Дефицит бюджета 2023 года немного превысил плановое значение » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Дефицит бюджета 2023 года немного превысил плановое значение

11 января 2024 ИХ "Финам" Беленькая Ольга
По предварительным данным Минфина, дефицит федерального бюджета в 2023 г составил 3,24 трлн руб или 1,9% ВВП (немного выше плановых 2,9 трлн руб. (1,5% ВВП), о которых в конце декабря говорил министр финансов А. Силуанов). Итоговые цифры существенно отличаются от плановых цифр, заложенных в закон о бюджете, но более-менее близки к сентябрьским оценкам правительства, приведенным в пояснительной записке к закону о бюджете на 2024-26 гг.

Нефтегазовые доходы декабря оказались на 199,9 млрд руб ниже ожиданий Минфина в начале прошлого месяца (вероятно, сказались относительно низкие цены на Urals, существенные выплаты нефтяным компаниям по демпферу, возможно, сокращение закупок российской нефти со стороны Индии, о котором сообщают СМИ). По итогам года нефтегазовые доходы составили 8,82 трлн руб (немного ниже плана и на 23,9% ниже уровня 2022 г). Приблизиться к плану по нефтегазовым доходам Минфину помог слабый рубль (средний курс доллара в 2023 г составил примерно 85 руб против заложенного в бюджет 68,3 руб). Негативное влияние на НГД оказали низкие значения цен на российскую нефть Urals (в среднем в 2023 г $63/барр вместо заложенных в бюджет $70/барр), сокращение экспорта природного газа и, вероятно, более низкие значения добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов (официальные данные не раскрываются).

Ненефтегазовые доходы по итогам года составили 20,3 трлн руб (более чем на 3,1 трлн руб выше плана, заложенного в закон о бюджете и +25% к уровню 2022 г). В частности, поступления по НДС от производства и импорта выросли на 21,6%. Этому способствовали рост экономики (по итогам 2023 г он ожидается выше 3%, в то время как макропрогноз в основе закона о бюджете-23 закладывал спад ВВП на 0,8%), более высокие значения инфляции, рост импорта в рублевом выражении с учетом опять же слабого курса рубля. Кроме того, росту ненефтегазовых доходов способствовали дополнительные сборы, введенные в течение года (в т.ч. налог на «сверхприбыль» 315 млрд руб., курсовые экспортные пошлины).

Расходы бюджета в 2023 г составили 32,4 трлн руб (на 3,3 трлн руб выше плана и на 4% выше уровня 2022 г.). На декабрь пришлись расходы на 5,5 трлн руб. (17% от годового значения). В среднем за последние 3 года на декабрь приходилось около 20% годовых расходов. При этом необычно высокая доля годовых расходов (24%) пришлась на 1кв23 в связи с авансированием выплат по госконтрактам, что способствовало более быстрому восстановлению экономики, но впоследствии – разгону инфляции из-за «перегрева» внутреннего спроса. Минфин утверждает, что «в целом, в 2023 году объем расходов федерального бюджета исполнен исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№466 ФЗ) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов (в соответствии с нормами «бюджетного правила»)».

В 2024 г бюджетная политика останется стимулирующей, хотя и в меньшей степени, чем в 2023 г. Федеральный бюджет 2024 г предполагает расходы на рекордные 36,6 трлн рублей (примерно +13% к фактическому уровню 2023 г), профинансировать которые правительство рассчитывает мощным ростом доходов (35 трлн рублей, +20,4% к уровню 2023 г). Плановый дефицит бюджета 2024 г составляет 1,6 трлн руб (0,9% ВВП). Кроме того, в 2024 г. в рамках переходного периода предусмотрена возможность направить на финансирование дефицита бюджета средства ФНБ в размере до 1,3 трлн руб (2023 г – до 2,9 трлн руб). В 2025 г предусмотрено сокращение дефицита бюджета до 0,4% ВВП и в 2026 г плановый дефицит составляет 0,8% ВВП.

По предварительным данным Минфина, объем доходов федерального бюджета за 2023 год составил 29 123 млрд рублей, что на 4,7% выше объема поступления доходов за 2022 год, на 11,5% выше плана (закон о бюджете) и на 1,6% выше сентябрьской оценки правительства в пояснительной записке к проекту 3-летнего бюджета. Объем расходов составил 32 364 млрд рублей, превысив показатели предыдущего года на 4,0% г/г, плановый уровень (закон о бюджете) на 11,4% и оценку правительства на 2,2%. Дефицит бюджета составил 3,2 трлн руб (1,9% ВВП) по сравнению с 3,3 трлн руб (2,1% ВВП) в 2022 г., планом 2,9 трлн руб (2% ВВП) и оценкой правительства 3 трлн руб (1,8% ВВП).

Что касается нефтегазовых доходов (НГД), по итогам 2023 г они были на 23,9% ниже уровня 2022 года. В закон о бюджете был заложен уровень НГД 8,94 трлн руб, который должен был достигаться при среднегодовой цене Urals $70,1/барр и среднем курсе доллара 68,3 руб. В сентябрьской оценке правительства фигурировала цифра 8,86 трлн руб., и в конце декабря А. Силуанов оценивал нефтегазовые доходы примерно в 9 трлн руб. Однако фактические данные (8,82 трлн руб) оказались ниже этих оценок и, как следует из оценки Минфина, в декабре поступление нефтегазовых доходов (650 млрд руб) сложилось почти на 200 млрд руб ниже ожиданий. Отчасти этому могла способствовать более низкая средняя цена Urals ($64,2/барр), существенные выплаты нефтяным компаниям по демпферу (258,2 млрд руб) и, возможно, сокращение закупок российской нефти со стороны Индии (о чем сообщалось в СМИ).

В законе о бюджете на 2024 год заложен рост нефтегазовых доходов до 11,5 трлн руб при среднегодовой цене российской экспортной нефти $71,3/барр и среднем курсе доллара 90,1 руб/$, при этом базовые нефтегазовые доходы (при цене Urals $60/барр) прогнозируются на уровне 9,68 трлн руб. С учетом текущей нефтяной конъюнктуры эти оценки выглядят слишком оптимистичными – с этим связан риск, что для выполнения бюджетных планов в этом году также потребуется более слабый курс рубля, чем заложен в закон о бюджете.

Ненефтегазовые доходы по итогам года составили 20,3 трлн руб (+25% к уровню 2022 г и более чем на 3,1 трлн руб выше плана, заложенного в закон о бюджете). В частности, поступления по НДС от производства и импорта выросли на 21,6%. Этому способствовали рост экономики (по итогам 2023 г он ожидается выше 3%, в то время как макропрогноз в основе закона о бюджете-23 закладывал спад ВВП на 0,8%), более высокие значения инфляции, рост импорта в рублевом выражении. Кроме того, росту ненефтегазовых доходов способствовали дополнительные сборы, введенные в течение года (в т.ч. налог на «сверхприбыль» 315 млрд руб., курсовые экспортные пошлины). Дополнительные ненефтегазовые доходы в соответствии с бюджетным правилом, могли полностью быть направлены на финансирование дополнительных бюджетных расходов.

На 2024 г в бюджет заложены ненефтегазовые доходы в 23,56 трлн руб (на 16% выше, чем в 2023 г). Отчасти они предусматривают единовременные доходы. Тем не менее, и здесь план представляется достаточно напряженным, особенно с учетом ожидаемого замедления роста российской экономики до 1-1,3% (в бюджет заложен более оптимистичный прогноз Минэкономразвития с ростом ВВП на 2,3%). Достижение планов по доходам вызывает вызывало сомнения не только у экспертов, но и у Счетной палаты (перед первым чтением бюджета в Госдуме). В частности, Счетная палата отмечала, что макроэкономический прогноз Минэкономразвития более оптимистичен, чем прогноз Центрального банка. Отмечались также риски недостижения необходимых темпов роста потребительского спроса (от которых, в частности, зависит объем ненефтегазовых доходов).

Расходы бюджета в 2023 г составили 32,4 трлн руб (на 3,3 трлн руб выше плана). По закону о бюджете расходы на 2023 год были утверждены в объеме 29,06 трлн руб., а из пояснительной записки к проекту 3-летнего бюджета следовало, что расходы в этом году планируются еще выше – 31,67 трлн руб. На декабрь пришлись расходы на 5,5 трлн руб. (17% от годового значения, в среднем за последние 3 года на декабрь приходилось около 20% годовых расходов). При этом необычно высокая доля годовых расходов (24%) пришлась на 1кв23 в связи с авансированием выплат по госконтрактам, что способствовало более быстрому восстановлению экономики, но впоследствии – разгону инфляции из-за «перегрева» внутреннего спроса.

В 2024 г в закон о бюджете заложен рост расходов до рекордных 36,6 трлн руб (+13% к уровню 2023 г). Помимо того, что план по доходам 2024 г представляется трудновыполнимым, что может означать более высокий уровень дефицита, более слабый рубль или увеличение налоговой нагрузки для пополнения доходной базы, стоит обратить внимание и на структуру этих расходов – по последним данным Минфина, в 2024 году доля расходов на национальную оборону составит 28% (вместе с расходами на нацбезопасность и правоохранительную деятельность – 37%), на социальную политику будет направлено 21% расходов. Такого рода расходы, как правило, быстрее всего транслируются в ускорение роста потребительского спроса, не создавая взамен предложения товаров и услуг, ориентированных на удовлетворение этого спроса.

3-летний бюджет предполагает значительное увеличение госдолга в 2024-26 гг, хотя в отношении к ВВП он будет оставаться на безопасном уровне (ниже 20% ВВП). Как говорится в материалах Минфина («бюджет для граждан»), по итогам 2024 года объем государственного долга Российской Федерации составит 32 502,5 млрд рублей (18,1% ВВП), 2025 года – 35 875,8 млрд рублей (18,8% ВВП) и 2026 года – 40 088,2 млрд рублей (19,8% ВВП). Доля расходов на обслуживание государственного и муниципального долга вырастет с примерно 5% в 2023 г до 6,3% в 2024 г, 8,4 % в 2025 и 9,8 % в 2026 году, соответственно.

Пока ресурсов ФНБ и возможностей Минфина по заимствованиям на внутреннем рынке достаточно для финансирования бюджетного дефицита, но прогнозировать ситуацию на 2025-26 гг пока сложно.

Предварительная оценка исполнения федерального бюджета, млрд руб.

Дефицит бюджета 2023 года немного превысил плановое значение

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter