Queen Mary 2 плывет по морям, российские теплоходы - по рекам » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Queen Mary 2 плывет по морям, российские теплоходы - по рекам

12 января 2024 ИХ "Финам" Братерский Александр

12 января исполняется ровно 20 лет со дня выхода в плавание самого дорогого в истории круизных судов лайнера Queen Mary 2, ставшего символом лучшего пассажирского комфорта. После пандемии рынок морских круизных судов развивается быстрыми темпами и становится одним из главных трендов мирового туризма. В России первое современное круизное судно класса «река-море» было построено лишь пять лет назад, и, хотя перспективы у этого направления большие, средний возраст круизных судов в стране превышает несколько десятков лет, отстает и портовая инфраструктура.

Построенное на французских верфях STX Europe для британской компании Cunard Line судно Queen Mary 2 к тому времени считалось самым дорогим в истории. Его постройка заняла шесть лет и стоила более 800 млн долларов. Крестной матерью судна стала ныне покойная британская королева Елизавета II.

Лайнер представлял собой великолепное архитектурное сооружение высотой почти в 21-этажный дом и мог брать на борт почти 3000 пассажиров. Путешествие на судне могли позволить себе только обеспеченные граждане: стоимость каюты на двоих начиналась с суммы 1500 долларов в день и выше. Однако эксплуатация корабля приносила владельцам немалые доходы: годовая прибыль составила 55 млн долларов.

Пандемия COVID-19 оказала серьезное влияние на рынок круизов, что привело к значительному сокращению числа пассажиров. По данным Международной ассоциации круизных линий, в 2020 году мировой пассажиропоток упал на 80%. «Вспышка пандемии привела к тому, что значительная часть круизных лайнеров оказалась в различных портах. Напротив, другим пришлось отменить запланированные рейсы из-за проблем со здоровьем и безопасностью пассажиров», - пишет профессиональное издание Polaris Market Research.

После возобновления круизных путешествий Queen Mary вновь начала принимать на борт пассажиров, желающих насладиться красотами морского путешествия. Накануне своего 20-летия судно отправилось в юбилейное путешествие из Великобритании в ЮАР с остановкой в 34 портах, расположенных в 22 странах. Пассажиры проведут в пути 108 ночей, останавливаясь по ходу маршрута в Мельбурне, Сиднее, Гонконге и Кейптауне.

Несмотря на дороговизну морских путешествий на круизных лайнерах, они становятся одним из главных туристических трендов, отмечает международное издание Travelmarket Report, ссылаясь на исследование, проведенное страховой компанией Allianz Partners USA. Как отмечается в исследовании, в 2023 году число бронирований круизных судов выросло на 44% по сравнению с 2022 годом и на 106% по сравнению с 2019 годом. Как рассказали опрошенные группой консультанты по путешествиям, количество бронирований круизов возросло на 40%.

По данным издания Сruise Market Watch, в 2024 году объем мировой индустрии океанских круизов составит 65,1 млрд долларов - рост на 12,1% по сравнению с 2023 годом. Общее число перевезенных пассажиров составит в текущем году 27,6 млн человек.

Львиную долю рынка круизных перевозок в мире занимают компании из США, на втором месте Германия, где доля доходов от круизных путешествий примерно в пять раз меньше американских.

В России развивают речные круизы
Постройка круизных лайнеров требует серьезных затрат и высокий уровень компетенций. В СССР для круизных путешествий использовались в основном суда иностранной постройки. Так, хорошо известный зрителям по фильму «Бриллиантовая рука» теплоход «Михаил Светлов» был построен в 1928 году на верфи города Данцига (ныне Гданьск) по заказу немецкой компании Schichau Werft. Судно использовалось для длинных морских путешествий из Европы в Центральную Америку, а после войны по репарациям было передано СССР, где получило название «Победа».

Первый круизный теплоход уже в новой России был построен совсем недавно, в 2019 году. Судно «Мустай Карим», названное в честь советского драматурга, относится к классу «река-море» и стало первым проектом такого уровня за последние 60 лет. Стоимость постройки судна на верфях Объединенной строительной корпорации составила более 4 млрд рублей. «Такое судно как «Карим» - это определенно прорыв в нашем гражданском судостроении. Это был головной проект серии, его довольно долго дорабатывали, но в итоге получилось хорошее судно, которое успешно работает на внутренних маршрутах», - рассказывает Finam.ru один из бывших менеджеров судостроительной отрасли.

В настоящее время в России построен и второй круизный лайнер аналогичного класса «Петр Великий». Однако пока в России могут создавать лишь суда подобного типа, так как возможностей создания океанских лайнеров в стране нет. «Мы просто не производим таких лайнеров - соответствующих верфей нет и стоят они очень дорого. А перспективы речного туризма вполне себе хорошие, у нас много маршрутов, плюс закрывается заграница, и этот сегмент отдыха в целом растет», - говорит собеседник Finam.ru.

Власти, видя интерес отрасли, еще в 2022 году приняли концепцию развития круизного туризма в стране до 2024 года. В ней круизный туризм назван «одним из быстро растущих сегментов туристского рынка». При этом отмечается, что, если в мире в 2019 году количество круизных пассажиров составило 26,8 млн человек, на российский рынок из этого количества пришлось лишь 500 000 человек. Согласно концепции, к 2035 году число пассажиров круизных судов должно быть увеличено в два раза.

Подчеркивая водное богатство России, возможность живописных маршрутов, концепция отмечает, что их развитие сдерживается «в первую очередь, инфраструктурными ограничениями внутренних водных путей, отсутствием причальной инфраструктуры для обслуживания круизных судов и недостатком круизного флота. Например, на европейских речных причалах есть возможность подключения судна к береговому электропитанию. В России судовое топливо используется весь период осуществления круизов. Исключение составляют причалы Московского Северного речного вокзала, прошедшие капитальный ремонт в 2019-2020 годах».

В последние годы в России начали строить современные круизные суда, но их пока мало. «Морское круизное судоходство с использованием судов под государственным флагом Российской Федерации ограничено практически полным отсутствием круизного флота», - говорится в концепции. Что же касается речных судов, то авторы концепции отмечают, что в речных круизах используются около сотни судов, построенных во времена СССР. Их средний возраст превышает 45 лет. Проблемы с эксплуатацией морально устаревшего судна привели в 2011 году к трагедии теплохода «Булгария», когда погибли 122 человека.

У рынка круизов есть перспективы, однако, по данным экспертов рынка, средняя стоимость окупаемости круизного судна превышает 20 лет. По данным маркетплейса «Круиз. Онлайн», в 2022 году оборот рынка речных круизных судов составил 25 млрд рублей, увеличение на 30%. Среди драйверов роста - переориентация туризма на внутренний рынок, следствие фактического закрытия границ после начала СВО.

Так что морские круизные лайнеры, действительно, подождут. Побывав в международном круизном путешествии, Семен Семенович Горбунков рассказывал о Стамбуле как о «городе контрастов». Сегодня, побывав в речных круизах по России, туристы смогут насладиться и «контрастами» родной страны.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter