Катастрофа "Титаника". Почему Apple отказалась от электрокара? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Катастрофа "Титаника". Почему Apple отказалась от электрокара?

4 марта 2024 ИХ "Финам" | Apple Бабанова Мария
Фальстарты и повороты не туда. Так можно описать 10-летний труд американского IT-гиганта Apple над электромобилем. Итогом многолетних усилий стало решение отказаться от проекта. Причина - постоянные разногласия внутри компании.

В течение десятилетия компания сохраняла интригу вокруг своего автомобильного проекта. Он считался секретным и поэтому упоминался под кодовым названием Titan. Однако сейчас его было бы уместно окрестить “Титаник” из-за схожести с катастрофическим финалом, который постиг корабль с таким же названием.

По прошествии лет можно говорить о неминуемости провала. За время существования проекта производство автомобилей несколько раз сворачивалось и перезапускалось заново. Сотни работников были уволены. Топ-менеджеры никак не могли договориться по поводу дизайна автомобиля, который первоначально задумывался как электрокар и конкурент Tesla, а впоследствии - как самоуправляемая машина и альтернатива робомобиля Waymo от Google.

Полный техосмотр
Apple объявила о “кончине” проекта, на который потратила более 10 млрд долларов, во вторник, 27 февраля. Многие члены команды (почти 2000 человек) теперь переводятся на работу над искусственным интеллектом. С другими сотрудниками компании придется расстаться. Возможно, навсегда.

Apple боролась за разработку новых продуктов в течение многих лет после смерти Стива Джобса в 2011 году. У автомобильного проекта было четыре разных руководителя. Много раз увольнялись и нанимались новые работники. В итоге проект затянулся. В компании никак не могли решить, каким должен быть автомобиль. Так, Стив Задески, который изначально руководил проектом, хотел создать электромобиль, конкурирующий с Tesla. А Джонни Айв, главный дизайнер Apple, хотел создать самоуправляемый автомобиль, который выглядел бы как минивэн, такой как Fiat Multipla 600, с полудюжиной окон и изогнутой крышей. Еще бы у него не было рулевого колеса, и управлять им можно было с помощью виртуального помощника Apple Siri.

Члены команды разработчиков программного обеспечения поддерживали Айви. Но в итоги и они поняли, что создание программного обеспечения и алгоритмов для автомобиля с функциями автономного вождения - слишком сложная задача. В результате преемник Задески Боб Мэнсфилд объявил команде, что вместо автомобиля она будет разрабатывать программное обеспечение для беспилотников.

А в последующие годы еще два лидера взяли на себя руководство разработкой автомобиля. Даг Филд, бывший исполнительный директор Tesla, уволил более 200 сотрудников, участвовавших в проекте, так как он сосредоточился на создании системы автономного вождения. Затем Apple назначила Кевина Линча, исполнительного директора популярных Apple Watch, ответственным за автомобиль. Он вернулся к первоначальной идее создания электромобиля.

“Десятилетие спустя звезды выстроились таким образом, что стало понятно - проект сопряжен с большим риском и не принесет большой выгоды”, - так провал Apple прокомментировал The New York Times Брайант Уокер Смит, профессор Университета Южной Каролины, изучающий автоматизированные транспортные средства.

Когда Apple только запустила свой автопроект в 2014 году, внимание к нему проявила целая толпа инвесторов, руководителей, инженеров и компаний. Все были вдохновлены идей создания “яблочного” самоуправляемого автомобиля. После того, как Google начал тестирование подобных роботов на калифорнийских дорогах, в Кремниевой долине все чаще стали слышны голоса тех, кто предрекал автономным транспортным средствам грандиозное будущее. Конечно, Apple не хотела отставать.

Тогда компания только закончила разработку Apple Watch, и многим инженерам не терпелось начать работу над чем-то новым. Тим Кук, исполнительный директор Apple, одобрил проект отчасти для того, чтобы предотвратить массовый отток сотрудников в Tesla. Кроме того, Apple необходимо было найти новые способы расширения своего бизнеса. Ожидалось замедление продаж iPhone в ближайшие годы. И выпуск автомобилей как раз мог помочь поддержать бизнес Apple.

Компания не жалела средств на новый проект. Она щедро потратилась на то, чтобы нанять сотни людей с опытом в области машинного обучения, технологии искусственного интеллекта и других возможностей, имеющих решающее значение для создания самоуправляемого автомобиля. В частности, в команду проекта входили инженеры, которые работали в NASA и разрабатывали гоночные автомобили для Porsche. Приток людей сделал этот проект одним из первых, который Apple разработала с таким количеством “чужаков”, незнакомых с культурой компании. Группа создала множество новых технологий, в том числе лобовое стекло, на котором можно было бы отображать указания поворотов, и люк в крыше, который был бы покрыт специальным полимером для уменьшения нагревания от солнечных лучей.

Но реальность оказалась суровой. “Вскрытие” проекта Titan после его кончины показало, что изначально у него не было “смысла жизни”. Ведь если бы даже детище Apple когда-нибудь появилось на свет, оно, вероятно, стоило бы не меньше 100 000 долларов и приносило бы мизерную прибыль по сравнению со смартфонами и наушниками. И с большой долей вероятности Apple не смогла бы потеснить доминирующую на рынке Tesla.

Уроки вождения
Для компаний, только задумывающихся над созданием прототипов машин Tesla, это станет хорошим уроком, который Apple еще только предстоит усвоить. Проектирование и производство автомобиля - сложная работа. Чтобы справиться с этим, мировые автопроизводители, как правило, поддерживают отношения с тысячами поставщиков, ответственных за их собственные виджеты. Наглядный пример - сотрудничество Sony с Honda, которые создали совместное предприятие для производства электрокара под названием Afeela, запуск которого запланирован на 2026 год.

“Это было правильное решение. Это было бы непросто сделать в одиночку. Как оказалось, тебе действительно нужен партнер”, - сказал The Wall Street Journal генеральный директор Sony Кеничиро Йошида.

Такой же путь избирают для себя и китайские компании. Местные производители смартфонов, как в свое время Apple, сейчас стремятся заняться продажей автомобилей в надежде поддержать падающие продажи телефонов. И многие из них объединяются с аборигенами или "богами автомобильного Олимпа". Так, Xiaomi представила свой первый электромобиль в конце прошлого года и объявила о своем намерении стать ведущим мировым автопроизводителем при содействии государственного автопроизводителя BAIC Group. Другой пример - Baidu, которая работает с Geely Holding Group над своим электромобилем. И, наконец, такой гигант, как Huawei, тоже в прошлом году представил свой электромобиль под новым брендом Luxeed. Он его создал при содействии Chery Automobile.

По сути, все эти компании сделали ставку на то, чтобы объединить свои достижения в разработке программного обеспечения и многолетний опыт традиционных автопроизводителей с тем, чтобы создать технически сложно оснащенную машину.

Но Apple почему-то решила, что справится собственными силами. При том, что повсеместно распространялись слухи о потенциальном партнерстве компании с разными автопроизводителями со всего мира, в частности, с канадским Magna International, американским Canoo и корейской Hyundai.

Да, на счету Apple много побед. Компания известна своими успехами в мире дизайна - она знает, как придать своим товарам дорогой вид. И все это, казалось бы, играет в пользу создания автомобиля люкс-класса. Но, оказалось, что эти навыки не играют большой роли в автомобильном мире.

К тому же Apple постоянно отставала от сроков, а за это время весь бизнес по созданию автомобилей претерпел сильные изменения, превратившись из фаворита в технологическом секторе в отстающего, который постоянно сталкивается с нормативными препятствиями. К 2024 году амбиции Apple позволяли ей только создать электромобиль с функциями помощи водителю, которые автопроизводители, включая Tesla, General Motors и Ford, уже давно используют на дорогах. При этом высокие цены и недостаточное количество зарядных стаций уже отбили у основных покупателей охоту переходить на полностью электрические транспортные средства.

Тем не менее Apple по-прежнему занимает значительное место в автомобильной промышленности благодаря своей информационно-развлекательной системе CarPlay. Она позволяет использовать iPhone в автомобиле, не отвлекаясь от дороги. В этом году в США ожидают выхода следующего поколения CarPlay, которое значительно расширяет функции автомобильного интерфейса Apple, включая управление несколькими экранами, интеграцию камер, мониторинг автомобиля, климат-контроль и множеством данных, связанных с вождением, включая скорость и энергоэффективность.

Большинство крупных игроков рынка уже подтвердили, что CarPlay появится в их автомобилях. Это BMW, Audi, Cadillac, Buick, Chery, Chevrolet, Ford, Honda, Jeep, Fiat, Land Rover, Lucid, Mercedes, Toyota и многие другие.

Другими словами, сейчас для Apple открывается “новая глава жизни”. Ее проект “мертвый автомобиль” сохранится благодаря лежащим в его основе технологиям. Компания планирует использовать то, что она узнала об искусственном интеллекте и автоматизации, и применить это к другим технологиям, включая AirPods, роботами-ассистентами и “очкам” дополненной реальностью.

Что касается инвесторов, то отказ Apple от автомобильного проекта они восприняли с облегчением. Акции компании в день объявления этой новости поднялись почти на 1% - до 182,63 за бумагу. С восторгом встретил это известие и руководитель Tesla Илон Маск. Он опубликовал пост в своей соцсети X со смайликом, символизирующим почтение и сигарету. «Естественное состояние автомобильной компании - мертвое», - дописал он в другом своем сообщении.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter