Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Экономист Майкл Хадсон: «Экономическая система США – это настоящий апартеид» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Экономист Майкл Хадсон: «Экономическая система США – это настоящий апартеид»

8 февраля 2024 Financial One
Производство в США, конфликт на Ближнем Востоке, апартеид в американской экономике и многое другое обсудили экономисты Ричард Вольф и Майкл Хадсон в рамках серии подкастов Economic Update на YouTube-канале «Democracy at Work».

Делимся с вами мнением экспертов от первого лица.

Сегодня мы поговорим о производстве в США, об удивительной забастовке в Университете штата Калифорния, о ракетах в Красном море, прилетевших из Йемена и мешающих мировой торговле, и, наконец, о борьбе между США и штатом Техас по поводу того, как решать проблему иммиграции.

Итак, начнем с производства. Последняя дюжина президентов обещала обратить вспять упадок производства. Производство и сельское хозяйство уже давно превратились в бледные тени того, чем они когда-то были в США. Мы являемся нацией, в которой подавляющее большинство рабочих мест занято в сфере так называемых услуг. А производство, которое считается основой процветания, сокращается.

За последние 40 или 50 лет рабочие места в обрабатывающей промышленности постепенно исчезали, и президенты обещали обратить этот процесс вспять – и республиканцы, и демократы. Но ни у кого не получилось. К сожалению, большинство из них не смогли честно признаться в своей неспособности сделать это.

Большой подъем в производстве был обещан господином Трампом в его первое президентство. Этого не произошло. То же самое обещал господин Байден, но и ему не удалось реализовать задуманное. Хочу убедиться в том, что вы все понимаете следующее: люди, которые владеют и управляют американской производственной системой, капиталисты, которые не хотят инвестировать в Соединенные Штаты. Вот почему мы имеем историю производства, которую я только что кратко описал.

22 января должно было стать первым днем недельной забастовки 29 тысяч преподавателей и вспомогательного академического персонала в системе Университета штата Калифорния. Огромная система, одна из крупнейших в Соединенных Штатах. Но забастовка завершилась всего за один день. Университет, который верил, что рабочие никогда не выйдут на улицу, обнаружил, что рабочие могут, и рабочие хотят, и рабочие сделали это. В итоге, помимо прочих благ в виде возможности взять оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, все преподаватели университета получили повышение зарплаты на 5%.

Конечно, никуда не делась уродливая реальность, в которой зарплата администрации университета росла в два раза быстрее, чем зарплаты профессоров. Знаете, как это называется? Это называется управлять университетом в стиле бизнеса. Именно так. Но, как бы то ни было, университет не может функционировать без преподавателей.

Позвольте мне перейти к вопросу, который вы часто мелькает в новостях. Красное море – очень важный водоем на Ближнем Востоке, важнейший для судоходства. В основном Красное море используется для судоходства, которое соединяет Европу с Азией через Суэцкий канал. Недавно крупная политическая группировка в стране Йемен, известная как хуситы, начала угрожать кораблям, движущимся по этому водному пути, бомбардировками, ракетами, атаками. Они сказали, что делают это в ответ на «ужас того, что Израиль творит с палестинцами в секторе Газа и на Западном берегу». И ясно дали понять, что они готовы прекратить мешать израильским морским судам, если израильтяне в свою очередь остановят бомбардировки и ракетные обстрелы жителей Газы и Западного берега.

Больше всего происходящим обеспокоена Китайская Народная Республика. Дело в том, что Китай сейчас является крупнейшим грузоотправителем в мире, и именно ему больше всего угрожает все, что вредит глобальным грузоперевозкам. Именно поэтому госсекретарь Блинкен и советник по безопасности Салливан говорили с китайцами и иранцами, прося их заставить хуситов остановить то, что они делают. Но это не дало Соединенным Штатам ровным счетом ничего. Тогда Соединенные Штаты вместе со своим надежным союзником (хочу быть вежливым) Великобританией, отправились бомбить Йемен, одну из беднейших стран на земле. Это тоже не принесло результата – бомбардировки и ракетные удары по морским судам продолжаются.

Соединенные Штаты, по сути, не могут остановить происходящее. Это означает, что нас ждет долгая война на истощение. Но вот о чем вам стоит задуматься: в мире, где идет долгая война, есть одна доминирующая экономическая держава, и вы можете быть уверены, что именно она победит, именно она сможет продержаться в войне на истощение. Но речь больше не идет о США. Китай и его союзники в БРИКС – гораздо более крупная экономическая держава. Что ж, они справятся с текущей ситуацией лучше, чем Соединенные Штаты.

Вот еще одна мысль. Если Израиль не остановится, а хуситы продолжат воевать в Красном море, то суда, которые сейчас не могут пройти через Красное море, будут вынуждены обходить мыс Доброй Надежды в Африке. Им придется платить за большее количество дней в море, за большее количество дней работы людей, которые управляют судами. Короче говоря, это не очень хорошо для мировой инфляции.

Наконец, губернатор Техаса Эбботт решил, что не будет исполнять федеральный закон, когда речь идет об иммиграционной политике. Это политический театр, и его следует признать таким, какой он есть. Но экономика проста как день. Люди приезжают в США, потому что хотят получить работу и достойную жизнь. Это та же причина, по которой большинство из нас, наших предков, приехали сюда. В то время, когда безработица достигла рекордно низкого уровня, наконец-то пришло время сделать то, что такая страна, как наша, могла и должна была сделать давным-давно. Сделать достойную работу с достойной оплатой основным правом человека. Если бы это было справедливо для людей, родившихся в США, и, если бы это было так же справедливо для людей, приехавших сюда, не было бы напряженности между ними.

Экономист Майкл Хадсон, профессор экономики Университета Миссури в Канзас-Сити, охарактеризовал экономику Соединенных Штатов как своего рода апартеид. Давайте узнаем, что его побудило использовать для описания экономики США термин, связанный с историей Южной Африки.

Майкл Хадсон
Апартеид – это, по сути, экономическая поляризация, которая исключает одну часть населения из экономического роста. В современном мире поляризация происходит между кредиторами и должниками. 99% населения США – это должники. Такую поляризацию можно назвать апартеидом, поскольку она передается по наследству и стала таковой в течение десятилетий после возвращения к миру в 1945 году.

Финансовая поляризация в значительной степени связана с недвижимостью. Вот почему я сосредоточился на 1945 годе. Тогда все могли вернуться к мирной жизни и получить жилье. Все, что нужно было сделать, – это заплатить 25% от своего дохода. Люди получали ипотечный кредит и в итоге – жилье. Дома, которые население получило в 1945 году, были завещаны сыновьям, внукам. Домовладение стало наследственным. Но только для белых, а не для черных.

В этом и заключался апартеид. С 1945 года и почти до 2000 года чернокожее население не могло взять ипотеку. Существовала практика «красной черты». В результате только белое население получило возможность купить доступное жилье. Чернокожее население оставалось в стороне. Наконец, их начали принимать обратно в экономику примерно в 2000-2008 годах. И к 2008 году наконец-то увеличилось число чернокожих и латиноамериканцев, владеющих жильем.

Но была одна проблема. Им приходилось платить гораздо более высокие процентные ставки, чем белым людям. И банки брали с них гораздо больше, чем 25% дохода. Даже сегодня, спустя много лет после 2008 года, многие вынуждены платить за аренду жилья до 43% своего дохода.

Поэтому люди, которые в настоящее время приобретают недвижимость, испытывают дефицит бюджета. Очень трудно выплачивать 43% своего дохода, особенно когда к этому добавляются студенческие кредиты, долги по кредитным картам и автомобильные кредиты. И вот результат – уровень владения жильем в Америке падает. Недвижимость скупают крупные частные риэлторские компании. В результате арендная плата значительно возрастает, и каждый, кому приходится жить в крупном или даже небольшом городе, обнаруживает, что арендная плата растет невероятными темпами. Это и есть настоящая инфляция.

Инфляция цен на жилье, на образование, инфляция базовых потребностей оказалась настолько высока, что это ввергло Америку в экономическую рецессию, которая началась в 2008 году. Банки впервые проявили хищническое отношение к заемщикам с низким уровнем дохода, особенно к чернокожим и латиноамериканцам. В результате поляризация между хищниками и должниками, которая вредит всей экономике, приобрела в США расовое звучание.

Жилье должно быть правом человека. Жилья должно быть много, и оно должно быть доступно для всех. Белые, черные, все должны иметь возможность снимать жилье за 25% от своего дохода. Люди продолжают удивляться, почему в Китае можно увидеть огромные блоки пустующих квартир. Суть в том, что они строят жилье заранее, чтобы избежать той самой проблемы, с которой живут США.