Белоусов: "мы с Банком России едины" » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Белоусов: "мы с Банком России едины"

8 января 2024 Финансовый Архитектор
Фотография, обработанная при помощи Kandinsky
В декабре вышло обстоятельное интервью первого вице-премьера Андрея Белоусова. Для справки, Андрей Рэмович — главный и самый влиятельный экономист России. Для себя обозначил несколько интересных тезисов, делюсь ими.

Про предсказуемые условия
Меня, как частного инвестора, действительно беспокоят вопросы предсказуемости, особенно когда сроки вложений на тот же ИИС 3 типа предлагают сильно удлинить. И здесь важно понимать, что бизнес, в который я вкладываюсь, имеет механизмы защиты инвестиций и диалога с государством.

Посмотрим, что про это говорит Андрей Белоусов:

Чтобы шли инвестиции, необходимы три условия. Растущие рынки — они есть, компании понимают, куда инвестировать. Предсказуемые условия — для того чтобы компании могли оценить риски. С этим, конечно, есть сложности, и усилия, мои в том числе, были направлены на их решение. И третье: должны быть дешевые деньги.

Пока ключевое направление — это предсказуемость, которую во многом обеспечивает правительство. Здесь двигались по двум направлениям. Первое — соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Механизм заработал, сейчас бизнес предлагает дополнить его расширением «стабилизационной оговорки», расширением гарантий стабильности — запрос особенно активизировали экспортные пошлины. И вторая линия, которую я считаю даже более важной с точки зрения предсказуемости,— это внедрение регионального инвестиционного стандарта.


При этом надо помнить, что с одной стороны государство остро нуждается в деньгах, так что легко не будет в любом случае, с другой стороны должно беречь внутренний бизнес. И с поправкой на текущую ситуацию, меня радует, что правительство старается найти какие-то точки равновесия, понимает важность гарантий.

Про бюджет и диалог с бизнесом

А вот и еще одно подтверждение наличия диалога:

Бюджет сейчас сбалансирован. Крепкий, хороший, 2% дефицита уверенно достигаем в этом году. Дальше — еще меньше, 1%. Поэтому важно это сделать так, чтобы потом не пересматривать налоговые правила. Договорились с бизнесом, что все будет поэтапно, в течение следующего года, одновременно с оценкой необходимых расходов, естественно, и с оценкой условий функционирования бизнеса, прибыли, которая тоже зависит от многих условий: курса, инфляции, уровня выпуска, целого ряда вещей. Я думаю, точку равновесия найдем.


Для нас, маленьких инвесторов, зачастую наличие конструктивного диалога бизнеса с правительством — совершенно неочевидные вещи, возможно, даже чаще разочаровывающие.

Про вывод капитала и «закручивание гаек»
Вот тут прям хорошая новость. Если мы хотим развития экономики, хождение капитала должно быть свободным — и это факт, который, к сожалению, не понятен не только людям далеким от экономики, но и некоторым экономистам.

Вопрос вывода капитала стоит остро. Если бы сказали: граница на замке, то это, с одной стороны, плохо. С другой — можно было бы выдохнуть: у бизнеса не останется других вариантов, кроме как вкладывать деньги. Но нет, не совсем так. В этом вопросе мы с Банком России едины: нужно создавать условия для инвестиций в стране. Вы хотели сейчас узнать, закрутим ли гайки. Нет, это контрпродуктивно.

Максимум, что собираемся сделать,— налаживать систему мониторинга. Необходимо видеть валютные потоки — по декларациям, сколько вывозится. Сколько, в каких валютах заключается контрактов. Сколько и в какие сроки денег должно быть ввезено в страну.


Для справки, прежде чем возмущаться, вывод капитала — это и покупка наличной валюты в обменнике, это и импорт смартфонов, это и покупка промышленного оборудования и технологий для импортозамещения. То есть это естественное движение денег через границу.

Конечно, повеселила фраза «В этом вопросе мы с Банком России едины», которая напрочь перечеркивает хайповые вбросы от отдельных известных блогеров о якобы наличии страшнейшего противостояния ЦБ и Правительства.

Про разделение зон ответственности с ЦБ
А тут звучит еще один очень важный и правильный ответ, который перечеркивает крайне вредные спекуляции на тему того, что ЦБ нужно назначить ответственным за экономический рост.

Интервьюер: Насколько у государства на это все есть деньги — на поддержку и финансирование технологий из бюджета? Как вы это обсуждаете с Эльвирой Набиуллиной? Она же открыто говорит, что бюджетного стимула больше не надо — и тот, что есть, финансовая система с трудом переваривает: инфляционные риски, риски перегрева, угрозы финансовой стабильности… Вы как экономист как на это смотрите и как вы будете убеждать в этом Банк России?

Белоусов: Правительство отвечает за экономический рост в первую очередь — и за экономическое развитие, и за социальное развитие в более широком смысле. А Банк России больше отвечает за инфляцию.

Интервьюер: Эту рамку вы пока поколебать не рассчитываете.

Белоусов: Нет. Ее опасно колебать. Эти колебания могут привести к нервозности инвесторов, операторов экономической деятельности, компаний. Эта «штука будет посильнее, чем «Фауст» Гёте», чем самые радикальные налоговые изменения. Это все очень тонкая, деликатная вещь, и здесь надо лучше действовать в тех правилах, которые есть.Тот вопрос, который ставите вы, совершенно правильный. Здесь нет универсального ответа. Здесь надо все это искать, в каждый момент времени исходя из видения ситуации и понимания того, что будет дальше.


И те, кто инициирует эти спекуляции, надо понимать, просто желают получить халявных денег из печатного станка. Но у каждого во властных структурах должны быть свои роли и зоны ответственности, не должно быть «все отвечают за все». Есть разные институты власти, они разделены по ответственности, и таким образом должны уравновешивать друг друга, чтобы не создавать опасных перекосов.

Про развитие неэнергетического несырьевого экспорта
Еще один крайне интересный момент, который может у многих вызвать шок и не понимание:

Белоусов: Мы достаточно переструктурировали нацпроект поддержки экспорта с учетом того, что в следующем году он заканчивается. Вместе с Минфином сделана проектировка до 2030 года. В чем состоят основные инновации. Первое — это приоритетная поддержка несырьевого неэнергетического экспорта на рынки дружественных стран. Включая выход на иностранные маркетплейсы. Второе — это поддержка развития российских зон присутствия за рубежом.

Интервьюер: То есть предполагается поддерживать из бюджета расширение мест на иностранных рынках?

Белоусов: Уже поддерживаем. Когда мы говорим «нас не пускают на рынок Европы, где мы раньше были, и нам нужно выходить на рынки дружественных стран», мы должны четко понимать, что на рынках дружественных стран нас никто не ждет. Эти рынки заняты либо товарами самих дружественных стран, либо их конкурентами — теми же европейскими товарами. Можем, конечно, делать круглые глаза: «Мы, что будем поддерживать прохождение наших товаров на маркетплейсы?» Но если не будем — наших товаров там не будет.


Оказывается формула «а чего же мы не производим и не продаем всякое разное, кроме нефти и газа» так просто не работает. Оказывается, работа над внешним спросом — это одна из сложнейших и важнейших составляющих экспорта. И радует, что правительство это великолепно понимает, и начинает работать и в этом направлении.

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter