько лет и имеют сильное присутствие на индийском рынке.
Самые прибыльные на индийском фондовом рынке акции в сегменте производства литиево-ионных аккумуляторов – Exide Industries, далее следуют Amara Raja Batteries, на третьем месте HBL Power Systems, на четвертом – Eveready Industries India Ltd.; № 5 – Indo National Ltd., № 6 – Goldstar Power Ltd, № 7 – Panasonic Energy India Co Ltd. Но в действительности, в краткосрочном и среднесрочном временных масштабах ситуация быстро меняется, и на первый план могут выйти компании, которые в вышеизложенном списке могут и не присутствовать, но в течение этого года проявляли на рынке активность, представляя бизнес-среде новые проекты.
Exide Industries Ltd. Производитель аккумуляторов, которые используются в «обычных», углеводородных транспортных средствах. Теперь они приступили к производству литиево-ионных аккумуляторов для электромобилей. Акции показывают стабильный рост, аналитиками прогнозируется более высокий рост доходов компании, что отразится на дальнейшей динамике акций, безусловно, положительно. С начала года акции эмитента выросли с 190.50 рупий до 304.40 рупий.
Подобные результаты обусловлены ростом финансовых показателей эмитента. В начале ноября производитель аккумуляторов сообщил о росте консолидированной чистой прибыли за второй квартал на 12,11% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года до 270,32 крор рупий с 241,12 крор рупий. Выручка компании от операционной деятельности во 2-м квартале 2024 финансового года выросла на 13,81% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составила 4 371,52 крор рупий по сравнению с 3 841,13 крор рупий за 2-й квартал 2023 финансового года. Динамика продаж аккумуляторов для электромобилей была оптимистичной, поскольку операционная выручка выросла во втором квартале и первом полугодии 2024 финансового года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 10% и 7% соответственно. EBITDA и PBT увеличились на 17% оба. Маржа EBITDA и PBT соответственно составила 11,8% и 9,4% в текущем квартале по сравнению с 11,1% и 8,8% в аналогичном периоде предыдущего года.
В конце лета осенний всплеск покупок акций эмитента на биржах Мумбаи и Нью-Дели был обусловлен публичной информацией компании о планах строительства новых производственных мощностей. К концу 2025 финансового года Exide Industries осуществит коммерческий запуск первой фазы проекта по производству литий-ионных аккумуляторов. Мощность завода составит 12 гигаватт-часов. Сейчас строительство нового проекта Exide Industries по производству литий-ионных элементов в Бангалоре идет полным ходом. Первый этап строительства мощностью 6 ГВтч потребовал инвестиций в размере около 4000 крор рупий. Общая стоимость проекта в 6000 крор рупий будет покрыта за счет внутренних начислений, а также промежуточных кредитов. Также реализуются два проекта компании. Завод в Карнатаке находится в стадии строительства, тогда в Гуджарате под управлением дочерней компании Exide уже работает производство литий-ионной технологии. Дочка концерна Exide Energy Private Limited производит бренд Nexcharge, поставляя модули и блоки литий-ионных аккумуляторов. У бренда есть портфель заказов на сумму около 700 крор рупий, которые будут выполнены в течение следующих 12-15 месяцев. Планируется слияние дочерних компаний. EEPL будет объединена с Exide Energy Solutions, оператором производства литий-ионных элементов в Карнатаке.
Проект Exide Energy Solutions Limited в Бангалоре получил от банков кредитную линию в размере 2000 крор рупий. Exide предоставила корпоративную гарантию в пользу пяти банков по этой кредитной линии. Это банки ICICI Bank, HDFC Bank , Axis Bank, HSBC Bank и Kotak Mahindra Bank. Exide Energy Solutions Limited будет использовать средства траншами. Всего на 2023–2024 годы Exide Industries запланировала капитальные затраты в размере 700 крор рупий на увеличение мощностей, модернизацию технологий и соответствие продукции и производства международным нормам.
Amara Raja Batteries Ltd. Второй по величине производитель автомобильных аккумуляторов в Индии, планирует построить гигафабрику с инвестициями от $800 млн до $1 млрд в течение следующих пяти-восьми лет. Компания создала единственный в стране технологический центр по развитию литий-ионных элементов. По состоянию на 21 ноября 2023 года рыночная цена акций этой компании с малой капитализацией за последние 12 месяцев выросла на 35,69%.
Гигафабрика будет построена с основным упором на производство литий-ионных элементов и аккумуляторных блоков, оптимизированных для природных условий Индии. Планируется дальнейшее развитие центра литиевых технологий «Amara Raja E +ve» в Телангане. Гигафабрика в штате Телангана будет иметь проектную мощность около 16 ГВтч. Первая очередь завода (до 2 ГВтч) будет введена в эксплуатацию к апрелю 2026 года.
Акции индийских производителей электрических транспортных средств – бенефициаров проекта
Olectra Greentech Ltd. Дочерняя компания Megha Engineering and Infrastructures Ltd, ее акции по состоянию на начало декабря оцениваются в 1 268,75 рупий, что показывает рост на 141,65% с прошлого года. Компания специализируется на производстве электробусов, являясь их единственным в Индии производителем используемых в индийских аэропортах электробусов для местной транспортировки Tarmac . Новейшая модель K9 имеет систему рекуперативного торможения, которая экономит 30% энергии, и более быстрыми системами зарядки.
В число крупнейших заказов, поступивших за этот год эмитенту от транспортных компаний, входят 550 автобусов от Государственной дорожно-транспортной корпорации Теланганы, 2100 электробусов от Brihanmumbai Electric Supply and Transport Enterprise и 5150 электробусов от Государственной корпорации Махараштры. Компания также рассматривает тендер по программе PM e-Bus на поставку 10 тыс. автобусов, который, как недавно объявило правительство Индии, вероятно, будет объявлен перед новым годом. В настоящее время компания занимает 27% рынка в этом сегменте. Olectra Greentech в настоящее время имеет 9 тыс. заказов на электробусы, которые будут доставлены в ближайшие 12–24 месяца. В результате компания усердно работает над созданием нового завода по производству электромобилей Greenfield в Телангане с первоначальной мощностью 5 тыс. автомобилей в год и возможностью расширения до 10 тыс. автомобилей в год. Этот объект должен быть введен в эксплуатацию к 4-му кварталу 2024 финансового года. Электробусы компании работают на линиях в Мумбаи, Пуне, Хайдарабаде, Гоа, Дехрадуне, Сурате, Ахмедабаде, Силвассе и Нагпуре.
Компания расширяет свою линейку продуктов в сегменте электронной мобильности. для трехколесных электромобилей и электрических самосвалов.
Tata Motors Ltd. Один из старейших производителей автомобилей на индийском рынке. На данный момент компания предлагает 3 модификации: Tata Nexon EV Prime, Tata Nexon EV Max и Tata Tigor EV. Эти акции, по мнению аналитиков, в настоящее время недооценены, даже несмотря на то, что выросли с начала года с 418 рупий до 734,10 рупий, это исторический максимум.
О серьезных претензиях компании на кашмирский литий стало понятно уже в июне, когда вопрос о разработке литиевого месторождения вошел в активную фазу решения. В июне этого года Tata Group подписала предварительное соглашение о строительстве завода по производству литий-ионных элементов с инвестициями в размере около 130 миллиардов рупий ($1,58 млрд). В ноябре, когда вопрос о лишении союзной территории Джамму и Кашмир особого статуса еще был в стадии обсуждения в индийском парламенте, она поставила в кашмирскую столицу Сринагар первую партию электробусов. Дело в том, что решение о начале разработки лития встретило агрессивную реакцию как кашмирских экологических активистов, так и простых крестьян и работников туристического бизнеса, которые могут в результате загрязнения окружающей среды (а в результате открытой добычи лития это неминуемо) лишиться значительной части ресурсов, обеспечивающих им доход. Поэтому перед компаниями, прямо или косвенно имеющих отношение к добыче, переработке и использованию лития, стоит задача задобрить местное население и показать им, что уникальную природу Кашмира они постараются сохранить. Электробусы, как известно, самый экологически чистый вид общественного транспорта.
Tata Motors поставила первую партию электрических автобусов Ultra EV с кондиционером компании Srinagar Smart City Limited в рамках более крупного соглашения на поставку и эксплуатацию 100 электрических автобусов в Сринагаре и еще 100 в Джамму, втором по величине городе союзной территории. Ultra EV оснащен литий-ионным аккумулятором емкостью 124 кВтч. Благодаря времени зарядки до 2,5 часов с использованием установки быстрой зарядки эти автобусы обеспечивают заявленный запас хода в 150 км на одной зарядке, развивая максимальную скорость 75 км/ч. Известие вызвало начало очередного краткосрочного бычьего тренда после наблюдавшейся некоторое время консолидации.
Практически одновременно с вышеупомянутой вышла новость о финансовых результатах компании за 2-й квартал, после чего акции ее подскочили еще выше. Tata Motors сообщила о прибыли в размере 3783 крор рупий за квартал, завершившийся в сентябре 2023 года, по сравнению с убытком в 1004 крор рупий за тот же период год назад. Акции Tata Motors Ltd подскочили в ту же сессию более чем на 4%. Тем более положительная чистая прибыль наблюдается четвертый квартал подряд.
Катализатором продолжения ралли выступили дальнейшие новости. В начале декабря компания объявила о рекордных ежемесячных розничных продажах в ноябре. За 47-дневный праздничный период в октябре-ноябре этого года: было продано около 79 374 единиц, что на 18% больше, чем за тот же период прошлого года. В ноябре автопроизводитель продал в розницу около 53 тыс. единиц, что на 8% выше по сравнению с октябрем этого года и на 30% по сравнению с продажами в ноябре 2022 года. За 47-дневный праздничный период в этом году было продано на 18% больше автомобилей, чем за аналогичный период предыдущего года. Хотя речь идет в целом обо всей продукции компании, но налицо снижение спроса на нижний сегмент автомобилей компании, работающих на ДТ, тогда как на экологичные электромобили и автомобили на КПГ спрос стабильно растет.
О том, что электромобили на волне оптимизма по поводу наличия в Индии собственных запасов лития становятся профильной продукцией Tata Motors, говорит еще одна декабрьская новость, усилившая краткосрочный рост акций эмитента. Дочернее предприятие корпорации, Tata Passenger Electric Mobility Ltd, заявила, что вступила в сотрудничество с сетью заправочных станций Bharat Petroleum Corporation Ltd для установки 7 тыс. зарядных устройств для электромобилей на ее заправки. При этом компания пошла явно на лоббирование собственных интересов в ущерб интересам других производителей электромобилей, поскольку предусматривается сбор информации о более чем 1,15 тыс. электромобилей Tata на индийских дорогах для установки зарядных устройств в местах, которые часто посещают владельцы Tata EV. Всего Bharat Petroleum Corporation Ltd планирует установить 7 тыс. зарядных станций к следующему году.
Mahindra & Mahindra Ltd. Компания появилась на рынке электромобилей в 2022 году со своим XUV400. Продажи этого электромобиля начались в январе 2023 года. Акции компании имеют показатель рентабельности 6,9/10. Сейчас они торгуются на историческом максимуме, с начала года вырастя с 1273,29 рупий до 1695,70 рупий. Последние новости исключительно положительные для динамики акций эмитента. Сейчас Mahindra & Mahindra находится в процессе разработки современного электромобиля с расширенными функциями. В своей исследовательской долине Mahindra Research Valley в Ченнаи компания строит «электрическую платформу» с облачным подключением при использовании 5G и сети Ethernet.
На стоимость акций компании также положительно повлиял выход новости о том, что она скоро выпустит на рынок электромобиль нового поколения, революционный не только для индийского рынка электрических транспортных средств, но и для их мирового рынка в целом. Этот электромобиль будет оснащен ADAS (усовершенствованной системой помощи водителю). Наиболее примечательные функции включают возможность автономной парковки, чему способствуют пять радаров и 11 датчиков, способность автомобиля чувствовать настроение водителя и реагировать на него (датчики и радары автомобиля могут распознавать до пяти различных настроений, в частности ИИ автомобиля может включать воодушевляющие песни или шутить, если водитель расстроен). Также датчики могут обнаруживать признаки ухудшения состояния из-за опьянения или усталости, предлагая такие меры, как замедление скорости, подачу предупреждений, отображение символов кофе в информационно-развлекательной системе и контроль угла поворота руля. Технология распространяется на мониторинг движения ноги водителя на акселераторе, глазных яблок водителя, чтобы определить, сосредоточен ли он или отвлечен. Если руки не на руле, датчики предупредят водителя.
Еще одна положительная новость для акций компании – контракт с транснациональной корпорацией Valeo. Эта всемирно известная своими передовыми разработками в области мобильных технологий компания обеспечивает питанием дочку Mahindra «Born Electric», поставляя ей системы электропривода для платформы пассажирских автомобилей под ее брендом. Также был заключен контракт на поставку корпорацией бортового зарядного устройства новейшего поколения на сумму около $1 млрд.
Hero MotoCorp Ltd. Крупнейший игрок на рынке двухколесных электромобилей (электромопедов и электросамокатов). Они предлагают 8 моделей: Photon, Optima, NYX, Eddy, Flash, Atria, AE-29 и AE-3. Эта акция со средней капитализацией имеет показатель рентабельности 7,2 из 10.
С начала года акции компании выросли с 2139,00 рупий до 3876,05 рупий. Между тем, совокупность последних обстоятельств такова, что бычьему тренду может прийти конец. За финансовый год, закончившийся в августе 2023 года Hero Motocorp Limited продала 2 232 601 единиц против 2 298 381 единиц год назад. То есть на фоне роста продаж электромопедов и электросамокатов, ставших популярными во всем мире, компании не только не удалось нарастить продажи, но и удержать их на прежнем уровне.
В довершение всего, компания попала в октябре в неприятную историю с судебным преследованием. Полиция Нью-Дели возбудила дело о подделке документов, совершенной группой лиц по предварительному сговору, на основании жалобы, в которой утверждалось, что Hero Motocorp изготавливала фальшивые ежемесячные счета на общую сумму 59 452 525 рупий, а также получила инвестиционный налоговый кредит на сумму более 55 лакх рупий. Жалоба была подана компанией Brains Logistics Pvt Ltd. Hero MotoCorp считает, что это сведение личных счетов, а заявитель – недовольный условиями уже состоявшейся, тем не менее, сделки, поставщик услуг. Заявитель же стоит на своем, утверждая, что компания создала ложный дебетовый баланс с целью получения кредита. Хоть дело было еще в 2009-2010 годах, и срок давности уже истек, в любом случае, по репутации компании нанесен серьезный удар, который может застопорить ралли ее акций.
Еще одно обвинение против Hero MotoCorp состоит в том, что она заключила контрактные соглашения с Brains Logistics на рабочую силу и сопутствующие услуги по подложным документам.
Подобные перипетии не мешают компании прибегать к новым инвестициям в производство двухколесных электрических транспортных средств, хотя у компании нет роста продаж, и совершать дополнительные инвестиции в такой ситуации было бы рискованно. Так, в декабре Hero MotoCorp сообщили, что увеличивают долю в Ather Energy, производителе электромобилей из Бангалора, приобретя акции на сумму 140 крор рупий. Теперь Hero MotoCorp будет владеть самой большой по сравнению с другими акционерами частью Ather Energy, повысив долю на 3%. В общей сложности, доля Hero MotoCorp в активах Ather Energy составит 39,7%. Этот шаг последовал за предыдущим раундом финансирования Ather Energy на сумму 900 крор рупий, который включал инвестиции Hero MotoCorp и сингапурской GIC. Недавно обе компании подписали договор о совместном создании сети быстрой зарядки для электрических двухколесных транспортных средств по всей стране. В рамках этого партнерства компании намерены открыть более 1900 точек быстрой зарядки в более чем 100 городах.
Таким образом, перспективы акций компании довольно туманны, если не сказать, что их рост находится под угрозой. Как ни парадоксально, но спасти ситуацию может Ather Energy, у которой дела идут намного лучше, чем у ее основного акционера, хоть и инвестиции в нее вылились для Hero MotoCorp в копеечку, которая может значительно снизить показатель чистой прибыли компании. В ноябре Ather Energy продала в Индии 9 344 электромобиля, что на 22,5% больше, чем количество проданных единиц в аналогичном периоде предыдущего года. В месячном исчислении продажи компании также выросли на 9 процентов по сравнению с 8 410 единицами, проданными в октябре 2023 года.
Акции индийских сетей зарядных станций – бенефициаров проекта
Если отбросить в сторону собственные зарядные сети производителей электрических транспортных средств и аккумуляторов для них, которые ориентируются нередко только на собственные бренды EV, а сконцентрироваться на крупных игроках, то можно выделить среди них главного, фактически, монополиста рынка распределения электроэнергии в Индии. Здесь птицы не поют, деревья не растут, и лишь «зарядки» PowerGrid, плечом к плечу, врастают в землю тут. Power Grid Corporation of India Ltd – крупнейшая в Индии компания по передаче электроэнергии, у которой есть зарядные станции для электромобилей в 7 разных городах Индии. Акции характеризуются волатильностью 2,16x по сравнению с индийским фондовым индексом NIFTY 500, демонстрируют рентабельность 9,3 из 10, что является исключительным показателем даже для быстрорастущих развивающихся азиатских рынков.
С начала года акции эмитента выросли с 164,18 рупий до 235,06 рупий. Налицо корреляция с повышением активности компании в сфере строительства зарядных станций для электромобилей и ростом количества и процентного соотношения электромобилей в Индии, поскольку до бума электротранспорта на индийских автодорогах и развития зарядной сети акции находились в стадии бокового тренда.
Этой весной правление корпорации одобрило привлечение до 900 крор рупий посредством выпуска неконвертируемых облигаций на основе частного размещения. Комитет директоров по облигациям на своем заседании, состоявшемся 9 марта 2023 года, одобрил выпуск необеспеченных, неконвертируемых, некумулятивных, погашаемых, облагаемых налогом облигаций POWERGRID Bonds-LXXI (71-й) на 2022-2023 годы. частное размещение на сумму до 900 крор рупий путем секьюритизации денежных потоков сроком на 10 лет до 2032-2033 финансового года. Эмитентом выступил операционная SPV корпорации POWERGRID Mithilanchal Transmission Ltd. Базовый размер выпуска составил 300 крор рупий, зеленые облигации – 600 крор рупий.
Акции индийских производителей комплектующих для электромобилей – бенефициаров проекта
Толчок к ралли в результате оптимизма инвесторов по поводу открытия запасов лития в Кашмире получили акции индийских производителей комплектующих для аккумуляторов электромобилей, не связанных с литием. Например, в начале декабря акции алюминиевой компании Hindalco Industries Ltd достигли нового 52-недельного максимума после того, как компания заявила, что инвестирует 800 крор рупий ($96 млн) в строительство завода по производству аккумуляторной фольги, чтобы выйти на растущий индийский рынок электромобилей. Акции Hindalco Industries только за одну торговую сессию после официального заявления выросли на 2,47% до 535,45 рупий по сравнению с предыдущим закрытием в 522,50 рупий на BSE. Оборот за сессию составил 9,32 крор рупий. Рыночная капитализация Hindalco Industries на BSE выросла до 1,20 крор рупий. С технической точки зрения компания торгуется ни в зоне перекупленности, ни в зоне перепроданности, цену ее можно назвать справедливой.
Завод компании, который будет открыт в Одише, должен быть введен в эксплуатацию к июлю 2025 года и будет производить 25 000 тонн алюминиевой фольги, ключевого компонента литий-ионных элементов, необходимых для батарей электромобилей.
В связи с мощным импульсом для развития производства аккумуляторных батарей для электромобилей, выразившемся в кашмирских событиях, аналитики ожидают, что к 2030 году спрос на алюминиевую фольгу аккумуляторного стандарта в Индии вырастет в несколько раз до 40 тыс. тонн. На волне оптимизма по этому поводу можно ожидать рост акций по примеру Hindalco Industries также производителей сырья, например NALCO, индийского алюминиевого гиганта, тем более, в планах компании диверсификация бизнеса при помощи добычи лития.
Впрочем, и без лития компания с момента возникновения импульса для роста производства батарей для электромобилей показывала рост финансовых результатов, что, естественно, положительно сказалось на динамике ее акций. Во 2-м квартале она сообщила о 50-процентном росте прибыли на фоне высокого спроса на алюминий, в том числе, со стороны производителей литиево-ионных аккумуляторов. Консолидированная прибыль за квартал, завершившийся 30 сентября, выросла до 1,87 миллиарда рупий ($22,45 млн) с 1,25 миллиарда рупий за аналогичный период предыдущего года. NALCO зафиксировала рост прибыли до налогообложения почти на 14% в основном алюминиевом сегменте, на долю которого пришлось около 80% этого показателя. Правда, выручка от операционной деятельности упала на 12,8% до 30,43 млрд рупий на фоне роста цен на сырье на 2%.
Motherson Sumi Systems Ltd. Один из крупнейших производителей автозапчастей в Индии. С ростом спроса на электромобили они начали производить детали, необходимые для электромобилей. Несмотря на масштабы производства, динамика акций компании по сравнению со многими другими акциями сегмента не очень впечатляет: цена акций Motherson Sumi Systems с начала года выросла с 74,79 рупий до 96,36 рупий, при этом в долгосрочном плане на графике видна двойная вершина, что говорит о риске долгосрочного падения. В настоящее время ее акции показывают прибыльность 7,4/10.
Но есть и положительные факторы, которые могут дать инвесторам надежду, что акции компании выйдут из периода долгосрочной консолидации с повышенной волатильностью. Вероятно, рост финансовых показателей за 2-й квартал 2024 финансового года связан с общим бумом на индийском рынке электромобилей, связанным с обнаружением запасов лития в Кашмире. Так или иначе, компания сообщила о прибыли в размере 451 крор рупий за упомянутый отчетный период. В течение квартала компания зарегистрировала 22% автомобильного бизнеса, связанного с электромобилями из всего имеющегося на настоящий момент ее производства в этом сегменте. Компания сообщила о выручке за отчетный период в размере 23 474 крор рупий, что на 28% выше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, EBITDA на уровне 2 001 крор рупий, выросла на 34% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, нормализованная чистая прибыль составила 451 крор рупий, что на 39% превышает показатель аналогичного периода предыдущего года. Всего зарегистрированный бизнес компании по состоянию на ноябрь имеет стоимость более $77 млрд. Компания также инвестирует в открытие 10 новых объектов в Индии.
В планах на 2025 год у компании достичь выручки в размере $35 млрд с высоким показателем RoCE в 40%. В дальнейшем компания планирует диверсифицировать свою деятельность таким образом, чтобы ни один клиент, компонент или регион не приносили более 10% от общего дохода. Кроме того, Motherson планирует еще больше масштабировать бизнес своих новых подразделений, чтобы он приносил компании 25% дохода. Что касается распределения прибыли, руководство ожидает, что почти 40% консолидированной прибыли будет распределено в виде дивидендов за 2025 финансовый год.
Конкурирующие соседи: что ждать?
Соседний с Индией Китай является крупнейшим в мире переработчиком лития, собственных запасов которого он не имеет и вынужден закупать его за рубежом, в частности, в Австралии. При этом, хоть Индия и Китай состоят в БРИКС и ШОС и достаточно плодотворно сотрудничают во внешней торговле, отношения у них весьма натянутые из-за взаимных территориальных претензий. В 2020 году пограничный конфликт в Аксайчине привел к кровопролитию. Как себя поведет в данной ситуации Китай, пока не ясно, но логически можно предположить, что ему было бы выгоднее закупать литий в находящейся рядом коллеги по БРИКС, чем в Австралии. Акции китайских производителей аккумуляторов и электромобилей и так демонстрируют достаточно стабильный рост, возможность же дальнейшего его ускорения за счет удешевления поставок сырья, видимо, будет зависеть от дипломатических и внешнеторговых решений на высшем уровне обоих государств, возможно, что при посредничестве других членов БРИКС и ШОС. Естественно, индийская сторона не преминет потребовать от северо-восточного соседа отказа от претензий на Аруначал-Прадеш, который Китай считает частью Южного Тибета, и демилитаризации Аксайчина, а китайцы, в свою очередь – потребовать от Индии прекратить поддержку тибетского сепаратизма.
Сейчас cреди мировых продаж электромобилей 59% приходится на Китай, который, помимо лидерства в переработке лития, является крупнейшим в мире производителем электромобилей и литиевых аккумуляторов для них с 64% мирового объема. В первой половине этого года китайский бренд электромобилей BYD продемонстрировал рекордный рост совокупных продаж на 95,8% по сравнению с прошлым годом, став мировым лидером продаж. В прошлом месяце в стране сошел с конвейера юбилейный 20-миллионный электромобиль.
В ноябре немецкий производитель автомобилей Volkswagen инвестировал $700 млн в ведущую китайскую компанию по производству умных электромобилей XPENG, получив по условиям сделки 4,99% ее акций. Компании объявили о начале совместной разработки двух моделей электромобилей B-класса и сотрудничестве в сфере программных технологий и цепочек поставок. В свое время после того, как Audi, дочерняя компания концерна Volkswagen начала совместную работу с китайской SAIC Motor по разработке подключенных транспортных средств, некоторые автоэксперты посчитали, что для автомобильного сектора Китая наступил переломный момент в переходе от импорта технологий к экспорту.
Ряд китайских компаний, таких как BAIC, Changan, JAC Motors, Great Wall Motors, MG, FAW и Chery Automobile за последнее время создали представительства и совместные предприятия в Пакистане. Это дает возможность претендующему на развитие автопрома до заметного на мировом рынке уровня Пакистану получить в пользование передовые технологии, по которым в сфере производства электромобилей Китаю во многом нет равных. В частности, бросается в глаза рекорд по быстроте сборки. На китайских заводах электромобиль может быть произведен в течение четырех часов с использованием чипов и программного обеспечения из Шанхая, аккумуляторов из Чанчжоу, провинция Цзянсу, машин для литья под давлением из Нинбо, провинция Чжэцзян.
Пакистан тоже активно рвется осваивать мировой рынок электромобилей, хотя пока его доля на нем невелика. Мешает нехватка воды для заполнения бассейнов-отстойников и нехватка возобновляемой электроэнергии в пустынных регионах страны, где находятся пакистанские литиевые месторождения. Потому Пакистан стоит перед выбором: либо продолжать добывать собственный литий с чудовищными затратами, либо пойти на сделку с собственными территориально-конфессиональными амбициями и проглотить тот факт, что сырье будет поставляться из главной для Пакистана болевой точки – Кашмира.
Ноябрь ознаменовался еще до индийских событий проникновением ряда брендов на пакистанский рынок. В частности, автомобильный бренд Huazi Green Energy, совместное пакистано-китайское предприятие, объявил о плане представить в декабре первый электромобиль. Ранее, еще в мае этого года, когда уже было известно об открытии в Кашмире месторождения лития, китайская компания-производитель автомобилей Huaihai в сотрудничестве со своим пакистанским партнером объявила, что стремится расширить свой существующий бизнес, инвестируя $10 млн в производство электромобилей, электромопедов и электросамокатов в Пенджабе.
Поведение Пакистана пока непредсказуемо (по поводу лишения Кашмира особого статуса в Исламабаде уже высказали протест). Реакцию акций местных производителей электромобилей и аккумуляторов предсказать тоже пока трудно.
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу