12 марта 2024 Райффайзенбанк
Активное расходование средств федерального бюджета в начале 2024 года не несет рисков для его исполнения по году в целом.
По предварительной оценке Минфина, дефицит бюджета за 2 месяца 2024 года расширился до 1,5 трлн рублей (0,3 трлн рублей в январе) за счет ускорения темпов расходования в феврале при по-прежнему сильной динамике доходов (5 трлн рублей за 2 месяца). Доходы бюджета за 2 месяца выросли почти на 60% год к году. Их поддерживают разовые выплаты, причем не только в ненефтегазовой части. Так, в феврале бюджет пополнили доплаты за НДПИ на нефть за 4 квартал 2023 года, за счет чего размер НДПИ сложился рекордным для последних лет. Расходы в феврале ощутимо ускорились относительно января (3,8 трлн рублей после 2,7 трлн рублей). Впрочем, совокупная доля расходов за 2 месяца относительно ожидаемых за этот год 37 трлн рублей сейчас составляет 17% – сопоставимо с 2023 года, когда бюджет в начале года также авансировал и контрактовал часть расходов вразрез с обычной сезонностью.
Расходы бюджета могут нормализоваться уже в ближайшие месяцы, доходы в 2024 году вряд ли окажутся сильно ниже плана
Мы полагаем, что в 2024 году, как и годом ранее, активное использование бюджетных средств в начале года не несет рисков для исполнения бюджета. С одной стороны, доходы бюджета запланированы на уровне в 35 трлн рублей, ощутимую часть которых должны обеспечить разовые поступления, оценки которых, скорее всего, окажутся близки к факту. От возможного ухудшения конъюнктуры нефтегазовых доходов бюджет формально защищен бюджетным правилом, риск снижения доходов от прочего товарного экспорта может иметь ограниченный эффект. При этом, по опыту прошлого года, темпы расходов должны нормализоваться уже в ближайшие месяцы и до конца года.
Стимулирующая фискальная политика – один из факторов в пользу поддержания жесткой монетарной политики
Бюджетная политика в 2024 году остается стимулирующей, что является важным проинфляционным фактором. При этом, регулятор отмечает, что для монетарной политики наиболее значимы запланированные расходы на среднесрочном горизонте и налоговая политика, а график фактических перечислений бюджетных средств внутри года имеет скорее второстепенное значение. На наш взгляд, возможная неоднородность, в особенности в части социальных расходов, может точечно разогреть потребление и привести к временному всплеску инфляции, но такая динамика, действительно, может не требовать реакции со стороны ЦБ.
/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
По предварительной оценке Минфина, дефицит бюджета за 2 месяца 2024 года расширился до 1,5 трлн рублей (0,3 трлн рублей в январе) за счет ускорения темпов расходования в феврале при по-прежнему сильной динамике доходов (5 трлн рублей за 2 месяца). Доходы бюджета за 2 месяца выросли почти на 60% год к году. Их поддерживают разовые выплаты, причем не только в ненефтегазовой части. Так, в феврале бюджет пополнили доплаты за НДПИ на нефть за 4 квартал 2023 года, за счет чего размер НДПИ сложился рекордным для последних лет. Расходы в феврале ощутимо ускорились относительно января (3,8 трлн рублей после 2,7 трлн рублей). Впрочем, совокупная доля расходов за 2 месяца относительно ожидаемых за этот год 37 трлн рублей сейчас составляет 17% – сопоставимо с 2023 года, когда бюджет в начале года также авансировал и контрактовал часть расходов вразрез с обычной сезонностью.
Расходы бюджета могут нормализоваться уже в ближайшие месяцы, доходы в 2024 году вряд ли окажутся сильно ниже плана
Мы полагаем, что в 2024 году, как и годом ранее, активное использование бюджетных средств в начале года не несет рисков для исполнения бюджета. С одной стороны, доходы бюджета запланированы на уровне в 35 трлн рублей, ощутимую часть которых должны обеспечить разовые поступления, оценки которых, скорее всего, окажутся близки к факту. От возможного ухудшения конъюнктуры нефтегазовых доходов бюджет формально защищен бюджетным правилом, риск снижения доходов от прочего товарного экспорта может иметь ограниченный эффект. При этом, по опыту прошлого года, темпы расходов должны нормализоваться уже в ближайшие месяцы и до конца года.
Стимулирующая фискальная политика – один из факторов в пользу поддержания жесткой монетарной политики
Бюджетная политика в 2024 году остается стимулирующей, что является важным проинфляционным фактором. При этом, регулятор отмечает, что для монетарной политики наиболее значимы запланированные расходы на среднесрочном горизонте и налоговая политика, а график фактических перечислений бюджетных средств внутри года имеет скорее второстепенное значение. На наш взгляд, возможная неоднородность, в особенности в части социальных расходов, может точечно разогреть потребление и привести к временному всплеску инфляции, но такая динамика, действительно, может не требовать реакции со стороны ЦБ.
/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу