7 марта 2024 БКС Экспресс
В повседневной жизни мы почти не сталкиваемся с роботами, похожими на людей. А вот в новостях и в массовой культуре они встречаются очень часто, и некоторые из них могут нас пугать или вызывать неприязнь. У этого явления есть название — эффект «зловещей долины». Объясняем, что это и как работает.
Откуда взялся термин
В 1970 г. японский инженер и ученый-робототехник Масахиро Мори написал эссе для журнала Energy под названием «Bukimi No Tani», в котором выдвинул гипотезу: люди испытывают симпатию к игрушкам и роботам только до момента, пока они не приобретут слишком много человеческих черт. В противном случае могут возникнуть отвращение, беспокойство и страх.
В 1978 г. автор книги «Роботы: факты, вымысел и предсказания» Ясия Райхард перевела название работы Мори как Uncanny Valley, то есть «зловещая долина». Именно тогда появился этот термин.
Мори нарисовал линейный график, на котором показал, как уровень симпатии к объекту зависит от схожести с человеком.
Источник: androidscience.com
Так, кривая начинает рост от нуля, где находятся промышленные роботы, к которым человек не испытывает почти никаких чувств, поскольку они полезны и не антропоморфны. Линия начинает расти, когда речь заходит о роботизированных игрушках, вроде Ситриппио из «Звездных войн» — такие людям нравятся гораздо больше.
А после происходит резкое падение в отрицательную область — ту самую «зловещую долину». Это связано с тем, что игрушки или роботы становятся слишком похожи на людей. Мори относит сюда протезы, человекоподобных андроидов, марионеток, зомби.
За зоной падения, по мнению ученого, находится сам человек. Однако теоретически туда может попасть максимально правдоподобный робот, которого пока не создали.
Стоит отметить, что за несколько десятилетий гипотеза не раз подвергалась критике, а ученые пытались подтвердить или опровергнуть ее. Однако в 2018 г. исследователи из Хельсинки сообщили, что эффект начал подтверждаться все чаще. Добавим, что ни один робот с появления термина не сумел перейти «зловещую долину».
Что делает роботов страшными
Реалистичные персонажи или человекоподобные игрушки пугают нас далеко не всегда. Существуют несколько признаков, которые в таких случаях вызывают беспокойство и страх, от чего появляется ощущение «зловещей долины»:
• Мимика. Речь идет как о слишком активных движениях, например, беспричинно вращающихся глазах или открывающейся ротовой полости, так и о заторможенности или полном замирании. Все эти сигналы наш мозг воспринимает как опасность.
• Механическое движение конечностями — несгибающиеся руки или ноги, неестественно вывернутые части тела, несвоевременные непонятные движения.
• Неестественная речь — помехи, механическое звучание или эхо. Кстати, существует и противоположная ситуация: не антропоморфный робот со слишком человеческим голосом тоже может пугать.
• Странные черты. Появление во внешности или поведении черт, не присущих людям, вызывают отторжение. Можно вспомнить персонажей из мюзикла «Кошки», который провалился в прокате в 2019 г. и собрал 6 «золотых малин».
Сталкиваясь с таким роботом в кино или в жизни, мы чувствуем дискомфорт, хотя понимаем, что перед нами неживое существо и бояться его не стоит. И тем не менее мы боимся. Существует несколько гипотез о том, почему это происходит:
• Страх неизвестности. Мы не можем предсказать, как робот поведет себя в той или иной ситуации, от этого появляется беспокойство.
• Проблемы с идентификацией. Когда перед нами предстает неизвестный объект, мозг анализирует его и определяет, к какой категории отнести. Однако он может зайти в тупик, когда робот, к примеру, ведет себя как человек, а говорит – как машина.
• Отсутствие чувств. Люди ориентируются на чувства в общении, это помогает понять мотивы собеседника. Однако роботы не проявляют эмпатии, поэтому такое поведение действует на нас отталкивающе.
• Страх смерти. Масихиро Мори говорил, что природа страха в данном случае может определяться тем, что человек воспринимает неодушевленный похожий на себя объект как нечто умирающее, в результате мозг считает его источником смерти, болезни или чего-то непонятного.
Как избежать «зловещей долины»
Человекоподобные роботы все чаще встречаются не только в кино. В последнее время многие IT-компании создают собственных андроидов, стараясь сделать их похожими на людей. Очевидно, что со временем их станет только больше. Чтобы не отталкивать людей от своих творений, создателям нужно обходить эффект «зловещей долины».
Вот два основных способа, как этого добиться:
• Не делать роботов максимально похожими на людей. Как мы уже поняли, это пугает. Наоборот, он может быть слегка мультяшным, и это не будет вызывать отторжения.
Японский робот-гуманоид Pepper, которого предлагали использовать как офисного помощника, похож на человека. У него есть руки и торс, а вот вместо ног установлены колеса, на лице нет бровей и носа. И это делает его, скорее, милым, а не отталкивающим.
• Перейти «зловещую долину», то есть сделать так, чтобы андроид был неотличим от человека. Тогда все несоответствия, о которые наш мозг «спотыкается», будут преодолены. Это очень сложно: движения должны быть четкими, а внешность идеальной. Напомним, еще ни один из созданных роботов не сумел преодолеть зону неприязни.
Откуда взялся термин
В 1970 г. японский инженер и ученый-робототехник Масахиро Мори написал эссе для журнала Energy под названием «Bukimi No Tani», в котором выдвинул гипотезу: люди испытывают симпатию к игрушкам и роботам только до момента, пока они не приобретут слишком много человеческих черт. В противном случае могут возникнуть отвращение, беспокойство и страх.
В 1978 г. автор книги «Роботы: факты, вымысел и предсказания» Ясия Райхард перевела название работы Мори как Uncanny Valley, то есть «зловещая долина». Именно тогда появился этот термин.
Мори нарисовал линейный график, на котором показал, как уровень симпатии к объекту зависит от схожести с человеком.
Источник: androidscience.com
Так, кривая начинает рост от нуля, где находятся промышленные роботы, к которым человек не испытывает почти никаких чувств, поскольку они полезны и не антропоморфны. Линия начинает расти, когда речь заходит о роботизированных игрушках, вроде Ситриппио из «Звездных войн» — такие людям нравятся гораздо больше.
А после происходит резкое падение в отрицательную область — ту самую «зловещую долину». Это связано с тем, что игрушки или роботы становятся слишком похожи на людей. Мори относит сюда протезы, человекоподобных андроидов, марионеток, зомби.
За зоной падения, по мнению ученого, находится сам человек. Однако теоретически туда может попасть максимально правдоподобный робот, которого пока не создали.
Стоит отметить, что за несколько десятилетий гипотеза не раз подвергалась критике, а ученые пытались подтвердить или опровергнуть ее. Однако в 2018 г. исследователи из Хельсинки сообщили, что эффект начал подтверждаться все чаще. Добавим, что ни один робот с появления термина не сумел перейти «зловещую долину».
Что делает роботов страшными
Реалистичные персонажи или человекоподобные игрушки пугают нас далеко не всегда. Существуют несколько признаков, которые в таких случаях вызывают беспокойство и страх, от чего появляется ощущение «зловещей долины»:
• Мимика. Речь идет как о слишком активных движениях, например, беспричинно вращающихся глазах или открывающейся ротовой полости, так и о заторможенности или полном замирании. Все эти сигналы наш мозг воспринимает как опасность.
• Механическое движение конечностями — несгибающиеся руки или ноги, неестественно вывернутые части тела, несвоевременные непонятные движения.
• Неестественная речь — помехи, механическое звучание или эхо. Кстати, существует и противоположная ситуация: не антропоморфный робот со слишком человеческим голосом тоже может пугать.
• Странные черты. Появление во внешности или поведении черт, не присущих людям, вызывают отторжение. Можно вспомнить персонажей из мюзикла «Кошки», который провалился в прокате в 2019 г. и собрал 6 «золотых малин».
Сталкиваясь с таким роботом в кино или в жизни, мы чувствуем дискомфорт, хотя понимаем, что перед нами неживое существо и бояться его не стоит. И тем не менее мы боимся. Существует несколько гипотез о том, почему это происходит:
• Страх неизвестности. Мы не можем предсказать, как робот поведет себя в той или иной ситуации, от этого появляется беспокойство.
• Проблемы с идентификацией. Когда перед нами предстает неизвестный объект, мозг анализирует его и определяет, к какой категории отнести. Однако он может зайти в тупик, когда робот, к примеру, ведет себя как человек, а говорит – как машина.
• Отсутствие чувств. Люди ориентируются на чувства в общении, это помогает понять мотивы собеседника. Однако роботы не проявляют эмпатии, поэтому такое поведение действует на нас отталкивающе.
• Страх смерти. Масихиро Мори говорил, что природа страха в данном случае может определяться тем, что человек воспринимает неодушевленный похожий на себя объект как нечто умирающее, в результате мозг считает его источником смерти, болезни или чего-то непонятного.
Как избежать «зловещей долины»
Человекоподобные роботы все чаще встречаются не только в кино. В последнее время многие IT-компании создают собственных андроидов, стараясь сделать их похожими на людей. Очевидно, что со временем их станет только больше. Чтобы не отталкивать людей от своих творений, создателям нужно обходить эффект «зловещей долины».
Вот два основных способа, как этого добиться:
• Не делать роботов максимально похожими на людей. Как мы уже поняли, это пугает. Наоборот, он может быть слегка мультяшным, и это не будет вызывать отторжения.
Японский робот-гуманоид Pepper, которого предлагали использовать как офисного помощника, похож на человека. У него есть руки и торс, а вот вместо ног установлены колеса, на лице нет бровей и носа. И это делает его, скорее, милым, а не отталкивающим.
• Перейти «зловещую долину», то есть сделать так, чтобы андроид был неотличим от человека. Тогда все несоответствия, о которые наш мозг «спотыкается», будут преодолены. Это очень сложно: движения должны быть четкими, а внешность идеальной. Напомним, еще ни один из созданных роботов не сумел преодолеть зону неприязни.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба