Знамя на замену: танкеры с нефтью из России массово снимают флаги из-за санкций » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Знамя на замену: танкеры с нефтью из России массово снимают флаги из-за санкций

6 марта 2024 smart-lab.ru Шабалов Юрий

Reuters рассказывает, что десятки нефтяных танкеров, перевозкой энергоресурсов на которых Россия зарабатывала гигантские деньги, в условиях усиливающегося давления США, направленного на соблюдение наложенных ими санкций, были вынуждены снять флаги Либерии и Маршалловых островов. Скажется ли такое решение на сокращение импорта российской нефти? Судя по всему, у капитанов хватает в сундуках знамён и других государств.

А в эфире очередная серия мыльной оперы под общим названием «Нефтяной потолок». Если вдруг кто подзабыл про хитрые выверты её сюжета, в 2022 году несколько западных стран постановили, что правильно будет покупать нефть из России по цене не выше 60 долларов за баррель. И соответственно за 62 доллара уже неправильно, и за это можно будет отвешивать пинки и конфисковывать имущество. Москва согласовывать стоимость своих энергоресурсов отказалась, и корабли с чёрным золотом продолжили успешно бороздить воды мирового океана. Настолько успешно, что санкционеры возмутились и начали закручивать гайки, чтобы их ограничения всё же возымели хоть какой то результат.

В 2024 году напуганные угрозами США причастные к нефтяному бизнесу всё ж таки решили сделать хоть что-то, чтобы избежать удара по ягодицам. Reuters сообщает, что в последние недели десятки танкеров, ходящих под флагами Либерии и Маршалловых островов, начали снимать эти опознавательные знаки. Ведь коммерческие суда должны быть зарегистрированы или иметь флаг определенной страны, чтобы доказать своё соответствие международно признанным правилам безопасности и охраны окружающей среды.

Что подтолкнуло их отказаться от дорогого флага? Оказывается штаб-квартиры Либерии и Маршалловых островов находятся не на родине, а в Вирджинии, всего в нескольких милях от Вашингтона. В пределах юрисдикции США заставить соблюдать введённые ими санкции куда проще, чем посреди Тихого океана. Пришлось спустить знамя. И везти нефть обратно? Зачем уж так-то забегать вперёд. О том, как именно Россия обходит нефтяной потолок в прошлом году довольно подробно описал бывший руководитель департамента стратегического планирования ПАО «Газпром нефть» Сергей. Вакуленко:

— Российская компания продаёт по сравнительно низкой цене какой-нибудь компании с адресом в Фуджейре, это один из Эмиратов. Там эта партия нефти покупается по очень низкой цене, но потом её продают по цене уже вполне высокой индийскому нефтепереработчику, китайскому нефтепереработчику и так далее. Выяснилось, что Индия и Китай покупают российскую нефть по крайней мере вот там у себя на своих берегах.

Примерно за те же деньги, за что они покупают там нефть из Омана или Арабских Эмиратов с поправками на сорта. А из России она вроде бы уходит очень дёшево. Что это значит? Это значит, что наверняка есть какой-то посредник, который в России дёшево покупает, а в Индию дорого продаёт. Понятно, что сколько-то прилипало к рукам непосредственно людей, которые этим заняты. Но часть этих денег была такая вот не очень понятная денежная масса где-то на счетах никому неизвестных фирм, зарегистрированных в Гонконге или в Эмиратах и очень полезных для того, чтобы купить и потом как-то отправить в Россию подсанкционный товар: то ли керамические шарики для гидроразрыва, то ли микросхемы для ракет.

Судно может быть под флагом Маршалловых островов, но реальный владелец греческий или мальтийский, который часто страхует своё судно, ну, у какого-то западного страхового клуба. Показывая, что вот у меня бумага, аттестат, в котором написано, что я забрал нефть, которую продали в Приморске, или в Усть-Луге, или в Новороссийске по цене 57$ за баррель. Более того, люди могут даже пойти в российскую таможню и подать таможенную декларацию, что они продали это 57$ за баррель. Законодательство современное выстроено так, что в общем, ему нужны какие-то минимальные доказательства того, что да, действительно, я спросил, мне сказали 57, какую-то бумажку показали, и всё в рамках потолка. По разным оценкам, кто-то говорит это 30-40% обеспечения российских поставок, а кто-то говорит, что 10. Если же говорить про второй сегмент, который никак с Западом не связан — это либо индийские либо китайские покупатели, на которых можно пытаться накладывать вторичные санкции. Но это означает торговую войну между США и Европой с одной стороны и Индией и Китаем. И это слишком большие противники. Хочется ли Европе и США тратить политический капитал вот конкретно на это? Такое ощущение, что пока не хочется.


Рейтерс подсчитал, что с октября Министерство финансов США ввело санкции в отношении примерно 41 нефтяного танкера за то, что Россия проигнорировала наложенные на неё из-за рубежа ограничения. 24 из которых плавали под либерийским флагом, а один — под флагом Маршалловых островов. Остальные предпочли вывеску африканских стран. Из тех танкеров под флагом Габона, в которых заинтересована ведущая российская судоходная компания Совкомфлот FLOT, по крайней мере три недавно плавали под либерийским флагом. При этом африканцы даже не пытаются делать вид, что игнорируют американские санкции. Во всяком случае министр транспорта Габона Лоик Мудума как ну духу заявил:

— Мы не являемся регистрацией флагов для мореплавателей-изгоев в мире. Если какой-либо союзник, любой партнер в мире поймет, что существует габонское судно, плавающее под габонским флагом и осуществляющее незаконную деятельность, все, что им нужно сделать, это отправить нам полное досье, и мы сами предпримем шаги, чтобы снять флаг с этого судна. Будь то россиянин или любой другой национальности.


Де-юре страна тщательно умыла руки. Де-факто — пока кто-то поймёт, пока соответствующие документы направит, пока получит соответствующие распоряжение вышестоящей инстанции — возможно, и впрямь к очередной годовщине установки потолка цен на нефть примут по козырёк и побегут исполнять приказ. Кто там будет следующим после — ЦАР, Мали или Мальта? Флагов, вроде как, хватает.

Во всяком случае Bllomberg, который трудно заподозрить в симпатиях к российским нефтяникам, отметил, что доходы Москвы от нефти и газа выросли более чем на 80% в феврале по сравнению с предыдущим годом и составили более 10 миллиардов долларов.

Знамя на замену: танкеры с нефтью из России массово снимают флаги из-за санкций


А всё потому что налоги на нефть были рассчитаны исходя из средней цены Urals в 65 долларов за баррель, а годом ранее этот ценник составлял менее 50 баксов. То что нефтяной потолок работает очевидно, но в какую то другую сторону.

/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter