20 февраля 2024 Bloomberg
Кто сможет вовремя поменять модель бизнеса, тот преуспеет
Согласно последнему опросу Bloomberg Markets Live Pulse, компаниям, продающим нездоровую пищу, необходимо скорректировать свои бизнес-модели, чтобы противостоять растущей популярности препаратов для похудения, иначе они рискуют оттолкнуть инвесторов.
Почти трое из четырех респондентов заявили, что компаниям, производящим или продающим сладкие, жирные или ультрапереработанные пищевые продукты, следует пересмотреть свои планы, либо сократив порции, скорректировав рецепты, либо полностью избавившись от активов. Чуть более четверти из 303 респондентов считают, что Big Food сможет переждать возникающую угрозу со стороны препаратов, подавляющих аппетит, таких как Zepbound, Ozempic и Wegovy.
«Проблема в развитых странах заключается не столько в увеличении потребления калорий, сколько в перераспределении этих калорий в сторону более здоровой пищи», — сказала Майсса Аль Мидани, ведущий менеджер фонда питания Pictet Asset Management. «Мы должны быть уверены, что инвестируем в компании, которые работают в правильных категориях, а также в те, которые способны внедрять инновации и адаптироваться к новым условиям».
Нездоровая пища уже много лет не приветствуется в портфелях некоторых инвесторов. Но в основном это касалось только тех управляющих, которые уделяют особое внимание экологическим, социальным и управленческим вопросам (ESG), и никогда не вызывало таких призывов к повсеместному отказу от инвестиций, которые временами сотрясали секторы ископаемого топлива, азартных игр и огнестрельного оружия. Ситуация меняется, во многом благодаря новому классу лекарств, назначаемых при диабете и ожирении.
"Рассматривать нездоровую пищу как "новый уголь" - это очень сильно", - говорит Кейт Хьюитт, специалист по ESG и влиянию в Montanaro Asset Management. "Здесь есть несколько важных различий, но точно так же, как отказ от угля вызван острой необходимостью решения проблемы изменения климата, отказ от нездорового питания имеет решающее значение для борьбы с ожирением и связанными с ним неинфекционными заболеваниями и расходами на здравоохранение".
Лекарства, объем рынка которых, по оценкам Bloomberg Intelligence, в 2030 году может составить 80 миллиардов долларов, замедляют пищеварение и помогают пациентам дольше чувствовать себя сытыми. Это уже оказывает влияние на продукты питания. Walmart Inc., крупнейший в США розничный продавец продуктов питания, заявил в октябре, что стремительный рост продаж лекарств начал снижать общее количество калорий, приобретаемых покупателями. Ранее в этом месяце главный исполнительный директор компании Novo Nordisk A/S, производящей препарат Ozempic, заявил, что ему звонят "напуганные" руководители пищевых компаний и требуют подробностей о новых препаратах.
Почти каждый четвертый участник опроса заявил, что уже внес изменения в свои инвестиционные решения из-за популярных лекарств, в то время как лишь 15% сказали, что последние новости о лечении ожирения не повлияют на рынки в будущем. Большая часть респондентов, которые видят значительные изменения в будущем, ожидают, что следующим большим прорывом станет таблетка или другой более удобный вариант, который поможет людям сбросить килограммы без недостатков еженедельных инъекций. Компания Novo уже разработала пероральную версию препарата, но для нее требуется большое количество активного ингредиента семаглутида, который также используется в инъекционных версиях. Производитель заявил, что ему необходимо выяснить, как лучше управлять поставками.
Если препараты действительно будут востребованы, а это станет ясно через пять или десять лет, "то это определенно окажет долгосрочное влияние на темпы роста цен на алкоголь, закуски, курение, азартные игры и некоторые медицинские компании", - говорит Гарет Пауэлл, глава отдела здравоохранения в компании Polar Capital, которая в некоторых своих фондах держит производителя лекарств Eli Lilly & Co.
Эти препараты предназначены для постоянного приема, но, учитывая высокие цены и возможные побочные эффекты, такие как тошнота, маловероятно, что все пациенты будут использовать их бесконечно.
Разумеется, последствия коснутся не только пищевых компаний. Рестораны и розничные сети, которые уже рекламируют свои продукты как более здоровые, например, Chipotle Mexican Grill Inc., надеются, что они увидят рост бизнеса, если покупатели станут более разборчивыми в потреблении пищи. Компания Nestle SA, широко известная своими шоколадными батончиками и ароматизированным молоком Nesquik, работает над такими продуктами, как биологически активные добавки, которые могут дополнить процедуры по снижению веса. Розничные сети с собственными аптеками также получат толчок от продаж лекарств.
Компания Eli Lilly, чей недавно одобренный препарат Zepbound, по прогнозам, станет самым продаваемым лекарством в истории, является одним из крупнейших победителей на фондовом рынке в этом году. Напротив, некогда любимая компания Tesla Inc. упала вдвое с начала 2024 года. В начале этого года Eli Lilly обогнала автопроизводителя по рыночной стоимости, что заставило некоторых призвать производителя лекарств заменить автопроизводителя Элона Маска в так называемой "Великолепной семерке" высокоэффективных акций с крупной капитализацией. Более половины респондентов считают, что Eli Lilly должна быть добавлена либо путем замены Tesla, либо путем смены названия группы на "Великолепную восьмерку".
"У нее было чудовищное ралли, в результате которого ее рыночная стоимость перешла в категорию "Великолепная восьмерка", - говорит Нил Уилсон, главный рыночный аналитик финансовой компании Finalto. По его словам, Eli Lilly имеет все шансы в долгосрочной перспективе, когда люди будут жить дольше и в конечном итоге станут более подвижными, назвав акции "отличной ставкой на будущее, на то, как будет работать экономика".
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу